Меню

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

15.08.2006 00:00 150 (10538)
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспертный совет Министерства образования РФ рассматривает вопрос о п...


ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Экспертный совет Министерства образования РФ рассматривает вопрос о присвоении статуса экспериментальной федеральной площадки образовательной системы Ленинского района. Почему район Челябинска собираются удостоить такой чести? В чем вообще заключается эксперимент? Об этом накануне ежегодной августовской конференции педагогов области читателям «Вечерки» рассказала заместитель начальника управления образования Ленинского района Светлана АБДУЛЛИНА.

Безумие — продолжать делать
то же самое и надеяться,
что все изменится само собой.
Английский афоризм

— Вы, наверное, уже обратили внимание на эпиграф, который используется на этой страничке. Может показаться, что он совсем неподходящий, но это только на первый взгляд. По сути, сейчас ситуация в образовании не только нашего района, но и страны да и мира напоминает безумие. И вот почему. Система обучения, существующая сегодня практически во всех странах, классно-урочная. Она была разработана еще Яном Каменским в XVI веке. За пятьсот лет существования этой системы произошли кардинальные изменения, а способы обучения остались незыблемыми. Так не безумие ли продолжать делать то же самое и надеяться, что все изменится само собой, что выпускники современных школ вдруг станут успешными, имея только хорошие оценки в аттестате и вооружившись объемом знаний только по учебным предметам?
Решение получить статус федеральной экспериментальной площадки созрело у специалистов Ленинского района не вдруг. Мы сделали вывод: развитие образовательной системы традиционными способами сейчас невозможно даже у нас в районе, который считается в данном направлении лидером. Участие в конференциях института проблем образовательной политики при Министерстве образования Российской Федерации подкрепило наше решение использовать в деятельности инновационные программы. Причин для этого несколько.

УЧИТЕЛЬ ОТСТАЕТ ОТ УЧЕНИКА

Сейчас на дворе информационный век. Не учитывать этого нельзя. В мире существуют две области, где время между появлением новой идеи и началом ее использования составляет пятьдесят лет. Это образование и строительство. А ведь сейчас всем заправляет закон Мура, который гласит, что информация и технология переживают быстрый прогресс, что они удваиваются каждые 18 месяцев. А это означает, что каждому из нас тоже нужно удваивать объем своих знаний каждые 18 месяцев, иначе мы рискуем остаться далеко позади. Вот почему в информационном веке то, что вы изучаете, не так важно, как то, насколько быстро вы это изучаете. Сегодня рискованно получать совет от того, кто располагает устаревшей информацией, а информация 18-месячной давности считается уже устаревшей.
В связи с этим риторический вопрос: «Когда утверждены государственные стандарты образования и разработаны учебные программы в нашей стране?» Вот то-то и оно!
Как бы хорошо учитель ни трудился в нынешних условиях, он все равно будет отставать от самого ученика, живущего в другом информационном поле. Педагоги являются заложниками ситуации. Если сегодня всем миром все гражданские и общественные институты России не возьмутся решать проблемы качества образования, никаких изменений в самом обществе и стране не произойдет.

ТРОЕЧНИКИ УСПЕШНЕЕ ОТЛИЧНИКОВ

Важно и другое. Число правильных ответов, которые вы знаете, или хороших отметок, которые получали в школе, не смогут повлиять на ваш успех в последующей жизни. Успех измеряется тем, как много ответов вы не знаете в данный момент, но знаете способы быстрого получения ответов.
Что же должно стать результатом современного образования? Какими качествами должен обладать выпускник, чтобы быть социально успешным? На наш взгляд, это:
— умение строить отношения с разными людьми, то есть коммуникационные умения;
— умение работать в коллективе, команде, реализуя и цели своего собственного развития;
— умение ставить цели своей жизни и добиваться их выполнения (проектная деятельность);
— умение сохранять свое здоровье;
— умение добывать информацию, самому определять способы ее получения;
— умение решать разные проблемы творчески, создавать собственные алгоритмы действий.
Но все эти умения невозможно в настоящий момент отразить в аттестате выпускника. В нем только набор оценок по предметам. И хорошие оценки не гарантируют социальной успешности, а совсем наоборот — практика показывает, что троечники устраиваются в жизни лучше. А хорошисты и отличники не справляются с проблемами. Почему? Думаю, троечники умеют лучше приспосабливаться: где-то спишут, где-то попросят. Следовательно, мы должны давать всем выпускникам не только объем знаний, но и некий набор умений и личностных качеств, которые бы в дальнейшем помогли людям стать социально успешными.
Очевидно, что надо что-то менять. И что менять, в общем-то понятно. Вопрос в том, кто заявит о необходимости перемен, кто оформит эти перемены как заказ на качество образования, кто в этом заинтересован? Прежде всего это должны быть не только педагоги, но и родители, а также работодатели. Именно они как представители гражданского общества, непосредственно заинтересованные в качестве образования, и должны предъявить гражданский заказ на него.

ВСЕ ДЕЛО В «ЭВРИКЕ»

Задумываясь обо всех вышеперечисленных проблемах, специалисты управления образования Ленинского района, руководители образовательных учреждений решили пойти по пути развития районной образовательной системы и каждого учебного заведения через инновационную деятельность. Толчком для принятия такого решения, как уже отмечалось, послужило участие в конференции института проблем образовательной политики «Эврика» в ноябре 2005 года в Москве и в проектно-экспертном семинаре по развитию инновационной деятельности в образовании в июне 2006 года, который проводил ректор института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, посетивший Челябинск. В настоящий момент образовательная система Ленинского района принимает участие во Всероссийском конкурсе на присвоение статуса федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка модели мониторинга здоровья учащихся как одна из форм гражданского заказа на качество образования».
Основания для определения темы изложены выше, а предполагаемый результат — это прежде всего качественные изменения в системе образования. Сколько бы мы сейчас школу ни критиковали, ни ругали, ни хвалили, бесполезно. Нужно менять систему в целом и кардинально. Национальный проект «Образование» тоже направлен на это. И чтобы качественно изменить систему и весь образовательный процесс, войти в режим инновационной работы, нам нужно подключить к работе все образовательные учреждения района — детские сады, школы, детские дома, интернаты, учреждения дополнительного и начального профессионального образования. Статус федеральной экспериментальной площадки для этого как нельзя кстати.

РАВНЕНИЕ НА ЛИЦЕЙ № 77

В нашей стране уже есть опыт работы образовательных учреждений, которые выстраивают образовательный процесс интегрируя в классно-урочную систему другие формы организации учебной деятельности. Например, ученик сам составляет свою образовательную программу, а учитель выступает в роли сопровождающего. В Ленинском районе имеется лицей № 77, который работает с институтом «Эврика» восемь лет. Результаты образовательного процесса, который ведется по новым технологиям, впечатляют: они в четыре-пять раз выше, чем в других учебных заведениях. К примеру, по итогам ЕГЭ из 75 выпускников 68 набрали восемьдесят баллов и выше. Это практически сто процентов. В других, тоже статусных, школах и лицеях данный показатель 15 человек. Согласитесь, есть разница.
И хотя статус федеральной экспериментальной площадки нам еще не присвоен, работа уже началась. Все образовательные учреждения района, а их 85 (самое большое количество в городе Челябинске по сравнению с другими районами), распределились на три группы. Каждая из них работает над своей темой: определение качества образования в современных условиях, формирование гражданского заказа, влияние образования на состояние здоровья участников образовательного процесса. Последнее, к слову, очень важно. Ведь повлиять на улучшение здоровья подрастающего поколения может даже по-иному устроенный образовательный процесс. Если не надо будет, допустим, семь часов подряд сидеть за партой, уже снимется определенная нагрузка. Другой пример: когда ученик станет сам составлять себе определенную образовательную программу, он не будет постоянно находиться в стрессе, не побоится, что его спросят о том, чего он не знает, и поставят двойку. Вообще теме влияния образования на здоровье будем уделять огромное внимание. Сейчас, допустим, мы не можем обязать все школы повесить в кабинетах тренажеры для глаз (зрение у учеников, сами знаете, портится). Работая в режиме экспериментальной площадки, образовательное учреждение будет это делать.

ХОРОШИЙ ОПЫТ

В Ленинском районе вообще сделано немало интересного. По крайней мере опыт для других может оказаться уникальным. Например, с 2000 года работает совет родительской общественности, в который входят представители школ района. В 2006 году открыта общественная приемная совета родительской общественности, при которой работают специалисты управления образования. Здесь могут проконсультировать родителей по всем вопросам жизнедеятельности и развития образовательных учреждений. Проведены районная конференция отцов, на которой обсуждались проблемы участия отцов в воспитании детей, и первый межрегиональный фестиваль семей «Погода в доме». (По итогам работы фестиваля в администрации города создана рабочая группа по разработке и реализации концепции программы «Челябинск — город семейного благополучия».)
Также проведены районная научно-практическая конференция для руководителей и их заместителей, «круглый стол» по проблемам развития профильного обучения с участием руководителей промышленных предприятий, социологическое исследование запроса родителей на образовательные услуги.
Кстати, идею эксперимента сейчас поддерживают многие, в том числе специалисты городского управления образования. Все собираются следить за первопроходцами- «ленинцами».

 

«Родительское собрание» выходит два раза в месяц.
Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Автор рубрики
Светлана ШЛЫКОВА

Тел. 263-06-67
E-mail: svetlana@vecherka.uu.ru