Меню

ВЕРНИСАЖ

18.04.2006 00:00 69 (10457)
БЕЛАЯ БУМАГА — ЗНАК ЧИСТОТЫ В дни пасхальных праздников в выставочном зале ЮУрГУ открылась выставка челябинской художницы Людмилы КУДРЯВЦЕВОЙ. Она хорош...


БЕЛАЯ БУМАГА — ЗНАК ЧИСТОТЫ

В дни пасхальных праздников в выставочном зале ЮУрГУ открылась выставка челябинской художницы Людмилы КУДРЯВЦЕВОЙ.
Она хорошо известна в России как автор гобеленов. Одна из последних работ Людмилы Яковлевны находится в Константиновском дворце Петербурга и очень нравится президенту. Но в эти дни Людмила Кудрявцева удивила нас своими произведениями в технике, далекой от ткачества. Это графика из ручной бумаги. Необычная серия — более 30 работ — посвящена земной жизни Христа.


Выставка открылась пасхальным песнопением.


Людмила Кудрявцева с внучкой Ксенией.


Сферические композиции с сюжетами
из земной жизни Христа.

Техника не нова. Многие художники сегодня занимаются лепкой из размягченной пластичной бумаги. Но у каждого автора этот материал имеет особенности, как фамильный лак у скрипичных мастеров. Художник прежде всего становится химиком-изобретателем. Кстати, этот путь для нашей художницы не нов. Она признается, что ей быстро надоедает та или иная техника. Овладев в совершенстве технологиями классического гобелена, Людмила Яковлевна начала экспериментировать. Из-под ее рук вскоре вышел гобелен совершенно необычной формы. Затем она занималась батиком. И вот теперь — бумага.
Людмила Кудрявцева много раз видела работы из ручной бумаги на различных выставках. В Петербурге, например. Ей захотелось самой попробовать поработать в этой технике. Но, как известно, у каждого мастера не только свой стиль, но и свои секреты. Людмиле Яковлевне, разумеется, их никто не раскрыл. Ей пришлось изобрести свой метод. Размягченная бумага должна обладать пластичностью и устойчивостью к быстрому высыханию. А при затвердевании ни в коем случае не деформироваться, не съеживаться и не уменьшаться в размерах, как «шагреневая кожа». Для этого нужна некая основа, которая делает бумагу подобной глине или гипсу.
— Я заперлась на шестом этаже, в своей мастерской, — смеется Людмила Яковлевна. — Муж (художник Александр Кудрявцев. — Авт.) через несколько недель возмутился: «Совсем забросила дом». Но у нас правило: ничего друг другу не показывать и не рассказывать, пока сам не увидишь конечного результата. Я молчала и продолжала свои исследования: добавляла в бумагу вещество за веществом. Сначала бумага совершенно не поднималась. Потом коробилась при высыхании. А когда я нащупала верное решение, все пошло легко. С божьей помощью. Мне нетрудно было лепить эти картины жития Христа. Как будто бы кто-то диктовал мне. Я лишь спешила удержать в памяти и вылепить. Все пошло играючи.
— Почему выбрали именно евангельские сюжеты?
— Именно с них все и началось. Когда я прочла Евангелие, мне захотелось чувства свои и мысли перевести в художественную форму. Я посмотрела классические работы Доре, но это не показалось мне близким. Вот тогда впервые и задумалась, не попробовать ли себя в технике ручной бумаги. Белая бумага, белые работы — это уже сама по себе чистота. Чистоты требует эта тема.
— Но не все работы белые.
— Золото и пурпур тоже пришли сами. Это храмовые цвета. Что-то просилось в краске, и я делала.
Когда она пригласила к себе наверх Александра Кудрявцева, он от неожиданности увиденного сел на стул. Коллеги на открытии выставки тоже были приятно удивлены.
— Техника эта известна, — сказал Сергей ЧЕРКАШИН. — Но она очень неожиданна для Людмилы Кудрявцевой. Очень красивые рельефы получились, особенно с веерообразной структурой, в них есть сферичность. Мне все это понравилось.
— Новое всегда приятно видеть, — добавила Татьяна ДЖЕМС-ЛЕВИ. — И как замечательно, что эта выставка открылась в Благовещение. Единственное, чего мне не хватило, — последовательности в размещении сюжетов. Художница не захотела следовать хронологии Евангелия. Знающему Священное Писание человеку это не мешает совершенно. Но поскольку выставка открылась в университете и основной зрительской аудиторией будут студенты, то хронология была бы очень кстати.
Людмила Кудрявцева при формировании выставки намеренно отошла от принципа последовательности, потому что ее работы не иллюстрации Евангелия. Она к этому не стремилась. Картины располагаются не в порядке происходящих событий, а совершенно свободно. Они развешивались в зале, подчиняясь особому ритму выставки, рифмовалось не содержание, а свечение, если можно так сказать, пластика каждой работы.
После серии из жизни Христа у художницы уже родилась новая — дворянская — серия работ. Она — о последнем лете благоденствия на Руси. Это 1913 год. Работы будут скоро демонстрироваться в одном из выставочных залов Петербурга. Это другая тема, а значит, и другое качество бумаги. Уже готовы восемь листов.
А выставка Людмилы Кудрявцевой в ЮУрГУ продлится до мая.

Светлана СИМАКОВА
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА