Меню

«Мысли на ночь глядя»…

20.08.2014 17:00 62 (11774)


«Хорошее название, поэтическое, философское», — думалось, когда шагала на выставку с таким названием. Чувствуется, что его придумал человек, не чуждый литературному делу. Автор — челябинский художник Владимир Витлиф — действительно с недавнего времени периодически не только
за кисточку, но и за перо берется.
И, судя по коротким комментариям к собственным работам, это у него довольно неплохо получается.

Дом, в котором мы живем

В фойе публичной библиотеки непривычно шумно: приветственные возгласы, приглушенный гул шушукающей публики, обсуждающей работы, и даже легкий музыкальный фон, настраивающий на романтичную ноту. На стендах порядка 30 картин, которые при ближайшем, пристальном взгляде оказались фотографиями. Вечерний дворик сквозь шторки окна, в которое пробивается свет уличного фонаря, по-осеннему желтый и туманный. Переплетенье стволов эхом отражается в переплетении стеблей в цветочном горшке на подоконнике. Силуэт кошки в окне, смазанный, потому что в движении, которое запечатлела камера, развернув его во времени и пространстве. Впрочем, есть и живописные работы. Старый, обшарпанный дом в холодном сумраке, приоткрытое окошко, из которого сквозь каштановые шторы пробивается такой теплый, уютный свет. Табличка на углу «Ул. Артиллерийская, 99».
— Господи, а ведь я знаю этот дом, — всплескивает руками посетительница.

Немудрено. Все работы живописуют дома, дворики, окна и подъезды Киргородка, в котором художник провел свое детство.
— Изначально все началось с фотоаппарата; купил, начал фотографировать, понравилось, накопился материал, решил дополнить его живописью, а потом уже и текст появился. Получилась такая многослойность, каждый слой усложняет предыдущий, — рассказывает Витлиф.

Единство противоположностей

Живопись и фотография — своего рода конкуренты, в чем-то противоположности. Для одной важно остановить жизненный момент, для другой — эту жизнь преобразовать, переосмыслить. На выставке Витлифа они мирно уживаются на одном пространстве.

— Я считаю, что самый лучший фотограф — это художник, — улыбается автор. — У художника сформировано композиционное видение, плюс ремесло, он как бы режиссер целого спектакля, все это работает и в фотоделе, поэтому художнику стать фотографом легче.
— Даже в фотографиях у него сохраняется взгляд художника, — объясняет коллега Витлифа, председатель Челябинского отделения Союза художников Анатолий Костюк.
— И в чем же отличие?
— Ну вот даже с точки зрения технической: он использует некоторые эффекты, которые профессиональный фотограф посчитал бы браком. Ту же расфокусировку он делает осознанно, этот прием характерен для живописи, когда художник изначально деформирует пространство или предмет. Витлиф этим пользуется и, как мне кажется, выигрывает.
— В свое время подобными съемками занимался Юра Катаев, тогда еще и «Фотошопа» не было, делал это вручную, химическим способом раскрашивал снимки, — вспоминает директор краеведческого музея, фотограф Владимир Богдановский. — Но Юра был архитектором и снимал архитектуру, а Витлиф — художник, и он снимает жизнь, которая рядом, только что промелькнула или незримо присутствует. Самое главное — это атмосфера, оттенок ностальгии. А если все эти якобы технические недочеты убрать, можно это главное потерять.
 
 
Атмосферная выставка

Определение это не совсем, может, правильное, но, как кажется пристрастному зрителю, точное. Общий настрой теплой грусти от чего-то ушедшего остается — нюансы меняются. Ни на одной работе нет архитектурных пейзажей, какого-то общего плана, даже целиком дом попадает в поле зрения автора крайне редко. Объектом наблюдения становятся более мелкие элементы: дверь в подъезд, крыльцо, окошко. Удивительно, но на таком, казалось бы, малом пространстве, где негде «глазу развернуться», автор умудряется сконцентрировать массу эмоций, переливающихся от ностальгии до мягкой улыбки и даже горечи.

— Чем больше отрезаешь, тем лучше композиция, я придерживаюсь этого принципа, — говорит Владимир Губертович. — И стараюсь создавать композицию, в которой нет ничего лишнего, случайного, где ничего не отвлекает взгляд, и тогда главной становится эмоция.
— Знаете, я вдруг подумала, что он очень точно передает наше нынешнее состояние, состояние нашей культуры, нашей жизни, хрупкой, разрушающейся, — делится впечатлениями искусствовед Галина Трифонова.
— Все говорят об эмоциональности выставки, а она называется «Мысли на ночь глядя» — почему? — пытаю начальника над художниками.
— Любое событие и любая эмоция в конце концов становится поводом к размышлению, тем более ночь этому так способствует, когда уже ничего не отвлекает и есть время, — считает Анатолий Костюк.

Что ж, в таком случае стоит сходить в публичную библиотеку, получить новые эмоции, чтобы потом, дома, на ночь глядя поразмышлять об увиденном, о жизни и о себе в этой жизни.