Меню

Вокруг света за полтора миллиона

22.08.2014 09:11 63 (11775)

Разрушить стереотипы и догнать мечту.

Татьяна и Александр — счастливые люди, им удалось поймать мечту: они объехали вокруг света. В один прекрасный день сели в свою машину и поехали. Ничего ни у кого не просили, не уговаривали, только с Русским географическим обществом договорились о моральной поддержке.
— Если что случится, они нас вытащат, — объясняет глава экспедиции и семьи Александр Чемодуров.

Экспедиция стартовала 28 октября прошлого года от стен Кремля. Участники экспедиции — семья Чемодуровых. В ходе экспедиции путешественники посетили 102 страны мира, увидели около 100 памятников, занесенных в списки ЮНЕСКО. 19 августа путешественники должны были прибыть в Москву. Результатом поездки станет видеофильм и справочник для туристов, которым Александр Чемодуров займется сразу же после возвращения в родные пенаты.

Заветы Печкина
Охота к перемене мест у Чемодуровых открылась не так давно. Помог случай и… женитьба сына.
— Свадьбу сыграли в 2001-м и купили им путевки в свадебное путешествие, они отказались, поехали мы с Танюшкой, — рассказывает предысторию Александр. — И так нам это дело понравилось, что мы стали ездить периодически — два-три раза в год точно. Пошли внуки, мы их не видим — в очередное путешествие собираемся. Сын к нам: «Возьмете с собой?» — «Мы уезжаем в Китай». — «Нет, в Китай не пущу». Вот так мы им и «отомстили», — смеется путешественник.

Объездили ни много ни мало около 70 стран, тут и пенсия подоспела.
— Во-первых, хотелось уже «догнаться» до 100 стран. Ну а во-вторых, пенсионный возраст. Я посмотрел, почитал, что после выхода на пенсию мужики долго не живут: сказывается резкое уменьшение активности. Вот я и решил ее увеличить. Как говорил Печкин, на пенсии жизнь только начинается, — смеясь говорит вдохновитель экспедиции.

Словом, решили Чемодуровы мир посмотреть, памятники всякие, достопримечательности, чудеса света — мечту осуществить. С собой взяли машину, фотоаппарат и камеру — чтобы всю красоту запечатлеть. Пытались союзников найти.
— В журнал «Вокруг света» сообщили. «Не наш формат», — там ответили. Сотовый оператор, автомобильная компания — никому ничего не надо. Может, конечно, если бы обратились в головной офис, и был бы результат, но российские нас проигнорировали.
— И на какие же деньги путешествовали? Кругосветка — удовольствие дорогое.
— У меня государственная пенсия очень хорошая, плюс накопили, плюс сдали квартиру, дачу, гараж. 1,5 миллиона уже потратили, чуть-чуть осталось, надеемся, доехать хватит, — просто признается Чемодуров.
 

Египет. Карнак.
Достопримечательность  по блату
В общем и целом энтузиасты преодолели 53 тысячи километров и побили собственный рекорд, посетив 102 страны.
— Где-то побывали уже во второй раз, какие-то страны впервые увидели. На самом деле полный кругосветный путешественник — это как раз автомобиль: он ехал, плыл, а мы пару раз все-таки перелетали через океан.
— Что запомнилось больше всего, что поразило?
— Знаете, мы всю дорогу преодолевали стереотипы. И как раз самое интересное — совсем не то, что рекламируется. В Эфиопии, например, мы увидели три огромных гранитных стелы, внешне повторяющих одноподъездные много-этажки. Двери в рост человека, ручки на дверях, окошки — как это объяснить? Никто не знает. Где это написано, показано? Нигде. Стелы огромные, по 200, а то и 300 тонн. Одну из них разрушили итальянцы: всю увезти не смогли, спилили где-то третью часть, потом обратно привезли. Датируются эти памятники I веком до нашей эры, но точно никто не знает. В Южной Америке, в Перу, в городе Ика есть музей гравированных камней. Он закрыт, но нас туда пустили по блату. Даже снимать разрешили. Приезжаем — никакой парковки нет, стоит полицейский, удивляется: «Музей давно не работает». — «Нас пустят». Заходим. Около тысячи гранитных камней, на которых гравировки изумительной чистоты — они даже не потемнели, настолько тонкие линии. Изображены динозавры, на которых едут люди, операции по пересадке сердца и даже мозга… Этим камням от 1,5 до 2 миллионов лет! Коллекцию начал собирать какой-то врач, который и обнаружил эти камни. Музей прикрыли, не дают ему развиваться, потому что не могут объяснить этот феномен. Там же, в Южной Америке, видели так называемую пластилиновую кладку: камни разной формы подобраны так, что между ними нет зазора. Как они держатся? Загадка. У индейцев на этот счет легенда существует: дескать, есть такая птичка, слюна которой может склеивать камни. И это было еще до инков. В Наске нас поразили не эти огромные рисунки — тут, кстати, ничего сложного-то нет, мы сами такие чертили, — но нам показали потрясающую систему водопроводов — вот настоящее чудо.
 

Африка. Кения.
 
Задержались из-за… ламы
— Где было сложнее всего?
— Наверное, в Латинской Америке. Вот, кстати, еще один стереотип: мы называем Южную Америку Латинской, а они называют Индоамерика (от слова индейская, а не индийская), и эти индоамериканские страны в плане организационном просто ужасные, хуже, чем в Африке. Работать с ними сложно, но почему-то все самые интересные достопримечательности находятся именно там. Плюс проблема с языком: на английском там почти не говорят, а испанский мы не знаем. Хотя когда толкаются возле машины, все понятно и без языка.

Первоначально планировали обогнуть земной шар за восемь месяцев, но не уложились — путешествие затянулось на все одиннадцать. Сейчас им осталось совсем немного: Уфа, Казань, Нижний Новгород, еще несколько городов. Финиш путешественники запланировали на 19 августа.
— Неправильно просчитали время: очень много занимали переезды через океан, — объясняет Александр. — В Кейптауне две недели грузили машину на корабль, месяц она плыла, потом две недели ее получали. В Перу попали в ДТП: я сбил ламу. Лама встала и ушла, а мы остались — радиатор пробит. Такой радиатор в Перу, оказалось, не достать — ждали еще три недели. Много времени занял переезд между Южной и Центральной Америкой.

Навигатор Энрике
В путешествие Чемодуровы принципиально поехали на своей машине, тем более что им не привыкать: автомобиль брали с прицелом на путешествия, за шесть предыдущих лет их «боевой конь» исколесил более 50 стран.
— С ДПС дважды встречались. Первый — когда я ламу сбил, второй случай был там же, в Перу. Я поворачиваю на зеленый, навстречу местный джигит летит на красный. Полиция приехала ровно через две минуты. Мы ничего объяснить не можем, они по-испански говорят. Мимо шла пожилая монахиня, остановилась: «Вам помочь? Я по-английски разговариваю». Поехали в участок, а там, оказывается, у них на каждом светофоре камера установлена, какая прелесть! Посмотрели, сразу все выяснили. Потом еще был случай, остановили нас: «У вас машина не соответствует безопасному движению»,. Что это значит? Ехали как положено: с включенными фарами, ничего не нарушали. Объясняемся по-английски: «У вас нет рефлекторов», — говорят. Каких рефлекторов? Оказалось, это такие светоотражающие полоски бумаги, впереди белые, а сзади красные. Взяли штраф 20 долларов. Ну, вот вернусь — пожалуюсь в контору, что они производят небезопасную машину, — хохочет Александр.
— Ехали по навигатору?
— Да, их у нас целых два, и они всегда показывают все разное. Одного «зовут» Энрике, а другой — «девочка», он говорит женским голосом, имя ему как-то не придумали. Почему Энрике? — переспрашивает собеседник. — Мы его купили в Португалии: поехали как-то на могилу принца Генриха Мореплавателя, который в свое время организовал массу морских экспедиций. Ходим, ищем, нам говорят: «Так вот же он». Смотрим, на надгробии написано: «Энрике навигатор». После этого наш навигатор и стал Энрике.

Экзотика и цивилизация
Путешествовали хоть и дикарями, но с комфортом.
— У нас есть палатка, столик, плитка, но пользовались мы этим редко. В Африке, к примеру, страшно. Там каждая деревня обнесена колючей проволокой от зверей. Ну ладно, если зебра забредет, а если кто покрупнее? Поэтому мы останавливались в отелях, там они вполне приличные: душ, кондиционер, все нормально. Кстати, очень много байкеров путешествуют так: они останавливаются у местных, в этих деревушках. Ну и представьте: хижина из коровьего навоза, накрытая пальмовыми листьями. Они там ночуют, утром выскакивают — и к реке. Один крокодилов отгоняет, другие купаются.
— Чем питались?
— Да что было. В Африке бананы ели. Там они совсем не такие: красные, черные, зеленые, но жутко вкусные. Так что теперь на бананы смотреть не могу. В Судане на границе отобрали все спиртное — у них там нельзя. В Кении бананы отобрали — зачем? У них свои имеются. Две банки российской тушенки так и провозили с собой всю дорогу.
— А как со здоровьем? Мало ли что в дороге может быть.
— Перед тем как выехать, сделали все прививки, взяли кучу таблеток. Нет, в дороге не болели, адреналин не позволял, а вот когда случались длительные остановки, когда ждали машину — вот тогда болячки вылезали.
 
Африка. Эфиопия.
 
Уральский колорит
В Челябинске супруги зашли в краеведческий музей, посмотрели на метеорит:
— Теперь хотим по пути в Чебаркуль завернуть.
Посетовали, что не могут до Аркаима доехать:
— Далеко. Конечно, все посмотреть невозможно, по-хорошему бы несколько дней потратить.
Более-менее цельное представление об области получили на фотовыставке «Один день из жизни Челябинской области» в музее.
— У вас очень хорошая музейная выставка, правильная. Это тот самый патриотизм, которого нам сейчас так не хватает. Во всем мире, особенно в США, это очень активно культивируется. В любой гостинице нам начинали рассказывать, что у них есть замечательного, что обязательно нужно посмотреть. А у нас? Приехали в Читу: «Ой, да что у нас смотреть — нечего!»; в Благовещенске: «У нас только наводнение и было». Отличный музей. Мы проехали по миру, нам есть с чем сравнивать.

Результатом кругосветной поездки станут фильм и книжка.
— Когда уезжали из Москвы, нас снимали федеральные каналы. Мы сразу договорились, что предоставим съемки, а они выберут, что нужно. Большой фильм смотреть никто не будет, хотя в Сеть выложим целиком. А книга будет для туристов, это такой справочник по всем странам: как ехать, куда ехать, что посмотреть.
— Куда теперь? На Марс?
— Хотим на Марс, но не возьмут, даже на Луну не пустят, — смеется Александр. — Если честно, сейчас никуда не хочется, а дальше поглядим.
Кругосветное путешествие прошло под эгидой Русского географического общества и посвящено 210-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и  195-летию кругосветной экспедиции Беллинсгаузена.
 
Фото Наиля Фаттахова и из архива семьи Чемодуровых.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»