Меню

ТУРИН-2006

22.02.2006 00:00 33 (10421)
Борис ТИТОВ, корреспондент 74.ru, из Турина специально для «ВЧ» БЕЛАЯ ОЛИМПИАДА СНОВА СТАЛА ЗИМНЕЙ ...


Борис ТИТОВ, корреспондент 74.ru,
из Турина специально для «ВЧ»

БЕЛАЯ ОЛИМПИАДА
СНОВА СТАЛА ЗИМНЕЙ

В воскресенье на Турин и его олимпийские окрестности навалилась зима. Нереальная солнечная февральская погода с температурой до 15 градусов тепла сменилась настоящей пургой. Ваш корреспондент едва не оказался отрезанным от цивилизации. Автобус, возвращавший меня домой с лыжного стадиона в альпийском поселке Праджелато, что в 134 километрах от Турина, полз вниз по горному серпантину четыре часа вместо обещанных двух с половиной. Над обрывами мы ехали со скоростью не более 15 километров в час. Однако терпение было вознаграждено. Я увидел оригинальный танец, блестяще исполненный нашим дуэтом Татьяна Навка — Роман Костомаров, и падение их основных соперников-итальянцев, специально вернувшихся в фигурное катание, чтобы победить на «домашней» Олимпиаде.

«НА ОБРАЗ КАРМЕН МЕНЯ ВДОХНОВИЛА ПЛИСЕЦКАЯ»

Немного опережая события, выскажу надежду, что Навка и Костомаров сегодня ночью станут олимпийскими чемпионами. И предложу читателям интервью, которое мне удалось взять у Татьяны незадолго до олимпийских баталий.
— Татьяна, можете сегодня сказать, что почти достигли цели, которую ставили перед собой, когда пришли в фигурное катание?
— Как только ты подумаешь об этом, надо уходить. На льду, конечно, я ощущаю себя звездой. Но внутри, по-моему, остаюсь такой же простой девчонкой, как и 20 лет назад, когда на чемпионате СССР в Киеве впервые подарила цветы выдающемуся фигуристу Александру Жулину, моему будущему мужу и тренеру. Сегодня я кое-что умею делать, но что-то и не получается. Глядя на себя со стороны, отмечаю много погрешностей. Если же говорить об идеале, к которому нужно стремиться, для меня это гениальная балерина Майя Плисецкая. При подготовке олимпийской программы «Кармен» Майя Михайловна служила мне образцом, вдохновляла меня на образ.
— В последнее время едва ли не общим местом разговоров о фигурном катании стали новые правила. Вам они тоже создали большие проблемы?
— Новые правила, будь они неладны, не дают нам свободы творчества, равняют всех под одну гребенку. В нынешних условиях ставь любую музыку, меняй местами пары — и все будут выглядеть как близнецы. Фигуристов загнали в такие рамки, что по ходу танца, скажем, можно делать лишь шпагат или кольцо. Все делают шпагат и кольцо. Дорожки в пять шагов и наши соперники, и мы трансформируем по-своему, но все равно никуда не денешься от дорожек в пять шагов. Пожалуй, единственными нерегламентированными элементами остаются движения рук. Через них мы и пытаемся выразить характер танца. И еще через собственный драйв, естественно.
— Выход есть? Не проводить же два разных чемпионата?
— Если чиновники хотят оставить нынешние правила в неприкосновенности, пусть предоставят фигуристам возможность показывать две программы: одну с обязательным набором дорожек шагов и других элементов, вторую — для самовыражения. Обязательный набор элементов можно показать во время исполнения оригинального танца, который мы исполняем во второй день турнира. Произвольный танец все-таки должен оставаться маленьким спектаклем, отличать одну пару от другой, радовать и восхищать зрителей, как это было на протяжении десятков лет.
— На протяжении карьеры ваши музыкальные пристрастия менялись? Кто из вас с Романом чаще идет на компромисс при выборе музыки?
— Хорошая музыка, которую я любила в 20 лет, нравится мне и сейчас. А в выборе мелодий для наших программ обычно участвует команда. Любые предложения принимаются и обсуждаются. Не могу сказать, что мой голос всегда является решающим. Музыка должна устраивать и меня, и Романа Костомарова, и нашего тренера Александра Жулина. В этом случае есть большая вероятность, что танец понравится и зрителям.
— Под какую мелодию вам лучше всего танцевалось?
— Если вы помните, у нас была восточная программа под Питера Габриэла. Хороший танец получился на музыку Майкла Джексона. Да та же «Розовая пантера»! Не могу выбрать что-то одно, все танцы такие разные и любимые. Сегодня это «Кармен».
— Кто подбирает для вас костюмы?
— Для себя я выбираю такой наряд, в котором буду чувствовать себя комфортно. Костюм партнера по стилю должен соответствовать моему.
— В какой стране у вас самый благодарный зритель?
— Естественно, в России, причем в любом городе. В составе ледового шоу Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха в 2005 году мы объехали полстраны: Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Санкт-Петербург, Москва и так далее. Нигде в мире не получали такого заряда эмоций, взаимной симпатии, любви и тепла.
— Чем фигурное катание, где нет прямого контакта с соперниками, нежели в единоборствах, отличается от других видов спорта? С кем приходится бороться? С судьями?
— В основном с самими собой. Для меня чуть ли не каждый день начинается с преодоления. Собственной лени, иногда — плохого настроения, усталости. И все время нужно стремиться к тому, чтобы завтра было лучше, чем сегодня.

Комментарий Александра ЖУЛИНА:
— Я прекрасно осознаю, что российских фигуристов ждут засады в лице судейского корпуса. Никому не понравится, если мы выиграем золотые медали во всех четырех номерах программы. Поэтому нужно быть на голову выше соперников, что продемонстрировал Евгений Плющенко.