Меню

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

29.03.2006 00:00 55 (10443)
МОЙ ДРУГ КУЗЯ КАК ЗАСТАВИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ Скажите, когда вы в последний раз видели своего ребенка с книжкой в руках? Не корпящего ...


МОЙ ДРУГ КУЗЯ

КАК ЗАСТАВИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ

Скажите, когда вы в последний раз видели своего ребенка с книжкой в руках? Не корпящего над учебником или хрестоматией с извечным «Горе от ума», а читающего произведения, так сказать, для души? Если подобный интерес в сыне или дочке еще не проснулся, то есть повод пробудить его прямо сейчас. В весенние каникулы в нашем городе проводится Неделя детской книги. Во всех библиотеках будут рады новым клиентам.


В семье Васильевых очень
любят читать вслух.

Миф о России как о самой читающей стране в мире развенчан. Согласно официальным данным, половина наших сограждан уже не берут книги в руки. Престиж чтения серьезной литературы, культ книги и создание домашних библиотек — все это теперь дела давно минувших дней. Современные дети не застали тех времен, когда одна потрепанная книжка переходила из рук в руки, когда дефицитные романы выдавали только в обмен на макулатуру. Не стоит удивляться, что молодежь так равнодушна к «лучшим друзьям человека»? Однако взрослые никак не хотят мириться с таким положением вещей и пытаются приобщить к миру homo legens (человека читающего) юных россиян. Например, в Челябинской области с прошлого года реализуется программа «Секреты для взрослых, или Как стать родителями читающего ребенка».

СЕМЬИ-ПОЛИГЛОТЫ

В воскресенье в Центральной городской детской библиотеке имени Горького прошел праздник, на который пригласили самые читающие семьи Челябинска. Есть у нас, оказывается, такие! Выбирали их, проводя анкетирование и сравнивая толщину книжных формуляров. Сделали вывод — большинство победителей конкурса привели своих детей в библиотеки, когда чадам исполнилось… годика два. Так что чем раньше подарить сыну или дочке мир книг, тем лучше.
— Желательно приобщить ребенка к чтению до девяти-десяти лет. Потом его очень трудно будет заинтересовать, — отметила в разговоре с корреспондентом «ВЧ» заместитель директора библиотеки Тамара Лебедева. — Сделать это в первую очередь должны родители. Проект, который мы реализуем в Челябинске, так и называется: «Чтение — дело семейное». Приятно, что в последние два года мы наблюдаем хорошую тенденцию — в библиотеки южноуральцы записываются целыми семьями.
В числе девятнадцати победителей оказались представители разных детских библиотек города. Организаторы конкурса отметили, что как все счастливые семьи они во многом похожи. Например, любовь к детям, радость от общения с ними, бережное, доброе отношение друг к другу, общие увлечения, главное из которых — чтение и собирание книг, объединяет и роднит семьи челябинцев Сашиных, Ульрих, Однобурцевых, Малимон, Девяткиных и других. Отличаются они лишь количеством детей. В семье Кудряковых, допустим, растут три сына. Вместе с мамой и папой за год они прочитали 104 книги, взятые в библиотеке № 5. У Жманских подрастают четыре дочери. Все они вот уже тринадцать лет читают в библиотеке № 10. У каждой семьи, конечно, свои привычки и секреты. К примеру, Васильевы, что представляют библиотеку № 13, все время устраивают домашние чтения.

НАЧНИТЕ С ДОМОВЕНКА…

Итак, дети любят читать в тех семьях, где родители не жалеют времени на знакомство ребят с книгами:

  • каждый день читают вслух, даже когда сын или дочь умеют делать это самостоятельно;
  • вместе выбирают новые книги в магазинах и библиотеках;
  • выбирают книги осознанно, а не только по понравившимся картинкам;
  • помнят, что все хорошо в меру, поэтому не «перекармливают» детей литературой (чтобы потом книжки не были заброшены куда подальше).

«Родительское собрание» попросило заведующую детской библиотекой № 13 Ольгу Просекову назвать несколько произведений, пользующихся популярностью у юных челябинцев. Если именно эти книги предложить прочитать детям, то они обязательно увлекутся.
— Я советую ученикам начальных классов почитать книги про домовенка Кузю автора Г.Александровой, — сказала Ольга Анатольевна. — Произведения учат ребят размышлять, в них много познавательной информации, поданной в игровой форме. Кузя станет настоящим книжным другом школьников. Ребятам постарше, допустим, пятиклассникам, нравятся другие книги: девочкам — серия про Белоснежку писательницы Софьи Прокофьевой, мальчикам — веселые повести и рассказы про Солнышкина Виталия Коржикова. Потом придет черед знакомиться с увлекательными произведениями Крапивина и Алексина… Впрочем, вы же понимаете, что я назвала только несколько вариантов интересных книг. Приходите в библиотеки — вам обязательно помогут выбрать произведения.

О ПОЛЬЗЕ ДНЕВНИКОВ

По результатам международного мониторинга качества чтения наши школьники заняли только 34-е место из 40 стран. Юным россиянам было трудно находить в тексте нужную информацию, интерпретировать текст, критически оценивать его. Это не радует.
Социологи обобщили данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей (есть такой термин). Первые отличаются от вторых уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. К тому же они имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют мысли, свободнее пишут. В конце концов книголюбы легче вступают в контакты и приятны в общении, самостоятельны в суждениях и поведении.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был таким, для начала подарите ему хотя бы хорошую книгу. Прочитает — обсудите. Если умная книга пробудила у сына или дочки умную мысль, предложите записать ее (хотя бы в читательский дневник). А потом сделать мысль достоянием других, чтобы они тоже могли подумать на эту тему.

СОВЕТЫ

ДАЙТЕ В РУКИ КНИГУ

А вот что думает о причинах нелюбви детей к чтению вице-президент Межрегиональной русской ассоциации чтения, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки Вера ЧУДИНОВА:

— Часто дети просто не знают, что читать — это интересно. В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны, то, что проходят в школе, — неинтересно. Ребенок даже не подозревает, что это такое — читать книгу просто так, для себя. Стоит такому прочитать подряд две-три действительно интересные книги, пусть это будут просто приключения, вовсе не обязательно глубокое и полезное произведение, и он втянется.
Сам ребенок не возьмет в руки книгу — ему нужна помощь родителей. Обратите внимание на себя. Когда вы в последний раз читали книгу? Что это было — одноразовый детектив или русская классика?
Помните, что чаще не любят читать дети, которые поздно научились это делать — после семи лет. Как следствие — большие технические трудности в овладении словом. А что плохо дается, то и не любится.
Человек может не читать из-за общего волевого недоразвития. С малых лет он привык, что все ему дается легко, родители выполняют все просьбы, бабушка сама рассказывает сказки. В общем, все желания исполняются. А чтобы читать, нужно прикладывать усилия.

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Акцию нашей газеты «Расскажи о любимом учителе» поддержали многие читатели «ВЧ». Родители и ученики находят добрые слова не только для отдельных педагогов, но и для целых школ. Иногда редакционная почта приносит несколько писем на одну и ту же тему. Например, сегодня мы публикуем два мнения об одном и том же учебном заведении — школе № 62.
Ждем и дальше от вас признаний в любви сеятелям разумного, доброго, вечного. Звоните нам и пишите письма.

ЗДЕСЬ ЖИВЕТ СЧАСТЬЕ

В какую школу отдать ребенка учиться? Думаю, этот вопрос рано или поздно возникает у многих родителей. Перед нами он тоже встал — после окончания пятого класса захотелось сменить место учебы сына. От знакомых и друзей сына слышали, что недалеко от дома есть школа
№ 62, что в последние два года в нее перешли многие дети, что учителя там сильные. Решили сходить на экскурсию.
И вот она, обычная с виду, школа № 62. Зайдя в нее, мы почувствовали необыкновенную атмосферу. Я бы сказала так: надежность, спокойствие, доброта царят в этом здании. И, что самое интересное, поражают счастливые лица детей — ведь нечасто сегодня встретишь столько улыбающихся ребят.
Познакомившись с директором школы Любовью Кондратенковой, я поняла, отчего в школе царит такая дружелюбная, демократическая атмосфера. Все идет от нее, хозяйки большого дома. Суметь сплотить за три года (а именно столько прошло со времени назначения на эту должность Любови Дмитриевны) и родительский, и детский коллективы, сделать их надежными помощниками — задача не из легких.
Наша школа в постоянном поиске (теперь я могу назвать ее нашей). А одним из секретов работы педагогов является то, что детей здесь не только учат, но и воспитывают. Каждый из нас, родителей, хочет быть спокоен за своего ребенка, которому надо делать что-то после уроков, чем-то заниматься. Думаю, что в 62-й школе такой проблемы нет — ведь дети в учреждении находятся всегда. С утра они на уроках, а после — в разных кружках, секциях, клубах по интересам (и все это при школе). И при этом можно успеть полечиться в школьном медицинском центре.
Конечно, современной школе сейчас очень трудно, нужны спонсоры, нужны средства. Вот пока мы, родители, чем можем, и пытаемся помочь. При школьном родительском комитете созданы четыре комиссии: социально-досуговая, санитарно-гигиеническая, финансово-экономическая, по организации питания. Мы уверены: пока есть вот такие «теплые дома», как наша 62-я школа, мы можем быть спокойны за своих детей.

Ольга АКСЕНОВА.

ИЗ ШКОЛЫ НЕ УХОДЯТ

О школах сейчас пишут и говорят много, но часто не очень хорошо. А я хочу рассказать о нашей школе № 62, где с первого класса учатся два моих сына — Павел и Дима. Разное приходилось о ней слышать, в том числе и сочувственное: «Школа-то не очень...» Не согласна!
Младший сын с первого класса начал заниматься на станции юных туристов, благо она находится рядом, а педагог-тренер — мама нашей одноклассницы. Спросите, какая связь? Да дело в том, что школа сотрудничает с этой станцией! С утра дети учатся, а потом есть возможность тренироваться. Туризм, ориентирование, скалолазание — выбирают кому что нравится. Сын сначала просто ходил в лес, делал кормушки для птиц. Зимой — на лыжах, сначала на горке за школой, потом на Голубом карьере катался. Старший сын тоже присоединился. Первые соревнования, спуски и подъемы на склонах карьера, первые успехи.
И вот уже хорошие результаты — команда нашей школы «Юный спасатель» два года подряд занимает первое место в городском слете-соревновании «Школа безопасности» и второе место в областном финале слета. Репортажи о соревнованиях мы смотрим по телевизору. Радость и гордость за своих детей испытываешь, когда видишь, как они справляются с трудностями, преодолевают сложные этапы и побеждают… В каникулы, в выходные дни ребята дома не бывают — уезжают кататься то на лыжах, то на коньках. Летом с преподавателями школы и станции юных туристов сплавляются на катамаранах. Это столько впечатлений!
А первого сентября 2005 года на праздничной линейке выделялись не только нарядные «первоклашки», но и ребята в красивой парадной форме — кадеты. В школе открылись три кадетских класса, ребята присягу торжественно приняли. У них особый распорядок: после уроков и обеда в хорошей школьной столовой — построение, военный этикет, спецпредметы.
Вот такая у нас потрясающая школа — с хорошим коллективом преподавателей и замечательным директором!

Людмила ВЫДРИНА.

«УЧИМ БУКВЫ С ПЕЛЕНОК» — продолжение темы в следующем выпуске «Родительского собрания»

 

 

«Родительское собрание» выходит два раза в месяц.
Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Автор рубрики
Светлана ШЛЫКОВА

Тел. 263-06-67
E-mail: svetlana@vecherka.uu.ru