ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ВОСТОЧНАЯ ДУША
СЛАВЯНКИ
Когда в простой рабочей семье родилась девочка, все разом сказали — будет артистка. Уже в три года она могла в течение четырех часов держать внимание людей на себе. Долгая поездка в деревню к родственникам оборачивалась концертом, маленькая Лариса пела песни Высоцкого, перемежая их народными. «Ох и девка, — восторженно вздыхали пассажиры автобуса, рассовывая ей по карманам конфеты и печенье, — певицей будет!» А она стала танцовщицей и наставницей.
Желание танцевать привело Ларису к дисциплине. Она пришла к пониманию, что ничто не происходило случайно. Все оказывалось будто тщательно спланированным наперед.
Ее осенила Индия, в которой она никогда не была, но страстно мечтает туда попасть.
Марина КУДРЯШОВА
СЛОНЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Все мы прошли через «испытание» индийским кино. Это было единственное экзотическое зрелище на советском экране, завораживающее и захватывающее. Конечно, не сюжетом — музыкой, танцем, необычными пейзажами и красками. Вот только для многих это так и осталось воспоминанием о детстве, а у Ларисы Падеровой стало жизнью. Самое сильное впечатление от фильма она получила, когда ей было одиннадцать, — сходила на первый в своей жизни индийский фильм. Он назывался «Слоны мои друзья». Это зрелище ее настолько ошеломило, что она, не сдерживая эмоций, проревела два часа над судьбой несчастных слонов. А потом, когда зажгли свет, всхлипнула так, что люди, выходящие из зала, недоуменно оглянулись на рыдающего во весь голос ребенка.
Затем индийские фильмы стали для нее путешествием и пропуском в другой — неведомый, прекрасный, яркий и жизнерадостный мир. Он так отличался от того, что было вокруг… Этот мир жил своими страстями, которые находили выражение в удивительных и гармоничных танцах. Лариса заболела, да так до сих пор и не выздоровела.
УПРЯМАЯ САМОУЧКА
Естественно, впечатлительная девчонка влюбилась в одного из тех, кто пел о сильных чувствах с экрана, — Риши Капура. Но он еще и танцевал на фоне изумрудных газонов и цветов невероятных форм и оттенков, поэтому вскоре отошел на второй план, его место занял другой герой — танец.
— Пятьдесят — шестьдесят раз сходить на одну и ту же ленту стало для меня нормой. Я путешествовала вслед за фильмом по всем городским кинотеатрам. Разучивала танцы прямо с экрана, сначала брала два движения, затем еще и еще — до тех пор, пока один танец не был готов. А за ним — следующий. Сказать, что это было просто, нельзя: невероятно сложно «разработать себя», поставить руки, запомнить сложную пластику ног, повторить актерскую мимику. Но вела какая-то одержимость — понять, постигнуть, повторить так, чтобы твои движения ничем не отличались от экранных.
Говорить об этом Лариса Падерова может часами, причем сравнивает индийский танец с популярным нынче танцем живота (который она, кстати, изучив за месяц, исполняет) и видит между ними бездну. Освоить танец живота можно быстро, в нем все построено на чередовании движений бедра и импровизации. Для настоящего индийского танца мало и целой жизни. Здесь каждая часть тела живет словно бы самостоятельно, но настолько причудливо и органично вплетается в общую ткань танца, что невозможно смотреть на это и ничего не чувствовать.
— Никакой хореографической подготовки у меня не было, только невероятное желание танцевать. А когда появился результат, который можно было представить на суд зрителей… «Обычная девчонка, а танцует — как в кино!» — говорили вокруг. За мной толпами ходили девчонки, слезно просили научить. Если я отказывала, это было трагедией! Что делать? В двадцать лет набрала свою первую группу.
ИНДИЯ КАК ПРОФЕССИЯ
В те годы не было никаких конкурсов, поэтому, увидев, как она танцует, Падерину приглашали на разные ведомственные праздники. Звали даже работать в андижанский театр артисткой. Не обошли вниманием ее талант и в нашей филармонии: взяли под свое крыло, составили программу. И Лариса поехала на свои первые гастроли — в Кустанай. После первого же просмотра профессионалы сказали: берем в труппу, через два месяца едем в турне по Советскому Союзу. Отправили домой паковать вещи, но она не поехала. Девушке с индийской душой вполне хватило того, что увидела в Кустанае. Вольные нравы артистов так напугали, что отказ от заманчивого предложения дался легко и просто. Сожалений о несостоявшейся артистической карьере тоже нет. Тем более что без работы не осталась. Театр ЧТЗ тут же пригласил вести кружок индийского танца — интерес был такой, что спрос превышал предложение. В группе одновременно занималось более тридцати человек, многим приходилось отказывать. Но первый самодеятельный коллектив уже появился, с ним Лариса выступала, получала дипломы, грамоты, признание своего труда. Где только не побывала необычная труппа!
— Мы были экзотикой, поэтому нас принимали на ура. Восточный танец пришел в Челябинск три года назад, а до этого был только наш коллектив, нас знали и приглашали. Параллельно я училась в институте культуры на методиста-организатора. Почему-то хореографическую подготовку мне получать не хотелось. Знала: сломают и заставят танцевать русские народные танцы. Они мне, бесспорно, очень нравятся, но изменять Индии не хотелось. А ведь пытались переучить. В ансамбле народного танца «Самоцветы» при театре ЧТЗ, посмотрев меня, в коллектив взяли, но с одним условием. Его руководитель Вера Александровна тогда мне сказала: «Такая русоволосая, с типичной славянской внешностью девушка должна уметь танцевать по-русски!» Две недели мучились я и хореограф, но переделке не поддалась — ушла. Хотя смогла оценить и понять, что такое настоящий профессионализм.
ЭТО НЕ ДИСКО
Помните фильм «Танцор диско» с Митхуном Чакроборти? Абсолютно все девочки от 10 до 50 напевали и пританцовывали: «I am a disco dancer». Всем хотелось танцевать так, как их симпатичный кумир и его партнерша. Но это не классический индийский танец, а совмещение различных стилей. Яркое и зрелищное. Между тем Ларису Падерову интересовало другое, она теперь уже не просто смотрела фильмы, она читала специальную литературу и ходила на фильмы, где танцуют настоящие мастера. Среди кумиров — Хэма Малини, танцовщица индийской классики, которую станцевать ох как не просто. Она настоящая «храмовая танцовщица», а это высший пилотаж.
Хэма танцевала в разных стилях, в том числе и так называемую разговорную классику. В нашем городе этот жанр пока никому не дался. Это танец-драма, где актеры рассказывают о героях из индийских мифов. Он исполняется в сложнейших масках и костюмах, а нанесение грима занимает три — семь часов. Этому можно научиться только в Индии. Подобный танец в первую очередь религиозный ритуал. В прошлом он исполнялся только в храмах — женщинами, которые наследственно прикреплялись к ним и с детства служили Богу. Это сейчас он перешел из священных мест на сцену. Раньше танцевальное подношение было частью ежедневного ритуала и самой важной составляющей молитвы. Как сказано в священных индийских книгах, «нет другой молитвы и другого жертвоприношения, которое было бы так приятно Богу».
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Сложнейшая техника требует многих лет обучения. Ведь в ней задействованы все мускулы, даже лицевые. Неотъемлемая часть любого индийского танца — сила и плавность, развитое чувство равновесия и пластичности. Кроме того, танцор должен обладать огромной выносливостью и безупречным чувством ритма. Каждое движение отчетливо и всегда симметрично. В технический набор входят прыжки, обороты и сбалансированные позы. Существуют три вида танца: безраздельно технический, с единственной целью — удовольствием от созерцания, основанный на роскошных позах и сложных ритмах, танец, который выражает чувства, вызванные «заданной темой», и повествовательный танец, в котором танцор при помощи символических жестов и мимики обозначает мельчайшие нюансы песни-молитвы. Каково было научиться всему этому абсолютно самостоятельно, без подсказок гуру?
КЛАССИКА
Лариса Падерова — танцовщица классического индийского танца. Она исполняет все, кроме того, что может постичь только человек, воспитанный в Индии и впитавший в себя культуру этой древней страны. Классическим танец назван потому, что строго следует канонам, закрепленным в древних трактатах «Натья Шастра» («Наука о театре») и «Абхиная Дарпана» («Зеркало актерской выразительности»). Канон предписывает специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, ног, тела, различные виды танцевальных движений и, конечно, знаменитый язык мимики и жестов. «Куда идет рука — идет глаз; куда идет глаз — идет разум; куда идет разум — идет сердце; а где сердце — там сущность жизни». Эта духовная сущность просыпается не только в танцоре, но и в зрителях. Искусство индийского танца, соприкасающееся со Священным, возвращает человеку чувство первоисточника: все в нашей жизни имеет смысл, только мы об этом забываем. А Лариса, танцуя и обучая этому мастерству других, помнит.
ТАНЕЦ-ТЕРАПИЯ
Каждый жест, выполненный в танце, имеет смысл с точки зрения энергетики и оздоровительных процедур. На наших с вами руках выведены проекции всех внутренних органов. Выполняя различные движения руками, танцовщица воздействует и на свое здоровье. Лариса Падерова признается: занятия индийскими танцами — это огромная нагрузка для всего организма. Но с гордостью она говорит и другое: «Я практически не болею». Никогда специально не занимаясь лечебной составляющей танца, Лариса знает и соглашается с теми медиками, которые утверждают, что индийский танец оказывает не только психотерапевтический эффект, но и помогает людям, больным диабетом, гипертонией, различными формами артрита. Ритмические движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями.
Женщины, приходящие к Ларисе на занятия, удивляются тому, что раньше сами себя считали неумехами и распустехами. А тут вдруг появилась координация движений, ушел лишний жирок, а самое главное — перестали донимать вечные спутники сидячего образа жизни — боли в пояснице и шее. Их наставница только улыбается: она не врач, но точно знает, что через полгода регулярных занятий можно смело говорить сколиозу «до свидания». Особенно когда речь идет о детях. Танец-терапия позволяет забыть о проблемах — это точно, испытано на себе. Когда знаешь о существовании 24 типов движений одной кисти, 13 типов движений обеих кистей рук, 10 — движений руки целиком, пяти типов движений для грудной клетки, торса, живота и бедер — все остальное уходит на второй план. Запомнить бы все это, а потом еще исполнить…
ПЕРВЫЕ ШАГИ
«Дживан» означает «жизнь». Именно так называется детский коллектив индийского танца, которым Лариса Падерова руководит уже больше двадцати лет. Казалось бы, современному ребенку есть чем заняться, а они бегут танцевать к Ларисе Васильевне. Заглядывают ей в глаза, и она остается с детьми, хотя заработать деньги в школе практически невозможно. Но отказать девчонкам сегодня она уже не может. Христофор Колумб открыл Америку в поисках Индии. Лариса и ее воспитанницы открывают Индию в поисках себя. У нее не было гуру, зато теперь она сама Учитель для тех, кто в жизни делает только первые шаги. И эти шаги — в танце.
***
«Восток — дело тонкое!» — фраза избитая, но довольно точная. К нему действительно нужно привыкать осторожно, пробовать, как микстуру, маленькими порциями. Сегодня Лариса уже готова к тому, чтобы сделать большой глоток, не боясь захлебнуться эмоциями и ощущениями. Она понимает язык танца и умеет передать в нем легенду о любви к жизни. Вот только Индия для нее — недостижимая мечта.
Дочка Ксюша подтанцовывала маме только в детстве.