Меню

ПЕРСОНА

28.04.2006 00:00 77 (10465)
Анна КУЗЬМЕНКО: «Я НАУЧИЛАСЬ БЫТЬ ТЕРПИМОЙ» Мне не нравятся рассуждения о феминизме (стремлении к равноправию женщин и мужчин во все...


Анна КУЗЬМЕНКО:
«Я НАУЧИЛАСЬ БЫТЬ ТЕРПИМОЙ»

Мне не нравятся рассуждения о феминизме (стремлении к равноправию женщин и мужчин во всех сферах общества). И вообще, больше всего на свете не люблю общественных организаций, созданных по половому признаку. Дамы собираются вместе, чтобы рассуждать, как трудно им в современном мире, где правят мужчины, а потом требуют от властей принять меры — добиться того, чтобы представительницы прекрасной половины человечества получили квоту на управление государством. Чтобы во всех органах управления непременно было энное количество мест для дам. То, что Анна Кузьменко — отличный юрист и толковый руководитель, понятно всем. Кроме того, она еще и потрясающе обаятельная женщина, интересный собеседник. В разговоре с ней я постоянно сбивалась на не любимую мною тему феминизма. Но Анна Игоревна не поддавалась на мои провокации. По ее мнению, профессионализм не имеет никакого отношения к понятию пола. Человек должен хорошо выполнять свою работу, и неважно, мужчина он или женщина. У нее постоянно раздавались телефонные звонки — ей докладывали о подготовке очередного нормативного акта, сообщали о том или ином решении. И в эти минуты хотелось говорить не о правовых вопросах, а о нашем, о дамском.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»
Анна Кузьменко. 30 лет. Окончила Свердловскую юридическую академию. С 1993 по 2000 годы работала в арбитражном суде Челябинской области. С 2000 по 2004 годы — юрисконсульт юридического отдела центра информационной безопасности АПО «Макфа», в 2005 году — начальник юридического отдела ООО «Управляющая компания «Макфа». В апреле 2005 года назначена на должность начальника правового управления администрации Челябинска. Ныне вице-мэр по правовым вопросам.

НА РАБОТУ РАНЬШЕ ВСЕХ

— Вам никогда не предлагали вступить в женскую организацию?
— Нет. И даже не знаю, приняла ли бы это предложение. Сначала надо понять, для чего эта организация создается. Для того, чтобы объединить сумасшедших, для того, чтобы бороться со скукой, или для того, чтобы получить денежный грант. Ни то, ни другое, ни третье меня не интересует.
— А к понятию «феминизм» как относитесь?
— Ну есть такое явление, имеет право на существование. И только.
— Говорят, что настоящий юрист очень организован, никогда не опаздывает. Во сколько вы встаете? Как долго собираетесь на работу?
— В 6 часов 30 минут. На сборы уходит час, на работу приезжаю чаще всего раньше всех своих сотрудников.
— Мне кажется, что вы были в школе отличницей. Поступить в Свердловский юридический, один из самых лучших российских вузов, — это много значит. Тем более для девушки.
— Нет, отличницей я не была, хотя училась прилично. И вообще, собиралась поступать в медицинский. Передумала в последний момент и до сих пор не жалею об этом. А конкурс в Свердловске и вправду был большой — восемнадцать человек на место. При этом предпочтение отдавали юношам, особенно тем, кто после армии.
— И как себя потом вели ваши сокурсники? Не смотрели сверху вниз, не говорили, что эта служба не для дам?
— Наши юноши считали, что нам учиться проще: «Вам надо только юбку покороче надеть и глазки преподавателю построить». А вообще-то глубоко заблуждается тот, кто считает, что юрист — мужская профессия. Посмотрите на суды, на юридические конторы — всю бумажную, всю черновую работу делают женщины. А мужчины в председателях как «лицо фирмы».
— Но к вам это отношения не имеет, вы-то как раз в начальниках. А значит, именно вам приходится быть «лицом фирмы», отстаивать дела в суде. По крайней мере так было на «Макфе». Приходилось ли вам наталкиваться на откровенное презрение со стороны мужчин-соперников.
— Уверяю вас, взаимоотношения полов здесь совсем даже ни при чем. Не стоит делить юристов на мужчин и женщин. Есть работа. Все мы люди, все знакомы между собой. Можем яростно спорить в зале, а потом в коридоре кивать друг другу: «Привет семье». Единственное различие: мужчина может не сдержать своих эмоций и потом высказать мне: дескать, ты такая, ты сякая... Не как женщине, а как представителю другой стороны.
— А вы отмалчиваетесь? Взяли бы да и сказали в ответ: «Сам… нехороший человек!»
— Не могу! Я по-другому воспитана.
— Это профессия юриста научила вас быть терпимой?
— Возможно…

ПРАВИЛО ОДНО — ЗАКОН

— А где же вы эмоции свои расходуете?
— За рулем автомобиля. Очень люблю водить машину, хотя научилась совсем недавно.
— Кстати, вы как юрист замечаете в действующих правилах дорожного движения явные недочеты?
— Правила были разработаны, когда в стране еще не было столько авто, как сейчас. Кроме того, ориентировались на возможности советского отечественного автопрома. Но сейчас у машин иные возможности, а нас заставляют ездить так, как в послевоенные времена. К чему так ограничивать скорость движения на загородных автотрассах, когда дорога прямая и пустая? Если машина может ехать быстрее, то разработчики явно учли все возможности торможения и маневрирования при большой скорости.
— За руль вы сели ради интереса или по необходимости?
— По самой суровой необходимости. Когда еще была юрисконсультом и надо было успеть в несколько мест сразу, пришлось сдать на права.
— Вам и сейчас надо всюду успеть. Легко согласились перейти на работу в мэрию?
— Не буду кривить душой, если отвечу так: согласилась после долгих и тяжких раздумий.
— Кстати, где было труднее — в арбитражном суде, на предприятии или сейчас, в мэрии?
— Трудно сказать… Сейчас приходится отвечать не только за себя. На «Макфе» у меня было несколько юристов, а сейчас целое управление.
— Тогда спросим по-другому. Где интереснее? На предприятии вам иногда приходилось спорить или даже судиться с городскими властями. А сейчас вы по эту сторону баррикад. Здесь другие правила игры.
— Правило у нас одно — закон! У всех у нас одни настольные книги — правовые документы. А вот как этими документами воспользоваться, уже зависит от умения юриста.
— А от личности зависит?
— Разумеется. В арбитражный суд, к примеру, приходят уже с подготовленными документами, основанными на знании закона. А в мэрию могут обратиться по самому любому поводу. С некоторыми просто надо посидеть и дать им возможность выговориться. К таким людям надо направить того, кто способен спокойно выслушать. У нас есть такие специалисты. А где-то требуется быстро принять решение — там уже нужны другие личности.
— К вам обращаются с исками, которые должны быть адресованы прежней администрации, а к ответу хотят привлечь вас?
— Конечно. К примеру, нам выставляют претензии за ту злополучную горку, которую поставили так криво, что народ там просто бился.
Ту горку, которую еще потом «еналеевской» назвали, что в снежном городке в декабре 2004-го поставили? Так это давно было, еще при Тарасове…
— А люди, которые тогда получили травмы, сейчас претензии нам адресуют.
— Кстати, насчет исков. Много споров вызвало и вызывает до сих пор то, что Никитинские ряды не платят за землю, за аренду. Такой вот им подарок прежняя мэрия устроила — отдала территорию в безвозмездное пользование аж на 49 лет! Подземные переходы вам удалось вернуть. Сам же комплекс по-прежнему ничего не платит. А есть такие прецеденты в других городах?
— В самом центре столицы построили огромный подземный торговый комплекс Охотный ряд. Там платят за землю все до копейки и предпочитают с мэрией жить мирно и даже удивляются: «Нам такое место дали! С чего это мы будем хитрить?»

О НАШЕМ, О ДАМСКОМ…

— Я вижу, что у вас на столе компьютер. Плюс лэптоп (ноутбук), с которым вы, похоже, не расстаетесь. А в игры компьютерные играете?
— Да что вы! Никаких игр, никаких дамских сериалов, мне на это времени просто жалко. Да и нет его, честно говоря.
— Ну а как же голову разгрузить? Забыть об исках, об аппаратных совещаниях…
— Старые отечественные фильмы пересмотрю, Булгакова перечитаю.
— А гламурные журналы листаете?
— Когда сижу в салоне, жду своей очереди. Эти глянцевые журнальчики там обычно разбросаны на столиках. Могу полистать, хотя чаще всего одна и та же информация кочует из одного издания в другое.
— Значит, на салон время находите?
— Стараюсь.
— А на тренажерный зал?
— Увы… Хотя дома есть свои тренажеры.
— Дома заниматься неинтересно! А диетой не увлекаетесь?
— И раздельное питание пробовала, и белковую (кремлевскую) диету. После четырех пытаюсь не есть.
— Какой ужас! Я бы так не смогла. А еще все отмечают ваше умение одеваться. Покупаете готовое или пользуетесь услугами портных?
— Когда как. Если вижу в магазине, что блузка, к примеру, мне вполне подходит, то не бегу к портному с просьбой сшить мне точно такую же, а просто покупаю.
— На сто процентов уверена, что вы вяжете! Это сейчас не то что модно, но дамы почему-то увлеклись….
— Вяжу.
— Все до конца довязываете? У меня дома, например, полно недовязанных пуловеров, шарфиков, шапочек…
— И у меня такого полно.
— Обычно вяжут, чтобы один раз надеть и всем хвастаться: «Сама вязала!» А еще высшее достижение — связать любимому мужчине свитер, который он почему-то отказывается носить.
— Мои старания тоже никому не нужны. Мне говорят: «Ты бы на меня столько времени тратила, сколько на вязание…»
— Как сложились у вас отношения с коллегами — вице-мэрами?
— Нормально. Вот на днях в шесть часов, когда рядовые сотрудники уже разошлись, почти сорок минут разговаривали с Сергеем Давыдовым, обсуждали текущие дела. И так каждый день.
— А дома как к этому относятся?
— Вроде бы с понимаем, хотя и обижаются. Это так плохо, когда работа отнимает столько времени, которое можно было бы потратить на близкого человека. Но ничего с этим поделать не могу. Вот некоторые с гордостью заявляют: «Я трудоголик!» Мне кажется, гордиться тут нечем. Может быть, я просто плохо работаю, если не успеваю уложиться в нормированный рабочий день?
— Да все сейчас так работают. Самое главное — не как рабочее время организовать, а как отдых (если он выпадает) использовать. Я права?
— Разумеется. Мы, к примеру, предпочитаем выезжать в выходные за город.
— А мужчины мэрии играют в хоккей…
— Да, в этом им повезло. На льду они и эмоции выплеснут, и в форме себя держат.

Увы, наш разговор пришлось завершить. Анна Игоревна спешила на совещание к первому вице-мэру Олегу Грачеву. Судя по всему, ее рабочий день опять затянется допоздна.

Беседовала Дина ИЛЬИНА.