Меню

ВОПРОС РЕБРОМ

03.03.2006 00:00 38 (10426)
ГЕРОИ МИНУВШИХ ДНЕЙ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И БИЗНЕС-ОППОЗИЦИЯ ВЫГОНЯЕТ НА «АКЦИИ ПРОТЕСТА» СВОИХ РАБОТНИКОВ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ БИЗНЕСА ...


ГЕРОИ МИНУВШИХ ДНЕЙ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И БИЗНЕС-ОППОЗИЦИЯ ВЫГОНЯЕТ
НА «АКЦИИ ПРОТЕСТА» СВОИХ РАБОТНИКОВ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ БИЗНЕСА

Кто сказал, что пришло время всем жить по одним и тем же правилам? Для некоторых челябинских бизнесменов, взращенных еще при администрации прежнего градоначальника Вячеслава Тарасова, закон по-прежнему не указ. Льготы и привилегии — вот к чему они привыкли, выскочив в свое время на местный рынок, как черти из табакерки. Ради однажды полученного из административных рук жирного куска пирога они будут биться теперь до последнего, бросая в этот бой (последний самый) ресурсы, деньги и людей. Вот о чем подумалось при виде так называемой «акции протеста» под окнами городской администрации. Кто, спросите, ее организовал? В челябинской мэрии прямо называют эти имена — Евгений Рогоза, руководитель фонда «Монолит-Инвест», Артур Никитин, глава компании «Стройсвязьурал-1», и Анатолий Симоненко, владелец фирмы «Роспечать» (несколько сот киосков в Челябинске и по всей области, торгующих не только периодикой, но и канцтоварами, косметикой, табачными изделиями).

НА САМОМ ДЕЛЕ...

1 — 2 марта в Челябинске руководство местной частной компании «Роспечать» (точнее, лично господин Симоненко, владелец и гендиректор в одном лице) объявило днями без прессы. Челябинская «Роспечать» подключила зависящие от нее редакции газет, руководителя Союза журналистов России Игоря Яковенко. Формальная причина «акций протеста» — действия городских властей, которые отказались в конце прошлого года продлевать договоры аренды земли по нескольким киоскам «Роспечати». Владелец «Роспечати» Анатолий Симоненко называет это произволом и беспределом. Администрация города говорит, что борется с монополизмом на рынке распространения печатной продукции и ссылается на монопольное положение «Роспечати», подтвержденное заключением антимонопольного управления. А плата в бюджет, которую «Роспечать» до сих пор вносила за аренду киосков, была мизерной.
Земля под 50 киосками «Роспечати», у которых истек срок аренды, будет выставлена на аукцион, в котором сможет принять участие та же «Роспечать» и, вполне возможно, его выиграть. Если ранее практиковалось два механизма выделения земли (по итогам рассмотрения заявки застройщика и через аукцион), то с 1 октября 2005 года, согласно поправкам в Земельный кодекс, возможен только второй вариант. Однако господину Симоненко аукцион не нужен. Он идет в пикет. Причем вопреки ранее намеченным дням без прессы 1 — 2 марта «Роспечать», объединившись с другими «пострадавшими» от беспримерной «жестокости» городского руководства крупными местными предпринимателями, перенесла акцию на 28 февраля. Благо 28 февраля — заседание городской думы.
Фабричного изготовления плакаты с призывами к отставке мэра висят в киосках «Роспечати», таблички того же содержания — в руках людей, похоже, не очень-то понимающих, что и зачем они делают. В то же время недавно проведенный соцопрос показал: подавляющее большинство горожан к идее отставки мэра относятся крайне отрицательно.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

20 марта 2005 года на выборах главы города депутат Госдумы Михаил Юревич с большим перевесом победил действовавшего градоначальника Вячеслава Тарасова. Претензий у горожан скопилось к прежнему мэру тьма. Нечищеные улицы, вконец запущенное коммунальное хозяйство. А самое главное — предельно уплотненная застройка. Жильцов ставили перед фактом, когда прямо под их окнами начиналось возведение новых жилых домов на месте предполагавшихся детских или спортивных площадок. Горячо опекаемые Тарасовым руководители строительных компаний делали на этом сумасшедший бизнес. Когда все коммуникации подведены к соседнему дому, то «сесть» на эти коммуникации было одно удовольствие. «Сесть» некоторые стали понимать в буквальном смысле. Фирма «Жилтехстрой», к примеру, поставила дом в центре Челябинска у магазина «Школьник» прямо на городской водовод.
Новый глава города Михаил Юревич начал масштабные преобразования в городе со строительства как самой наболевшей темы. Большинство осознало правильность позиции мэра и приняло эти правила игры, основанные на законе и интересах города.
Мэр поставил в число ближайших задач пересмотр порядка распределения земельных участков: «Следует покончить с порочной практикой, когда участки почти даром раздавались узкому кругу доверенных лиц. Все должно проводиться на основе конкурсов и тендеров». Глава города уточнил, что ранее приближенные к прежней власти бизнесмены, открывшие торговые комплексы в центре города, не платили земельный налог или платили по льготному тарифу, тогда как промышленные предприятия платили по полным ставкам. Недопустимой объявил Юревич и сложившуюся систему чиновничьих поборов с предприятий малого и среднего бизнеса. В отношении строительной отрасли принципиально важным стало заявление администрации города о том, что Челябинск должен стать открытым городом. «Обязательно будем привлекать мощные строительные компании, — отметил мэр. — Почему бы нам не работать с ними?! Тогда мы меньше подвержены риску невыполнения обязательств и условий. Надо оживлять рынок. Мы не допустим, чтобы пострадали местные строительные компании. Но здоровая, нормальная конкуренция должна быть».
В конце 2005 года Юревич подвел первые итоги работы. В центре Челябинска была запрещена уплотнительная застройка. Кроме того, был определен целый ряд перспективных площадок для масштабного строительства. Правилом стало, что акты предварительного выбора земельных участков обязательно сопровождались заключением договора на аренду земли.
Вопреки всем предсказаниям оппонентов Челябинск успешно выдержал испытания сильнейшими холодами этой зимой. В сфере управления жилищным фондом к концу года работали уже 11 управляющих компаний. В целом 75 процентов коммунальных услуг в Челябинске оказывали частные компании. Но не все оказались довольны сделанным.

НЕОПРАВДАННЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НИКИТИНА

Заводила антимэрской фронды — Артур Никитин, руководитель компании «Стройсвязьурал-1». Он был «особенным» даже среди приближенных к прежнему мэру. Чего стоят одни только подземные Никитинские ряды под площадью Революции. Несколько лет плюс к этим рядам Никитин распоряжался еще и всеми подземными переходами вокруг площади. Аренда была оформлена на длительный срок. Недавно Никитин попробовал развязать скандал вокруг высоких, по его мнению, ставок аренды для Никитинских. В то же время ранее, по словам председателя городского комитета по управлению имуществом Сергея Мануйлова, Никитин за аренду не платил вообще ничего.
Кроме Никитинских рядов, у Артура Никитина есть еще торговый комплекс «Синегорье» возле железнодорожного вокзала и гипермаркет «КС» (в народе его сразу окрестили «Караван-сараем» за огромную площадь и «сарайный» стиль). Пробовал Артур Владимирович строить еще один комплекс в центре Челябинска по улице Васенко, да не учел, что тем самым забирает часть территории у школы № 1, гордости Челябинска. Суд несколько раз запрещал эту стройку.
Еще один пример. Новый глава города Юревич, вступив в должность, посмотрел план дорожного строительства на 2005 год и обнаружил там новую транспортную развязку по улице Черкасской возле гипермаркета «КС». Стоимость проекта должна была составить 400 миллионов бюджетных рублей, из которых 50 уже успели освоить. 400 миллионов — половина всей суммы, отпущенной на ремонт дорог в миллионном городе! Мэрия приводит и другие примеры того, как в свое время Никитин пользовался всевозможными льготами, чтобы не платить в бюджет. Зачастую строительство его объектов включалось в планы финансирования из городского бюджета.

«МОНОЛИТ-ИНВЕСТ» ТОЖЕ ПРОТИВ

С фондом «Монолит-Инвест» спор новой администрации получился жарким. В декабре дело дошло до суда. Его выиграла администрация Челябинска. Обсуждалось распределение участков земли в 29-м и 27-м микрорайонах. Вице-мэр Мезенцев приводил такой пример: «Рогоза строит торговый центр на 60 тысяч квадратных метров. Мы его спрашиваем: «А как у нас там дорога будет развиваться — Тополиная аллея? Как она будет работать? Плотина на Шершневском водохранилище требует реконструкции. Как у вас там будут люди ездить?» — «Это проблема администрации, моя задача — построить торговый центр, я уже договорился!» Как так?! 29-й микрорайон — большой, у нас в планах разбить его на два участка и провести конкурс на застройку. Там должно быть жилье. Мы построим торговый центр, но подальше, на въезде в город. В жилой зоне мы бы хотели видеть Дворец спорта, гостиницу, аквапарк. Площади позволяют развиться...»
В своих официальных заявлениях администрация Челябинска напоминает: будучи приближен к прежнему мэру, г-н Рогоза намеревался снести единственный в Челябинске специализированный детский сад для слабовидящих детей, построить развлекательный торгово-досуговый комплекс в сквере на Алом поле, застроить детскую железную дорогу в парке имени Ю.А. Гагарина, успел-таки при Тарасове уничтожить хоккейную школу ЧИМЭСХ.
В конце года Евгений Рогоза баллотировался в депутаты Законодательного собрания области. Его рекламным слоганом было: «Жилье дешевле на четверть!» Челябинцы не поверили директору «Монолита». Выборы он проиграл, несмотря на массированную рекламную кампанию.

ЧТО БЫЛО

Итак, при мэре Тарасове группа «особо приближенных» предпринимателей получила на неизвестных горожанам условиях небывалые привилегии. Сегодня список вопросов к бывшим придворным строителям велик. Как получали земельные участки? Почему строили без разрешения? Почему годами не имели договоров на аренду земли? В то же время широко разрекламированные городские программы Тарасова оказались пустышкой. Детские и спортивные площадки, открытые под торжественные речи мэра Тарасова, порой просто уничтожались, уступая место гаражам или новостройкам. 200 фонтанов построить не успели. Ограничились тридцатью.
А пока Тарасов играл в баскетбол за океаном, в городе приходили в упадок не только крыши домов и дворы, но и дороги. Неприятным открытием для Юревича стало отсутствие проектно-сметной документации на дороги как таковой. Капитально ремонтировать внутригородские дороги было некому и не на что. Ямочный ремонт решал проблемы ненадолго. Тротуары зимой редко чистили от снега. Ну и, конечно, нельзя не сказать про тротуарную плитку — третью после фонтанов и баскетбола любимую забаву прежнего мэра. Пока центр города одевали в эту плитку, автомобильные пробки в центре в отсутствие полноценных развязок и нехватки объездных дорог превратились в огромную проблему.

ЧТО БУДЕТ

После январских праздников притихшие было оппоненты главы города Челябинска вновь взялись за информационное оружие. 21 февраля у администрации города появились стройные колонны с плакатами, призывающими Юревича уйти в отставку. Пикет проводили прикомандированные к «митингующему народу» хорошо подготовленные командиры, которые не очень-то стеснялись журналистов, отдавая в их присутствии по мобильникам команды, куда и сколько надо перегнать людей и какой атрибутикой их вооружить.
Борьба с ненавистным «режимом» нынче ведется по всем правилам военного искусства. Налицо и тактика, и стратегия, и огромные задействованные финансовые ресурсы, и человеческий потенциал. А инициаторы все те же — строительные компании, практиковавшие «вольные принципы строительства», да представители «Роспечати». Что касается объединенной акции двух строительных компаний и «Роспечати» 28 февраля, первый замглавы Челябинска Олег Грачев объяснил, что суть данной акции — шантаж, способ давления на редакции местных газет и администрацию города.
Трудно сказать, на что рассчитывают организаторы несанкционированных пикетов. Они не просто высказали свое несогласие с политикой администрации города. Они бросили открытые оскорбления людям, успевшим сделать для Челябинска очень много за считанные месяцы. В то же время бизнес-оппозиция решила на всякий случай прикрыться «живым щитом» из сотрудников собственных компаний. Но это слабая защита для людей, привыкших действовать вне каких-либо норм и правил. А вновь превратить территорию Челябинска в современный Дикий Запад им уже никто не позволит.

Андрей РОМАНОВ