Меню

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

14.03.2006 00:00 44 (10432)
ГДЕ ГРАНИЦА ШАЛОСТИ Ирина Самарина пришла в редакцию сама. Челябинка чуть ли не плакала. «Помогите, — говорит, — отстоять и защитить сына. Он у меня хороший, хотя и не совсем б...


ГДЕ ГРАНИЦА ШАЛОСТИ

Ирина Самарина пришла в редакцию сама. Челябинка чуть ли не плакала. «Помогите, — говорит, — отстоять и защитить сына. Он у меня хороший, хотя и не совсем благополучный. Не отдам его в спецшколу для трудных подростков — оттуда уже преступниками выходят!»
Прошло больше месяца. Наша читательница уже выиграла суд. Правда, проблемы остались.

Хотим мы этого или не хотим, а так называемых трудных детей с каждым годом становится все больше и больше. Милиция проводит рейды за рейдами. В инспекциях по делам несовершеннолетних горы материалов на малолетних хулиганов. Детские исправительные учреждения переполнены…
Вот о спецшколах, вернее, о том, что полезнее для трудного ребенка — они или все-таки семья, мы сегодня и поговорим. Речь также пойдет о том, всегда ли работники ИДН соблюдают права пусть маленьких, пусть неблагополучных, но граждан страны.
Собственно, в «Вечерку» Ирина Самарина пришла именно с жалобой на сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних своего района.
— Точно такое же заявление я отнесла в прокуратуру, — отметила челябинка при встрече. — Мне вовсе не хочется, чтобы за счет моего сына ИДН выполняла план по поставке детей в спецшколу, а потом и формированию уже готового преступника. Я всегда с уважением относилась к сотрудникам милиции — там работали мой дедушка, мама, сестра. К сожалению, действия некоторых работников нашей инспекции развеяли мои иллюзии.
Но о претензиях к специалистам ИДН чуть позже. Пока же несколько слов о мальчишке, которого защищает горячо любящая мать.

ЛЖЕТЕРРОРИСТ ШУТИТ

Одиннадцатилетний Максим состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних с 2004 года. Повод — обвинение в лжетерроризме. Мальчик позвонил в милицию, сказал, что в школе заложена бомба, словом, так вот неудачно пошутил. Вычислили хулигана быстро — по записанному на пленку голосу. Дело разобрали на комиссии социально-правовой защиты несовершеннолетних в администрации района, на родителей наложили штраф. Вопроса о спецшколе тогда даже и не возникло — мальчик был еще слишком мал.
Воспитывает Максима и его младшего брата только мама — с отцом мальчишек Ирина Самарина развелась. Помогает справляться с внуками бабушка (та самая, которая в милиции много лет проработала). Женщины, как принято говорить, во всем положительные. Они признают, что Максим не всегда прав и далеко не благополучный ребенок. Однако считают, что виной тому лишь только переходный возраст. «Немного времени пройдет, и это будет не ребенок, а золото!» — восклицает Ирина.
Впрочем, понятно, что мать всегда защищает свое чадо. Специалисты, которые работают с Максимом, уверены, что «этот ребенок уже перешагнул порог шалости, что он пользуется благосклонностью и мягким отношением к себе взрослых» (это слова Татьяны Леонтьевой, опытного начальника отдела социально-правовой защиты несовершеннолетних администрации Металлургического района).

ЕСТЬ ЛИ У «ТРУДНЫХ» ПРАВА

В январе этого года Ирине позвонили из ИДН и пригласили к себе якобы поговорить о прохождении Максимом медкомиссии. Вопрос об обследовании действительно поднимался давно, поэтому никакого подвоха не было.
— Я как законопослушная гражданка пришла в инспекцию, — рассказывает наша читательница. — И что же случилось? Меня и сына в сопровождении двух сотрудников милиции под конвоем на милицейской машине доставили в суд. Оказывается, на разбирательство нового дела против Максима. Мы об этом ничего не знали, не были подготовлены. И только потому, что я сразу же позвонила своему знакомому адвокату, суд не состоялся. Я доказала, что нас не оповестили заранее о нем, а значит, наши права нарушены…
Адвокат Наталья Давыдова, к которой «Вечерка» обратилась за комментарием, подтвердила, что работники ИДН действовали неправильно. «У меня сложилось впечатление, — отметила Давыдова, — что инспектора не знают законов. Неоднократно они нарушали права ребенка, допрашивая его без родителей и социального педагога, что недопустимо. К тому же наказывать Максима собирались за те преступления, за которые он уже был наказан, — за тот же лжетерроризм! А человек не может дважды быть наказан! Но меня беспокоит не только это. В моей практике было несколько случаев, когда защищала вот таких трудных детей. И трудными заставляли их становиться взрослые! Ребенок совершит один проступок, и его начинают преследовать, собирать компромат. В таких случаях я рекомендую родителям менять не только школу, но и место жительства, район города. Практика показывает, что часто в подобных случаях дела налаживаются».
Надо сказать, что после того случая с лжебомбой Максим тоже перешел учиться в другую школу, соседнюю. Однако и в новом коллективе старые проблемы остались. Очень подвижный и импульсивный мальчишка продолжал шалить и драться. То с одним кулачный бой устроит (в результате у противника — сотрясение мозга, а у самого — зашита щека), то на старшеклассника, который приставал, газовый баллончик (где только его взял?) направит. Безобразие, конечно, кто спорит…
— Работники инспекции по делам несовершеннолетних и администрация новой школы не скрывали, что собирают материалы, чтобы отправить Максима в спецшколу, — вздыхает Ирина. — С 2005 года по просьбе директора ребенок не посещает уроки, я его сама обучаю на дому. Мне даже предлагали поместить сына в учреждение на улице Шаумяна хотя бы на несколько дней. Мол, пусть посмотрит, как там, и напугается. У меня мама в милиции 18 лет проработала. Она знает, какие «выпускники» выходят из спецшколы. Еще раз повторюсь — мой сын не ангел! Но и не преступник! И в спецшколу его не отдам!

СЕМЬЯ ВАЖНЕЕ

Сразу же после визита нашей читательницы в «Вечерку» мы связались с Татьяной Леонтьевой, которая возглавляет отдел социально-правовой защиты несовершеннолетних администрации Металлургического района. Ситуацию она прокомментировала так:
— Мы не заинтересованы отправлять детей в спецшколы. Прекрасно понимаем, что семья намного дороже и лучше для трудного подростка. Если, конечно, семья благополучная и родители идут с нами на контакт. Максима и его маму мы прекрасно знаем. Уже давно рекомендовали пройти ребенку медицинское обследование. Думаю, что до исправительного учреждения сейчас дело не дойдет. Естественно, при соответственном отношении к ребенку со стороны родственников. Пожестче нужно быть с Максимом и лечить, конечно… Кстати, следователи иногда специально пугают и родителей, и самих детей спецшколой. Это бывает эффективнее, чем просто пальчиком грозить и в сотый раз говорить: «Не делай так, не делай!»
Леонтьева оказалась права насчет ближайшего будущего Максима. Уже известно, что в спецшколу паренек не отправится. Адвокат помог семье Максима выиграть суд по поводу отправки мальчика в исправительное учреждение. Врач прописал лекарства, поставив диагноз «неврозоподобное состояние». Мальчик ведь очень подвижный, импульсивный, вспыльчивый — отсюда и все проблемы. «В голове у меня сидит человечек, который и заставляет совершать плохие поступки!» — так о себе говорит сам Максим. Решать эти проблемы с человечком, а также искать ответы на сложные вопросы семье еще, конечно, придется долго (впереди в том числе и несколько судов). Но вот один ответ хотелось бы получить побыстрее — от прокурора…


Ирина Самарина: «Не отдам сына
в спецшколу! Семья для трудного подростка — лучше всего!»

СОТРУДНИЧАТЬ НЕ ПРОБОВАЛИ?

Вот что советует родителям трудных детей в своей книге «Педагогика для всех» C.Л. СОЛОВЕЙЧИК.
«Когда кто-нибудь спрашивает, что ему делать с его трудным ребенком, можно ответить:
— А ничего не надо с ним делать, подумайте о цели. Ничего не меняйте в своем характере, не выдумывайте какие-то небывалые мероприятия, которые в один день превратят вашего ребенка в ангелоподобное существо, чудо послушания. Попробуйте переменить цель вашего общения с ребенком. Если цель — быстренько довести ребенка до идеального состояния, то мы его загубим. Поставим цель прийти к сотрудничеству, и тогда, быть может, ребенок сам приобщится к идеалу.
Заметим, что в слове «сотрудник» хороший корень: «труд». Труд и должен быть основной формой воспитания — духовный труд, душевный, умственный и физический. Все душевные силы, все духовные способы употребим на то, чтобы втянуть ребенка в увлекательную жизнь вместе с родителями, не ожидая от него совершенства, но думая о его душе, о его чувстве безопасности, необходимости развиваться. Все силы любви соберем, отбросив страхи, приготовясь нести ответ за ребенка и перед людьми, и перед ним самим по формуле мужественных людей «Поступай как должно, и пусть будет, что будет».

ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ШИШКОЕДОВА

 

«Родительское собрание» выходит два раза
в месяц. Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Автор рубрики
Светлана ШЛЫКОВА

Тел. 263-06-67
E-mail: svetlana@vecherka.uu.ru