Меню

ГАИШНИКИ ЗАВЕЛИ «СОВУ»

10.05.2006 00:00 82 (10470)
...Одна из технических новинок, появившихся в арсенале автоинспекторов накануне юбилея, — мобильный информационно-поисковый комплекс «Сова»....
ГАИШНИКИ ЗАВЕЛИ «СОВУ»


Сегодня исполняется 60 лет дивизиону ГАИ города Челябинска. Про его первых командиров говорят: «Они играли регулировочной палочкой, как хорошие музыканты на гитаре». Сейчас это умение далеко не самое главное для инспектора. Рабочий инвентарь гаишников стал многочисленнее и сложнее. Например, к юбилею закупили современный информационно-поисковый комплекс «Сова», с помощью которого можно легко вычислить нарушителя в потоке машин.

СТО И ОДИН АВТОИНСПЕКТОР
До 1946 года существовал лишь небольшой взвод по регулированию уличного движения, да и то на базе милиции. Состоял он из 18 инспекторов-регулировщиков, командира, инструктора и делопроизводителя. В апреле 1946 года начальник городского управления милиции полковник Крысин направил письмо в исполнительный комитет городского совета депутатов трудящихся с просьбой о преобразовании взвода РУД в отдельный дивизион численностью 101 человек. И вот 10 мая того же года горисполком принял соответствующее решение. Вскоре в дивизионе сформировалась и следственная группа по дорожно-транспортным происшествиям. На тот момент она состояла из четырех человек. Трудно себе представить, как эта маленькая группа разбиралась со всеми авариями, но в то время и автомобилей в городе было не так много. Это сейчас общественный транспорт составляет лишь десятую часть от всего автомобильного парка города. А в послевоенные годы «частников» почти не было.
Регулирование уличного движения долгое время оставалось основной обязанностью сотрудников дивизиона. Когда в Челябинске начали появляться «нерегулируемые» светофоры (первыми-то светофорами из специальной будки управлял регулировщик), некоторые работники ГАИ даже забеспокоились: «Как же шоферы будут светофор слушаться? Ведь на красный свет поедут!» Однако все обошлось.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ЛЮБИТ ОБРАЗОВАННЫХ
До 1948 года на вооружении ГАИ был всего лишь один мотоцикл и старый пикап. В 50-е годы в госавтоинспекцию передали пять американских мотоциклов «Харлей» и пять списанных из таксопарка «Побед» М-20. Полный амортизационный износ — таково было заключение комиссии по списанию автомобилей. Несколько лет пришлось промучиться с этими машинами, а в начале 60-х в ГАИ стали поступать «Москвичи» и «Волги». Ни скоростемеров, ни дымомеров тогда еще не было. Нарушители верили инспекторам на слово.
Сегодня на вооружении гаишников приборы для проверки подлинности документов и светопропускаемости стекла, металлоискатель, измеритель скорости движения автомобиля, видеокамеры, алкотестер, прибор для обнаружения взрывчатых веществ и многое другое. Одна из технических новинок, появившихся в арсенале автоинспекторов накануне юбилея, — мобильный информационно-поисковый комплекс «Сова». Это компьютер (с виду напоминает ноутбук, к которому присоединяется внушительных размеров ящик с проводами), устанавливаемый в салоне автомобиля ГИБДД, и камера, которая выносится наружу. Камера следит за ситуацией на дороге, посылая видеоряд на монитор компьютера. За экраном можно и не следить. Если камера засечет подозрительный автомобиль, техника издаст тревожный звук и зафиксирует нарушителя отдельной картинкой. Дальше взмах жезла, проверка документов и прочие традиционные процедуры.
«Сова» считывает номера всех машин, попадающих в «поле зрения» камеры, и тут же проверяет их по базе. Положение камеры сотрудник ГИБДД может менять при помощи кнопок компьютерной мыши, не выходя из своего автомобиля. Если по дороге проезжает авто, числящееся по каким-то причинам в розыске, а также не прошедшее техосмотр или водитель которого лишен прав, тут же раздается тревожный сигнал. «Сова» вычисляет и тех, кто превышает скорость.
— Такая техника сделала работу автоинспекторов более эффективной. Теперь нам не нужно полагаться на собственное чутье, останавливая машины по своему выбору. Компьютер определяет нарушителя с большей точностью, — комментирует начальник КПМ отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД города Челябинска Юрий Фрицак.
А еще научно-технический прогресс повысил образовательную планку сотрудников ГИБДД. Так как теперь гаишники работают все чаще не с жезлами, а с компьютерами, то от них требуется образование не ниже среднетехнического и знание ПК.

Ирина МАКСИМОВА.
Фото Олега КАРГАПОЛОВА.