Меню

ПАМЯТЬ

31.08.2006 00:00 162 (10550)
МАЭСТРО, КОЛЛЕГА И ДРУГ 12 августа ушел из жизни выдающийся джазовый пианист Аркадий Эскин. Челябинцам он был хорошо знаком по выступлениям ансамбля «Уральский диксиленд», ...


МАЭСТРО, КОЛЛЕГА И ДРУГ

12 августа ушел из жизни выдающийся джазовый пианист Аркадий Эскин. Челябинцам он был хорошо знаком по выступлениям ансамбля «Уральский диксиленд», в котором музыкант работал с 1994 по 2002 год.

Алексей БАТАШЕВ

…Он появился на свет на Украине, приобрел всесоюзную и европейскую известность в России и уходил на покой в Минске, где его называли патриархом белорусского джаза.
Ему повезло с родителями и с учителями: папа Борис Аркадьевич, виолончелист, играл в Харьковском театре оперы и балета, мама была пианисткой в джаз-оркестре Бориса Ренского, да к тому же и сам он родился вундеркиндом. Слава богу, что его взяли в музыкальную школу для особо одаренных детей и с ним стала заниматься лучший педагог, доцент Харьковской консерватории Алиса Гольдингер, одна из последних учениц Римского-Корсакова. Она принадлежала к элите российской интеллигенции, среди ее родственников были пианист и выдающийся музыковед профессор Арнольд Альшванг, профессор истории Егор Редин, художница Екатерина Гольдингер, ее мать, первая в мире женщина-хирург Зинаида Окунькова, в числе учеников — ее собственная дочь Ноэми, также оказавшаяся выдающимся педагогом, Женя Лившиц, ставший, правда, не музыкантом, а знаменитым физиком и академиком. Алиса Николаевна прививала своим ученикам вкус, ясность музыкального мышления, чувство меры. И как бы Аркадий Эскин ни самообразовывался потом на джазовом поприще (а как же без этого?), но безупречный аппарат, обладающий тончайшими нюансами звук, мгновенно узнаваемое туше, не знающая пределов техника при любой динамике стали его ошеломляющими характеристиками. Другого такого пианиста — «внука» Римского-Корсакова! — в отечественном джазе просто не было и, увы, уже не будет.
Джаз он начал играть в Харькове еще при сталинском режиме, сначала в ресторане. Иного выбора тогда и не было. Когда в конце 50-х окончил школу, был взят в джаз-оркестр тамошней военной академии. У него уже был шестилетний профессиональный стаж. Гастрольную жизнь он начинал музыкантом Луганской, Чеченской и Рязанской филармоний. Потом его пригласили в киевский «Днiпро», и он играл сначала с Игорем Петренко, потом с Гиви Гачечиладзе, оттуда его взяли в Москву к Леониду Утесову, после года работы он принял приглашение Тбилиси ставить на ноги молодой ансамбль «Иверия» и, наконец, долгая остановка в Ростове, создание своих ансамблей, всесоюзная слава благодаря триумфам на джаз-фестивалях в Куйбышеве, Донецке, Днепропетровске, самых главных джазовых событиях в стране в те послепражские годы.
Но работу, хоть отчасти джазовую, найти тогда было непросто. Он искал работу и партнеров по всей стране. Через Гиви Гачечиладзе узнал о вакансии в тбилисском «Чанги» и провел несколько месяцев с Колей Гончаровым, Костей Носовым, Пресняковым-старшим и начинавшим свою биографию Сергеем Гурбелошвили.
В 1972 году Виктор Вуячич предложил ему работать вместе, создать инструментальный ансамбль и поселиться в Белоруссии. Видимо, это позволяло Аркадию решить проблему с жильем (о, этот квартирный вопрос!), и он переезжает в Минск. Здесь создает ансамбль «Тоника», гастролирует почти десять лет с Вуячичем, потом шесть лет работает с «Песнярами» Владимира Мулявина. В составе этих ансамблей он получает возможность объехать много стран, послушать, поиграть и почувствовать себя человеком мира. Не скажу, что эта работа ему не нравилась, но захотелось поиграть побольше джаза. Году в 87-м он приходит в самый элитный оркестр республики, оркестр, стремящийся к наивысшей планке, в каком бы жанре и стиле не требовалось выступать, — в Государственный концертный оркестр Белоруссии под управлением Михаила Финберга.
В 1994 году Аркадий получает приглашение из Челябинска от искусного трубача и бэнд-лидера Игоря Бурко для работы в Западной Европе в составе «Уральского диксиленда». С большим успехом прошли их гастроли по Голландии, Франции, Бельгии, Англии, Шотландии, Ирландии. Концерты в джаз-клубах Парижа (ежедневно в течение 20 дней), Лондона, Ливерпуля, участие в джазовых фестивалях в Голландии (Гаага, Эйндховен), Швеции (Гетеборг), Дании, Шотландии (Эдинбург)... Там были записаны три компакт-диска (45 пьес!), в том числе один, где с «уральским джазовым чудом» спели английская джазовая певица Берил Брайден и легендарный трубач-ветеран, «живая история джаза», друг Луи Армстронга Нат Гонелла.
Истовый летописец белорусского джаза Яков Басин, у которого я почерпнул неизвестные мне страницы творческой биографии Аркадия Эскина, упоминает и любопытнейший эпизод его богатой творческой судьбы — его трехмесячные гастроли в привередливую Японию со скрипачом Борисом Бернштейном, где он играл джаз на самых разных концертных площадках.
Аркадий подарил мне свою дружбу на судьбоносном международном джаз-фестивале «Таллин-67», и с тех пор, встречаясь с ним и слушая его выступления, я всегда поражался его игрой и ее совершенством. И удивлялся, как его совершенно исключительный пианизм воспринимается for granted, само собой разумеющимся. Как если бы чистый алмаз все молча покупали по цене блистающих стразов. Зато беседы с ним доставляли и моему сердцу и уму огромную радость общения с большим и обаятельным музыкантом.
Его все любили, у него, возможно, были завистники, но о врагах я не слышал. Уход Аркадия Эскина — огромная потеря для нашей музыки.