Меню

ГОСТЬ "ВЧ"

25.08.2006 00:00 158 (10546)
В КОМПАНИИ БРАТЦА КРОЛИКА «Впечатляет!», «Спасибо за добрые произведения», «Понравилась ваша тонкая ирония» — все эти высказывания можно прочесть ...


В КОМПАНИИ БРАТЦА КРОЛИКА

«Впечатляет!», «Спасибо за добрые произведения», «Понравилась ваша тонкая ирония» — все эти высказывания можно прочесть
в книге отзывов на персональной выставке челябинского художника Анатолия ГИЛЕВА.

Из досье «ВЧ»

Анатолий Гилев
Родился в 1931 году. Окончил Курганское железнодорожное училище, философский факультет университета марксизма-ленинизма в Челябинске. Посещал студию изобразительного искусства при ДК ЧТЗ.
Работал художником Челябинского театра драмы (1955 — 1956), художником газеты «Комсомолец» (1956 — 1964). Был главным художником мастерских Художественного фонда СХ СССР. Сейчас свободный художник.
Член Союза журналистов и Союза художников России. Участник свыше семидесяти международных выставок, неоднократный дипломант. Основные направления творчества — графика, книжная иллюстрация, карикатура.

Светлана ШЛЫКОВА
Фото Сергея АРСЕНЬЕВА

Читателям «Вечерки» мастер знаком по иллюстрациям к страничке «Детская комната», которая несколько лет выходила в газете. Анатолий Васильевич очень любит рисовать для мальчишек и девчонок. И совсем не случайно именно нашему земляку различные российские издательства доверяли художественное оформление книг. «Сказки» Киплинга, «Золотой ключик», «Три повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше», «Сказки дядюшки Римуса» — список произведений с картинками Гилева равен цифре 120. Неплохо, согласитесь.
Сегодня художник-график, карикатурист — гость «ВЧ». Из его рассказа вы узнаете, что рисовать Анатолий Гилев стал потому, что читал книги, что он до сих пор не изменяет своему любимому персонажу Братцу Кролику, что хобби спасало от гауптвахты, и о многом другом.

РОЛЬ ДЯДЮШКИ РИМУСА

— Анатолий Васильевич, понимаю, что банальный для художника вопрос, но все же... Вы помните свои первые рисунки?
— Осознанно занялся рисованием, когда учился в начальной школе. На уроках пытался проиллюстрировать «Сказки дядюшки Римуса». Это была моя любимая книга — а читал я с четырех лет — вот и делал, чтобы развеселить друзей, своеобразные комиксы с Братцем Кроликом в главной роли.
— К этому литературному герою вы не потеряли интереса до сих пор. Уже в зрелом возрасте стали автором иллюстраций к книге, вышедшей в одном московском издательстве…
— Да, Братец Кролик — мой любимый герой. Герой из детства...
— А каким было ваше детство?
— Я плохо помню родителей: мать умерла, когда мне было два года, отец не вернулся с фронта. Потом мы с младшим братом попали в детский дом. Однако те недолгие годы, что прожил с папой, уверен, определили мою дальнейшую жизнь. Во-первых, дома было много литературы. Я с удовольствием читал все: историю партии, гражданской войны, философскую и художественную литературу. Во-вторых, мой отец до ухода на фронт работал в курганской районной газете. Я часто к нему приходил и любовался, как Сашка-печатник — до сих пор помню имя этого мужчины — великолепно рисовал цветными карандашами.


«Воспоминание о Кубе».
Автопортрет на фоне мгновений жизни острова Свободы.

«КУХОННОЕ» ИСКУССТВО

— Почему графика стала любимым направлением вашего творчества?
— Наверное, она больше всего сочеталась с моим образом жизни. Графика — мобильный вид искусства. Лист бумаги и карандаш всегда можно иметь при себе и рисовать в свое удовольствие. Даже рабочее место для этого не требуется: хочешь — рисуй на кухне, хочешь — в командировке. В последние я постоянно ездил, когда работал в газете «Комсомолец». Естественно, всегда делал наброски. Так что сама жизнь подсказала: графика — это мое. И опять же сказалась любовь к книге.
— Вы иллюстрировали книги о Буратино и Карлсоне, Маугли и Братце Лисе. Об этих персонажах довольно-таки устойчивое представление — зрительный образ уже сложился. Хотелось что-то свое в образ того же Карабаса Барабаса привнести?
— Вы правильно сказали — сложился какой-то стереотип, к которому все уже привыкли. И я не стремился сделать что-то очень свое — это чревато отторжением образа. Классика есть классика.
— Иллюстрации вы делаете в основном к детским книгам?
— Не только. Иллюстрировал много научно-популярной литературы. Например, нравилось рисовать к книгам «Организм защищается» и «Агенты биологической защиты».
— Рисовали микробы, что ли? Не скучно было?
— Весело! Я ведь с юмором их рисовал! Подошел к работе как карикатурист. Показал читателю образный мир, очеловечил микробы.

ИРОНИЯ КАРТИН

— Анатолий Васильевич, юмор, ирония во многих ваших работах чувствуются…
— Я бы назвал это самоиронией. Дело в том, что ко всем невзгодам жизни относился всегда с юмором. Я не помню зла, легко прощаю обиды. Вот и рисую так, чтобы другие улыбнулись.
— На этой выставке нам с фотокорреспондентом очень понравилась ваша работа под названием «По морозу босиком»: в дубленке нараспашку бежит смешная голая дамочка. Как родилась эта картина?
— Эта картина из серии «Народные гулянья». На мысль о сюжете меня навела известная песня «Валенки». Получилось в точности до наоборот. Да и вообще на создание работ меня вдохновляют именно задорные народные песни и частушки. Бывает и по-другому. Например, задумал написать картину к году Петуха. Видели ее, наверное — на фоне Кремля медведь спит? Это я переложил на современный лад сказку о Золотом Петушке, который будил всех, предупреждая об опасности. Получилось так по-русски: в ожидании, когда петушок прокричит, мишка сладко дремлет, положив голову на подушку, а рядом как атрибут бутылка…
— Скажите, отношение к жизни с юмором вам всегда помогает?
— Где-то помогает, где-то мешает. В армии, например, мой юмор не все могли оценить…


На уроках Анатолий Гилев рисовал Братца Лиса, смешил друзей,
за что учителя не раз выставляли мальчишку за дверь.

ХОББИ СПАСАЛО ОТ ГАУПТВАХТЫ

— Часто сидели на гауптвахте?
— Это для меня было самое родное место. Правда, хобби — рисование — не раз спасало меня от наказания. Я ведь как начал в школе в стенгазете рисовать, так продолжил и после окончания железнодорожного училища — сначала в обществе «Трудовые резервы», куда взяли художником, затем в армии. Мой командир жаловался, что не может меня лишний раз на гауптвахту посадить: мол, Гилева все время вызывают то в клуб рисовать, то на штабные учения карты составлять.
— Что-то не вижу ваших рисунков армейской тематики?
— А они все погибли вместе с другими работами, написанными до 1962 года. Жил до той поры на съемной квартире, рисунки хранил в сундуке. Как-то хозяева наводили порядок и все выбросили.
— Считали, сколько всего иллюстраций сделали, картин написали?
— А это невозможно сделать! Ведь вы тоже, наверное, не сосчитаете, сколько статей написали? Так и я. Могу сказать, что рисовал иллюстрации к более сотни книг, издал около шестидесяти плакатов. Карикатуры так вообще никогда не считал… Нет, все нереально подсчитать. В одной газете за десять лет работы, представляете, сколько иллюстраций сделал?

СТРИПТИЗ ДЛЯ ХУДОЖНИКА

— Анатолий Васильевич, этой выставкой, приуроченной к вашему 75-летию, остались довольны?
— В принципе да. Планировал, правда, выставить больше работ, чем получилось — практически не представленными оказались книжная графика, сатира. Но я все равно, конечно, доволен. И спасибо девочкам-искусствоведам — помогли отобрать работы для экспозиции.
— Переживали, как горожане воспримут ваши творения?
— Я даже на открытии выставки сказал, что персоналка для художника всегда является стриптизом. Я ведь выставил себя напоказ… Мне важно, чтобы работы понравились людям — горожанам. Рисую ведь для них, а не для того, чтобы все это пылилось в мастерской.
— На одной из картин есть ваш автопортрет…
— Картина называется «Воспоминание о Кубе». Не смог удержаться, чтобы не нарисовать себя рядом с очаровательной кубинкой. Я ведь заядлый путешественник. Побывали в творческих зарубежных поездках в Болгарии, Индии, Исландии, Польше, Чехословакии, Швеции, Шри-Ланке, странах Средиземноморья и на Кубе. Какая из стран произвела большее впечатление? Исландия. Был очарован северной суровой красотой. Ради нее стоило лететь за тысячи километров! Исландский пейзаж тоже представлен на выставке, видели? Природа завораживает, правда?..


Увидев эту картину, невозможно не улыбнуться. Иронический сюжет подсказан песней «Валенки».