Меню

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

13.03.2006 00:00 43 (10431)
ИЛЬИЧЕВ ПОМОЖЕТ ШОЙГУ Сергей Шойгу решил перенять опыт Андрея Ильичева. Наш земляк, проживающий в Москве, по заказу руководителя...


ИЛЬИЧЕВ ПОМОЖЕТ ШОЙГУ

Сергей Шойгу решил перенять опыт Андрея Ильичева. Наш земляк, проживающий в Москве, по заказу руководителя МЧС пишет пособие для спасателей — новую редакцию «Энциклопедии выживания».
Одновременно Андрей выполняет еще один заказ — Юрия Лужкова,
«Выживание в большом городе». Напомним, что свою писательскую карьеру Ильичев начал с сотрудничества с «Вечеркой», опубликовав здесь первые страницы своего детективного романа «Обет молчания».

Сергей СМИРНОВ

Для того чтобы выполнить этот заказ, Андрею Ильичеву особо напрягаться не надо: известный автор детективных романов в прошлом был не менее известным путешественником-испытателем. Каждое лето он отправлялся в экспедиции, чтобы исследовать возможности человеческого организма в экстремальных условиях.
Андрей, например, первым в Советском Союзе совершил 200-километровый переход по пустыне Каракумы, не взяв с собой ни грамма воды. Он плавал на спасательном плоту по Азовскому и Каспийскому морям.
В Челябинске Ильичев организовал школу выживания. Здесь он, например, учил туристов зимой обходиться без палатки. На берегу Шершневского водохранилища наш путешественник однажды за полчаса построил эскимосский домик — иглу. При 20-градусном морозе внутри иглу подтаивал снег — для этого было достаточно лишь одной зажженной свечи. Домик был настолько прочен, что на его верхушке могли стоять два человека.
Все свои наблюдения Андрей тщательно записывал и систематизировал. Так родилась «Памятка для выживания», которой пользовались люди, работающие в зоне риска, — летчики, рыбаки, геологи, полярники.
Затем Ильичев изложил свой бесценный опыт в «Энциклопедии выживания». Толстая, как Библия, книга стала бестселлером для тех, кто привык «шастать» по тайге и пустыне. «Энциклопедия выживания» была отмечена дипломами и медалями на крупнейших книжных выставках.
А при чем здесь заказ Лужкова? Оказывается, выжить в мегаполисе подчас нисколько не легче, чем в джунглях. «Примерно один раз в сорок лет каждый человек рискует оказаться жертвой аварии, несчастного случая или насилия», — говорит Андрей.
Сейчас Ильичев уже не путешествует: суровые условия экспедиций подорвали здоровье, да и это стало ему уже неинтересно — экстримом он сыт по горло. Однако наблюдения, сделанные в необычных ситуациях, пригодились ему во время написания детективных романов.


АВТОРА!

ШПИОНЫ НЕ УХОДЯТ НА ПЕНСИЮ

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ИЛЬИЧЕВ Андрей Александрович (родился 21 июля 1956 года в городе Златоусте) — писатель, путешественник, специалист по вопросам выживания в экстремальных ситуациях. Восемь классов окончил в златоустовской школе № 90, аттестат зрелости получил в челябинской школе № 58. Работал на Челябинском часовом заводе, в ЧГИИК. Службу проходил в стройбате библиотекарем.
Организатор и руководитель рекордных путешествий: велосипедных марафонов (в том числе пробега на 7,5 тысячи километров; трансморских (вне видимости берегов) плаваний на спасательных плотах и парусных катамаранах; летних бездорожных велосипедных переходов через пустыни Каракумы, Кызылкумы, плато Усть-Урт; безводных переходов по пустыням Средней Азии; плаваний по путям древних новгородцев и поморов на копиях древненовгородской (ХI — ХII вв.) парусной лодки — соймы и поморских карбасов (ХII — ХIV вв.) по морям Северного Ледовитого океана; исследовательских экспедиций и экспериментов по выживанию в зимней тайге, пустыне, тундре.
Автор более 150 научно-популярных статей на темы выживания и самоспасения, опубликованных в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Советский спорт» (вел рубрику «Сам себе спасатель»), «Социальная индустрия», в журналах «Студенческий меридиан», «Вокруг света», «Турист», «Спортивная жизнь России», «Наука и жизнь», в альманахе «Ветер странствий» и многочисленных сборниках.
Он также автор энциклопедий выживания, детективных романов, вышедших в издательствах Москвы и Челябинска. Печатался под псевдонимом А. Ильин, И. Андреев.

Сергей СМИРНОВ
Фото Сергея БЕЛКОВСКОГО

БРОДЯЧАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Творчество — дело интимное. Показать кому-то первый рассказ — все равно что снять штаны в кабинете врача. Андрей Ильичев, притащив стопку листов тонкой бумаги, смущенно улыбнулся: «Почитай. Может быть, это интересно. Стоит писать дальше?»
Я не люблю графоманов, но мне нравился Ильичев — ходячая энциклопедия, сундук, переполненный интереснейшими историями. Поэтому я решил почитать рукопись. И обалдел!
Благословив будущего Сименона («Андрюха, пиши!»), я побежал в одну из редакций. Писатели сродни сумасшедшим. И тех, и других одинаково боятся редакторы. Редактор рукопись взял, но я чувствовал, что читать ее он явно не собирался. В течение двух месяцев я капал ему на мозги, и редактор сдался. Он вернул рукопись и сказал: «Старик, мы это печатать не будем. Здесь написано, что в Советской Армии учат воровать. Это неправда!»
Дурак, он поверил в историю, сочиненную Ильичевым, на все 200 процентов! Это еще раз убедило меня в том, что рукопись гениальная.

ДОКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ

Андрей работал киномехаником в институте культуры. Зарплата копеечная, зато валять дурака можно было почти все лето. А валял дурака Ильичев так: то пешком по Каракумам гуляет, то на плоту по Каспию плавает, то на карбасе на Белом море болтается. Несколько раз Андрея со товарищи принимали за шпионов. Заплывал он, преодолев все охранные посты, и на секретный полигон по испытанию химического оружия, и на военно-морские базы. Однажды экспедиция Ильичева обнаружила стоящие на якорях корабли, этакие «летучие голландцы» — на палубах не было ни души. Два дня путешественники изучали каюты и трюмы, пока их не зацапала прибывшая охрана. Оказалось, что по кораблям, списанным на лом, должны были стрелять с другого конца страны стратегическими ракетами. (Задержись Ильичев на корабле чуть подольше — не читать бы нам его детективов.)
В экспедициях по выживанию Ильичев подпортил себе здоровье. На кругосветное плавание ни сил, ни средств не было, а ходить вдоль берегов стало неинтересно. Тогда Ильичев придумал себе новую игрушку — стал психологом-самоучкой. Он консультировал около 400 семей и при этом не брал ни копейки. Однажды к нему обратилась девушка: «Меня третируют в ПТУ!» Ильичев ответил: «Чтобы не третировали в ПТУ, нужно поступать в институт». Бедная девчушка плакала и жаловалась на то, что родители предрекли ей всю жизнь стоять у станка. Однако психолог-самоучка заставил ее поступить в челябинский институт, затем — перевестись в Свердловск, потом — в Москву. В итоге студентка закончила… Сорбонну.
Надо ли говорить, что интерес к Ильичеву был бешеный. При мне в институте культуры Андрей читал лекцию для женщин «Как выйти замуж и завоевать мужчину» пять часов подряд. (Через несколько лет он выпустит на эту тему несколько книг.) За это время никто даже в туалет не выходил. Материала в голове отложились тонны. А чтобы голова не лопнула, он и начал писать… детективы.

ОТ СТАНКА К СТАНКУ

Расскажу в двух словах сюжет первого детектива, который получил название «Обет молчания». Автор попадает в школу разведчиков, где его учат выживать в тайге, убивать с оружием и без, подделывать документы и прочая. Один из «спецкурсов» ведет известный вор-карманник из Одессы: шпион должен освоить и это мастерство. После окончания школы шпиона выбрасывают в тундре почти в одних трусах. Он должен выжить, добраться до населенного пункта, сделать себе документы, устроиться на работу, добиться карьерного роста. После 10 — 20 лет легальной работы может наступить час икс, когда разведчик должен будет выполнить специальное задание, ради которого его и готовили. Детектив написан от лица автора, который в начале повествования сообщает, что книга будет издана после его смерти.
Редактор, которому я отдал рукопись, поверил, что автор — реальный разведчик, но печатать ее не стал. Прошло года два, и рукопись попала к Александру Драгунову, в то время редактору «Вечернего Челябинска». Драгунов оказался куда умнее своего коллеги, его редакторский нюх не подвел. «Обет молчания» имел успех оглушительный, и газетный тираж пополз вверх, как хорошо заквашенное тесто. Читатель принял всю написанную Ильичевым лабуду за чистую правду. На ЧТЗ «Вечерку» передавали от станка к станку!
Ильичев, как мне кажется, в разведке не числился, но описал все так реально, что им заинтересовались компетентные органы. Говорят, что Андрея вызвали в ГРУ (военная разведка) и спросили: «Откуда вам известны методы внутренней разведки?» Откуда-откуда, сам придумал!

БОЕЦ НЕВИДИМОГО ФРОНТА

А слава пришла не сразу. Андрей Ильичев два года толкался по московским издательствам, пока там не поняли, что за самородок такой с Урала явился. (Челябинские издатели, поди, кусают локти — прозевали «золотую жилу».) Вышла первая книжка, вторая… (А всего более 20!) Пришел успех. Вот что пишут в издательстве ЭКСМО в аннотации к одной из книжек Андрея: «Андрей Ильин — автор остросюжетных повестей и романов, корифей детективного жанра. Каждая книга — бестселлер, запоминающийся надолго и заставляющий задуматься о многих аспектах современной жизни. Его перу принадлежат такие произведения, как «Боец невидимого фронта», «Миссия выполнима», «Федеральное дело», «Настоящий полковник», «Ревизор 007», «Киллер из шкафа», несколько книг «сериала молчания». Радоваться бы, но…
«Мне стыдно, что я писатель! — говорит Ильичев. (Думаю, что здесь он немного кокетничает. — Авт.). — Почему? Потому, что Достоевские сейчас не нужны. Чтобы написать книгу, от которой в восторге миллионы домохозяек, увы, большого ума не надо: язык попроще, сюжет покудрявее, крови побольше, юмор — исключить».
Чтобы раскрутиться, детективщик должен работать серийно — по книжке в квартал. Не всегда это получается. Тогда издательство запускает конвейер, публикуя под известной фамилией литературных поденщиков. Вот и получается, что писатель N на самом деле — группа авторов, а писательница Д вовсе не женщина, а настоящий мужик, даже не «голубой». Выходит, что хороший писатель тот, кто пишет без перерыва дни и ночи.
Андрей пишет сам. Пишет, как пулеметчик. В отличие от авторов детективов, не умеющих отличить пистолет от револьвера, пишет очень правдоподобно, со знанием дела.
Может быть, он и правда бывший шпион, только хорошо законспирированный. Пройдет этак лет двадцать, закончится срок давности, и Ильичев нарушит «обет молчания»?
Шпионы, однако, на пенсию не уходят…