Меню

КАК УСАДИТЬ НЕПОСЕДУ ЗА ПАРТУ

04.05.2006 00:00 80 (10468)
«В этом году сыну предстоит идти в первый класс. Но нас очень беспокоит, как он будет учиться в школе, сможет ли...
КАК УСАДИТЬ НЕПОСЕДУ ЗА ПАРТУ


«В этом году сыну предстоит идти в первый класс. Но нас очень беспокоит, как он будет учиться в школе, сможет ли приспособиться к коллективу. Дело в том, что он очень подвижный, на одном месте не может сидеть ни секунды. Говорит без умолку, всех перебивает, на вопросы отвечает невпопад, не дослушав до конца. Вещи, попадающие ему в руки, ломаются или разбиваются. Пытались определить его в детский сад, но воспитатели с ним не справлялись. Вариант с няней тоже оказался провальным. Через два дня женщина отказалась к нам приходить. Мне пришлось уйти с работы, чтобы сидеть с сыном. Но ребенку надо учиться. Боюсь, что в школе у него тоже будут проблемы. Как быть?» Марина Валерьевна.

Ведущая рубрики Наталья ФИРСАНОВА

О том, как помочь чересчур подвижным и слишком рассеянным детям, рассказывает главный детский невролог Челябинска, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии, мануальной и рефлексотерапии УГМАДО Леонид ПЛЕХАНОВ.
— Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у пяти — девяти процентов детей. У них наблюдаются трудности в обучении и нарушения в поведении. Ребенка с таким синдромом отличает избыточная двигательная активность, расстройство внимания и импульсивность поведения, что сопровождается слабой успеваемостью в школе и заниженной самооценкой. Частота синдрома среди малышей первых лет жизни колеблется в пределах
1,5 — 2 процентов, среди школьников — от 2 до 20 процентов. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у девочек.
Обычно родители приводят таких детей на консультацию к неврологам, психиатрам, психотерапевтам. И это правильно. Если такому ребенку не помочь в детстве, его ждут трудности и во взрослой жизни.
Значительную роль в развитии СДВГ играет генетический компонент. В частности, молекулярно-генетические исследования дали основание предположить, что некоторые гены могут увеличивать предрасположенность к синдрому. Однако единой причины проявления синдрома нет. Его развитие может быть вызвано различными факторами (травматическими, токсическими, инфекционными, патологией беременности и родов и другими). Среди них выделяются психоэмоциональные факторы, в том числе стрессы, связанные с разными формами насилия.

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ
Иногда первые проявления СДВГ заметны еще в младенчестве. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям — шуму, свету, изменениям температуры. Такие малыши очень подвижны и капризны, сопротивляются пеленанию, у них беспокойный и непродолжительный сон.
В школе они буквально с первого класса начинают отставать в учебе. Из-за небрежности часто допускают ошибки в школьных заданиях и в другой работе, не могут сосредоточиться на одном предмете и до конца справиться с выполнением уроков, домашней работы. Причем это не связано с выражением протеста или неспособностью понять задание. Нередко у взрослых складывается впечатление, что ребенок не слушает их вопросы или обращенную к нему речь. Часто гиперактивные дети безудержно болтливы, они не в состоянии спокойно сидеть на стуле, могут во время урока гулять по классу. Маленькие непоседы находятся в постоянном движении и ведут себя так, как будто к ним прикрепили мотор. Им бывает трудно общаться и играть со сверстниками.
Однако синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений. Разобраться в этом помогут только специалисты-медики.

ЧЕМ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
Если вас настораживает излишняя подвижность и невнимательность ребенка, не пытайтесь решать проблему кнутом и другими суровыми наказаниями. Нужно обязательно обратиться за консультацией к врачу-неврологу, психотерапевту или психологу. К нам в неврологический центр детской больницы № 6 нередко обращаются родители с гиперактивными детьми. Чтобы помочь «нестандартному» ребенку, мы используем самые современные методики (в том числе и психотерапию). В некоторых случаях назначаются лекарства. Это, как правило, препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, фезам, энцефабол, другие ноотропы, витамины группы В и так далее). Препараты, улучшающие мозговое кровообращение, выписывают только в том случае, если нарушение кровотока доказано и связано с проявлением синдрома.
Важное место отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии. Чтобы добиться успехов в лечении ребенка, родители должны работать в контакте с воспитателями и педагогами детского коллектива, где воспитывается или учится ребенок.
Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, в возрасте 12 — 20 лет двигательная гиперактивность и импульсивность ослабевают, а потом исчезают без вмешательства врачей. Но оставлять ситуацию без внимания не стоит. В некоторых случаях гиперактивный ребенок начинает проявлять агрессивность, склонность к асоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15 — 20 процентах случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь.

Правила для родителей

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в своих силах.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание, которое он сможет сделать до конца за определенный промежуток времени.
  • Поощряйте все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскрашивание, работа с кубиками, чтение.
  • Поддерживайте четкий распорядок дня.
  • Избегайте по возможности мест большого скопления людей — крупных магазинов, рынков, ресторанов.
  • Ограничивайте общение ребенка во время игр одним партнером. От компании шумных, беспокойных приятелей лучше вообще отказаться.
  • Оберегайте ребенка от переутомления — оно снижает самоконтроль и усиливает гиперактивность.
  • Дайте ребенку возможность «сжигать» избыточную энергию. Полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, бег, занятия спортом.
  • Помните, что под разумным контролем гиперактивность можно сдерживать.

КСТАТИ
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
По данным ученых, в исправительных колониях для несовершеннолетних 80 — 90 процентов осужденных имеют признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Взрослые, страдающие этим заболеванием, с большим трудом находят свое место в жизни, не всегда могут получить образование, часто меняют профессию, не способны на длительные привязанности. Они чаще испытывают депрессию, склонны к суицидальным попыткам. Среди них больше больных, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
С другой стороны, ученые анализируют биографии великих людей и у многих из них находят признаки СДВГ. Считается, что похожим синдромом страдали Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин, Бенджамин Франклин, Лев Толстой, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Эдгар По, Генри Форд, Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Уолт Дисней.