Меню

КУЛЬТУРА

12.04.2006 00:00 65 (10453)
ЮБИЛЕЙ «УЖАСНАЯ» ТЕТРАДЬ ГЕРАСИМОВЫХ В концертном зале имени Прокофьева состоялся отчетный концерт трио Герасимовых. Уральскому инс...


ЮБИЛЕЙ

«УЖАСНАЯ» ТЕТРАДЬ ГЕРАСИМОВЫХ

В концертном зале имени Прокофьева состоялся отчетный концерт трио Герасимовых. Уральскому инструментальному дуэту заслуженных артистов России Ларисы и Виктора Герасимовых исполнилось 15 лет. Их дочь Марина — лауреат международных конкурсов — впервые вышла на сцену 10 лет назад. А глава музыкального семейства недавно отметил 30-летие творческой деятельности.

   
Счастливое и красивое трио.

В семье Герасимовых есть необычная карта мира, на которой отмечены все гастрольные маршруты артистов.
— Я с самого начала концертной деятельности веду так называемую ужасную тетрадь, — смеется Виктор Герасимов, — в которую страшно заглянуть. Тысячи концертов, дат и названий городов. Это мой недостаток — все записывать.
Посчитали — прослезились. От удивления. Виктор Герасимов сыграл около двух тысяч концертов. На счету уральского инструментального дуэта около полутора тысяч концертов. А Марина спела около 500 концертов. «Ужасная» тетрадь помогла составить карту. Значки гастролей, как диковинные полезные ископаемые, испещрили пространство России от Норильска до Кисловодска и от Бреста до Читы. Плюс Польша, Германия, Италия, Австрия, Тунис и Кипр. Там музыканты принимали участие в фестивалях и конкурсах.
Они не только работают, но и путешествуют. Стараются посмотреть красивейшие места своих гастролей.
— Незабываемые впечатления оставил, к примеру, Байкал, — говорит Виктор Герасимов. — Это море без края, когда озеро полностью открывается из окна вагона.
Он был восхищен мощью «священного Байкала» еще в армии. Объехал с ансамблем песни и пляски все Прибайкалье.
— А попал туда служить по странному стечению обстоятельств. В год, когда я окончил институт, Леонид Ильич Брежнев побывал в родной танковой дивизии неподалеку от Байкала. Советские генералы после столь высокого визита решили сделать эту дивизию образцовой. И забрали служить в нее всех, кто только что окончил челябинские вузы. 17 вагонов парней с высшим образованием — целый эшелон — отправили в дивизию имени генсека. Но ничего из этой затеи не получилось. Одно хорошо — дедовщины не было. Офицеры наказывали молодых солдат только по уставу — нарядами вне очереди. А самым трудным был наряд по кухне. К примеру, чтобы начистить два огромных котла картошки, полсуток надо сидеть не сходя с места.
Сегодня Герасимовы мечтают побывать с концертами во Франции и Испании, где очень популярен аккордеон. А еще в Китае, где сейчас просто аккордеонный бум. Ассоциация аккордеонистов Китая насчитывает свыше четырех миллионов человек. Каждый год в Пекине проходит парад всех, кто владеет этим инструментом. Они идут с музыкой по главной площади Пекина. Увидеть такое зрелище не отказались бы даже люди, далекие от музыки.
А пока Лариса, Марина и Виктор Герасимовы демонстрировали свое мастерство на главной музыкальной сцене Челябинска. Марина пела народные и эстрадные песни. А Лариса и Виктор исполнили веселую программу «Музыкальное путешествие по планете». Именно так назывался концерт. Мелодии позволили слушателям совершить кругосветное путешествие от России до Америки и обратно. В программе концерта звучали народные и популярные мелодии разных стран в обработке композиторов, а также премьера «Уральского концерта» Владимира Бычкова. Впечатляющее музыкальное путешествие, по словам Виктора Герасимова, было задумано в знак благодарности тем, кто помогал дуэту все эти долгие годы.

ФОТО МАРИНЫ КОРНЕВОЙ

ПРОЕКТ

ОДИН КОНЦЕРТ В ДВУХ ЗАЛАХ СРАЗУ

Челябинская филармония готовит поклонникам классической музыки настоящий сюрприз. 28 мая скрипач Владимир Шехтман и органист Владимир Хомяков будут играть произведения Баха. Сразу в двух залах — имени Прокофьева и органном. Уникальность проекта в том, что публика органного зала услышит и увидит все, что происходит в зале Прокофьева. И наоборот. Владимир Шехтман, которому пришла в голову идея осуществить подобное, сам называет проект сумасшествием. Подобный замысел возможен сегодня только благодаря современным технологиям.

Владимира Хомякова челябинцам представлять не надо. Владимир Шехтман — известный скрипач. Восемь лет назад жил и работал в Челябинске. На его концертах всегда были аншлаги. Затем уехал в Израиль. Как ни было трудно, остался в профессии. Продолжал играть как солист. Число его концертов в Израиле, Европе росло год от года. Теперь снова вернулся в Россию. Прошедшей осенью с большим успехом состоялись его выступления в зале имени Прокофьева, в ЮУрГУ и детской филармонии, а также во многих городах области. Все, кто когда-либо слышал игру Владимира Шехтмана, стремятся вновь попасть на его концерты.
— Но что послужило рождению столь сложной, почти фантастической идеи?
— Она пришла сама собой. Много лет я играл только в дуэте с моей дочерью. Она пианистка. Но я здесь, а она осталась в Израиле. Найти другого пианиста в короткое время очень сложно. Поэтому еще за границей я начал учить сольные произведения Баха для скрипки. Этот композитор написал для скрипки вещи высочайшего уровня. Глубокая, красивая музыка. Но от скрипача при исполнении Баха требуется безукоризненная игра, чтобы слушатель не замечал всей сложности музыки. Не я один преклоняюсь перед этим композитором. И мир не перестает удивляться, как могло случиться, что Бах был забыт после французской революции на целых 100 лет. И только в середине ХIХ века были обнаружены его рукописи. Бах стал взрывом в музыке. Мир ахнул. И мы, скрипачи, тоже. Для скрипки он написал шесть великолепных сонат и партитур.
— Вы никогда прежде их не играли?
— Еще как играл! Все музыкальные конкурсы в мире начинаются с Баха. Это лакмусовая бумажка для музыканта, и скрипача в частности. Он раскрывает виртуозность владения инструментом. Когда я учился в Одесской консерватории, Бах мне удавался больше, чем другим. Я хорошо владел аккордовой техникой. Меня показывали студентам и педагогам (смеется). Не за деньги. А сейчас скрипка в моих руках уже более 40 лет. Сам Бог велит сыграть такой концерт.
— В чем смысл довольно сложного проекта?
— Скрипка будет чередоваться с органом. Это безумно красиво. Но я не люблю играть в органном зале, не совсем правильная акустика там для скрипки. И, напротив, очень люблю зал Прокофьева. Я играл в этом зале много раз еще до его реставрации. И сольно, и с фортепиано, и с оркестром под управлением Хренникова. А орган невозможно переместить в зал Прокофьева. Вот так родилась идея одновременного концерта в двух залах филармонии.
— Но как это возможно технически?
— В залах устанавливаются экраны, на которые передаются изображение и звук. Как это будет осуществляться — посредством телестудии или компьютерных технологий, пока сложно сказать. Надеюсь на помощь ЮУрГУ. Для Челябинска такой проект возможен. Здесь технологии развиты великолепно. Самая главная проблема в том, что нужно тщательно выстроить звук. В результате зрители зала имени Прокофьева будут видеть на экране органиста Владимира Хомякова и слышать орган. А в зале органной музыки на экране будет скрипач Владимир Шехтман и зазвучит скрипка. Мы будем по очереди исполнять Баха. Но в конце первого отделения концерта я приеду в органный зал, и мы с Владимиром Хомяковым сыграем вместе. Второе отделение концерта снова пройдет на различных сценах и завершится «Чаконой» Баха в исполнении скрипки. Мне кажется, такой концерт не забудут, его будут вспоминать.
Владимир Шехтман мечтательно закрывает глаза и произносит:
— Можно установить и третий экран, на Кировке. Для популяризации серьезной музыки. Такие концерты можно играть раз в полгода. Обещаю: публика их полюбит и будет ждать. Если бы мы на музыке воспитывали всех детей, не было бы киллеров. Вы назовете это фантазиями. Но к этому надо стремиться.
Музыканты Владимир Хомяков и Владимир Шехтман о проекте договорились еще в январе. Репетиции дуэта начнутся в мае.

ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ШИШКОЕДОВА

ПРЕМЬЕРА

15 и 16 апреля в театре драмы ожидается премьера спектакля «Яблочный вор» по пьесе Ксении Драгунской. Эльдар Рязанов в знаменитом фильме про «легкий пар» рассказал о странной традиции героев 31 декабря ходить в советскую общественную баню. У бизнесмена Ксении Драгунской традиция окутана криминальным романтизмом. Осенью он, как в детстве, продолжает красть яблоки в чужих садах. А еще герои крадут любовь. У самих себя. Автор назвала пьесу «Яблочный вор» «глупыми историями про нас с тобой». Связь сцены и зрительного зала уже обозначена.

КТО ВОРУЕТ ЯБЛОКИ

Героям Ксении Драгунской лет по тридцать. В центре внимания Анна Фомина. Она живет на даче в гордом одиночестве. То ли огурцы постоянно солит, то ли варенье впрок варит. И параллельно без устали болтает по телефону. То с «перелетным» Елкиным, то с юным рэппером Никитосом, то с вечной невестой Шурой Дрозд. Анна вспоминает недавнее студенческое прошлое, когда каталась на старом велике, ходила на комсомольские собрания и весело пила с ребятами портвейн в общаге.
Особей противоположного пола Аня трогательно называет непролазными психами и неведомыми зверушками. А еще она составляет список мужчин, за которыми можно уйти на край света. В списке пока только одно имя — давнего приятеля Сережки Степцова. Когда-то он вместе с Аней учился в специальном институте сочинять истории, был «молод, беден, ласков». А сейчас Сергей Степцов — хозяин торговых ларьков в переходе. Ездит на крутом «бумере» без номеров и кулаком вразумляет непокорных грузчиков. Он-то и есть «яблочный вор». Каждый год осенью Сережка и его друзья воруют яблоки из чужого сада. И относятся к этой традиции любовно. А еще Сергей любит «непоправимую заморочку его жизни» — Аню.
Трогательный треугольник. Она любит его. Он любит ее. А живут каждый сам по себе. Вот такую историю написала Ксения Драгунская. Кстати, она не однофамилица автора знаменитых и любимых всеми «Денискиных рассказов». Она дочь Виктора Драгунского. И одновременно — исключение из правил. Талант на ней ни дня не отдыхал. Ее драматургия, сценарии и проза пользуются большим спросом у читателей и режиссеров. Пьеса «Яблочный вор» тоже удачно дебютировала летом 1994 года на фестивале «Любимовка».
Московский режиссер Сергей Стеблюк предложил поставить ее в нашей драме, потому что любит простые, романтические истории «про любовь». Челябинск с этим режиссером встретится впервые. Он учился у Юрия Завадского, служил актером в драматических театрах Могилева и Одессы. Его первой режиссерской работой стал спектакль «Маленькие трагедии» в Московском областном театре (г. Ногинск). Был главным режиссером Кемеровского драматического театра, омской академической драмы. Многие его спектакли запомнились критике и зрителям, а «Брат Чичиков» был номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска».
Над спектаклем «Яблочный вор» в нашей драме Сергей Стеблюк работал с художницей Людмилой Беспальчей (Камчатский театр драмы). Вместе они поставили две пьесы: «Дембельский поезд» А.Архипова и «Бог любви» З.Деминой, объединенные в один спектакль. Пластически выстроить наш спектакль им помогает известный театральный хореограф Николай Реутов.

 

Подготовила Светлана СИМАКОВА.