Меню

ЗНАЙ НАШИХ

17.03.2006 00:00 47 (10435)
ЭКСПЕРТ СЦЕНИЧЕСКИХ ПОЛОТЕН Впервые за 12 лет существования «Золотой маски» в экспертный совет фестиваля по разделу «Драматический театр и театр кукол» вошел журналист из Челяб...


ЭКСПЕРТ СЦЕНИЧЕСКИХ ПОЛОТЕН

Впервые за 12 лет существования «Золотой маски» в экспертный совет фестиваля по разделу «Драматический театр и театр кукол» вошел журналист из Челябинска. Владимир Спешков стал третьим за всю историю «Золотой маски» из нестоличных театральных критиков, кому доверено право формировать афишу самого престижного фестиваля России, выбирать номинантов на главную национальную премию в области театра. На днях Владимир Спешков вернулся из Москвы.

Татьяна МАРЬИНА

В экспертном совете годами работали только столичные критики. Поэтому многие значительные спектакли, поставленные за пределами Москвы, выпадали из поля зрения. Отстаивать интересы провинциальной России было некому.
— Москва во многом самодостаточна, — считает Владимир Спешков. — Там десятки театров и сотни спектаклей. Вертикаль в системе ценностей можно выстраивать внутри Москвы, иногда вспоминая Петербург, в котором есть Додин, БДТ, пара крупных режиссерских имен. На самом деле существует необъятная, до Владивостока, Россия, где происходит немало интересного. Показательный пример. Ни разу за 12 лет ни в одной из номинаций по разделу «Драматический театр и театр кукол» не было спектакля из Челябинска. С одной стороны, 90-е годы — не лучшее время в истории челябинских театров. С другой стороны, были постановки Наума Орлова «Вишневый сад» и «Последние», которые я считаю очень значительными. Или лучшие спектакли мастерской новой пьесы «Бабы» Елены Калужских. В номинацию по разделу «Новация» кроме постановок «Баб» могли быть включены работы магического театра Виктора Плотникова «Белый козел». Только один раз в номинанты попала магнитогорская драма со спектаклем «Кто боится Вирджинии Вульф» в постановке Виктора Шраймана. Сайдо Курбанов и Фарида Муминова, игравшие там главные роли, номинировались как актеры.
Экспертный совет «Золотой маски» — это группа театральных критиков и журналистов, которая формирует афишу, номинации. Они смотрят спектакли на кассетах, выезжают в театры, на многочисленные фестивали. Отбирают самые значительные премьеры сезона и лучшие предлагают на рассмотрение жюри «Золотой маски».
— Я не собираюсь ревностно отстаивать местнические интересы, — продолжает Владимир Георгиевич. — Роль эксперта заключается в том, чтобы поехать в Норильск или Улан-Удэ, посмотреть столичные спектакли, уравновесить внутримосковский взгляд. Мнения москвичей часто расходятся. Поэтому очень важно, чтобы появился другой взгляд.
В нынешнем совете восемь экспертов. Председатель — театральный обозреватель «Известий» Марина Давыдова. На первом заседании она сформулировала нашу задачу: превратить «лонг-лист» (список премьер сезона, в котором несколько сотен спектаклей) в «шорт-лист» (короткий). Большая часть названий вычеркивается сразу, что-то остается на размышление. Не обязательно отсматривать каждый спектакль. Многие из них критики уже видели. Если, предположим, профессор Щепкинского училища Ирина Холмогорова говорила о каком-то спектакле, что это ужас, его радостно вычеркивали. По словам Владимира Спешкова, есть театры, с которыми надо быть чрезвычайно корректными. Например, театр Татьяны Дорониной. Все знают, что там занимаются не столько искусством, сколько спасением России. Поэтому члены экспертного совета должны обязательно посмотреть и вынести решение. До конца года будут просеяны сотни названий.
Для оценки спектаклей используется обычная пятибалльная система. Если из восьми экспертов семь поставили «пятерку», премьера, безусловно, попадает в номинанты. У экспертов «Золотой маски» есть хорошее правило. Если премьеру выпустил мастер, скажем Додин, Фоменко, Гинкас, в список номинантов она наверняка попадет. При этом спектакль смотрят все члены экспертного совета, чтобы подтвердить безусловность лидера. «Если я знаю спектакли лучших, — говорит Владимир Спешков, — то спектакль Бобкова или Гурфинкеля буду оценивать с точки зрения этих критериев. А не так, что это милые люди и их надо поддержать».
Из челябинских премьер в «шорт-списке» пока остался один спектакль. Какой — критик не назвал:
— Я не уверен, что он попадет в окончательную номинацию. Тем не менее настоял, чтобы его оставили в списке. Спектакль достоин, чтобы его посмотрели несколько экспертов. Они могут написать о нем или пригласить на фестиваль. По крайней мере слух по российскому театральному пространству пойдет. Важно не только создавать некий продукт, но и продвигать его. Несколько лет назад Челябинский оперный театр осуществил уникальный проект — театрализованную постановку оратории «Жанна д,Арк на костре» Онеггера. Произведение на российской сцене никогда не исполнялось. Наум Орлов, мастер огромных сценических полотен, собрал в единое целое огромные силы. В роли Жанны д,Арк выступила уникальная актриса Ольга Телякова. Но спектакль даже не записали должным образом, вовремя не отправили заявку. Сидеть и ждать, когда понаедут купцы и повезут в Авиньон или Эдинбург? Они могут и не приехать.