Меню

Иконы покчинского письма

22.08.2014 15:57 63 (11775)


Пару слов хочется сказать про иконописную мастерскую, которая во второй половине XIX века была в селе Покча, расположенном в семи километрах от Чердыни (современный Пермский край).
В Чердынском краеведческом музее имени А.С. Пушкина собран богатый материал о династии Федосеевых — устроителях и владельцах этой мастерской.

Иконописцы
Мастерскую основал крестьянин села Покча Василий Иванович Федосеев.
Год, когда произошло это событие, а также место и мастера, у которых Василий Иванович обучался иконописному мастерству, неизвестны.
В.И. Федосеев не только писал иконы, но и резал и золотил киоты, иконостасы для храмов и часовен Чердынского уезда, а также принимал заказы из разных городов Прикамья.

В 1854 году в документах по Успенской церкви Чердыни указано: «Села Покчи крестьянину Василию Федосееву за работу балдахина и двери ко гробнице и за переплет различных церковных книг выдано 40 рублей», «Села Покчи крестьянину подрядчику по позолоте и переборке всего иконостаса в теплом храме Богоявления Господня Василию Ивановичу Федосееву на покупку золота и редких материалов для означенного предмета записано 394 рубля 61 копейка, и все статьи расхода снабжены расписками в книге получателем В.И. Федосеевым».
В 1869 году Василий Иванович получил заказ от монахов Свято-Троицкой Стефано-Ульяновской обители на изготовление киотов для двух древних святынь — икон Спаса Нерукотворного и Похвалы Пресвятой Богородицы.

В письме отца Феодосия, выполнявшего послушание по сбору пожертвований для обители в городах Пермского края, адресованном игумену Матфею из Чердыни в 1869 году, сообщается: «Василию Ивановичу Федосееву письмо написал и просил две рамы сделать на Спасителя и Божией Матери Похвалы позолоченным отливом и с резьбами позолоченными же на полимент, мы были у него и вручили письмо и просфору, он очень ласково принял и беседовал несколько часов за чаем о спасении души. Он спрашивал, скоро ли вам надо. Цены не объяснил ничего, сколько будут стоить, он очень набожный человек, и я думаю, дорого не возьмет, только он небогатый крестьянин».

По описи Благовещенской церкви села Покчи за 1875 год известно, что Василий Иванович пожертвовал в храм образ «в киоте внутри золоченом на полимент с изображением святого Мароя, наподобие резного, золоченого на полимент».
На сегодняшний день известны три иконы, выполненные Василием Ивановичем Федосеевым. Это «Необоримая Стена и Покров России», «Образ Божией Матери Владимирской с избранными святыми», «Святой мученик Марой, святая мученица Фотинья и святой отрок Артемий Веркольский».
 
* * *
Старшего сына Василий Иванович назвал в честь известного иконописца преподобного Алипия Печерского.
Алипий Федосеев получил прекрасное домашнее образование и стал владельцем иконостасно-живописного заведения в селе Покча. В мастерской Алипия Васильевича работали 25 талантливых умельцев. Это были резчики, столяры, плотники, маляры, позолотчики, иконописцы. Покчинские мастера благоукрашали храмы Чердынского, Соликамского уездов и края Коми.

Например, в ноябре 1872 года получил 2350 рублей за трехпридельный иконостас для нижнего этажа соборного храма Свято-Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря. В расходной книге содержится описание иконостаса: «Колонны и резьба… прилично вызолочены на полимент червоным золотом, а гладь окрашена крымшефервенсомна лаку».

Алипий Федосеев относился уже к купеческому сословию.
Помимо мастерской он владел лавками, амбарами, кирпичеделательным заведением, торговал хлебом, бакалейными товарами. За заслуги по духовному ведомству был награжден серебряными медалями на Станиславской ленте. Являлся почетным блюстителем Покчинского двухклассного училища. Более 16 лет Алипий Васильевич служил старостой Благовещенской церкви села Покча.