Меню

КАРЬЕРА

21.02.2006 00:00 32 (10420)
Семен МИТЕЛЬМАН: «СТАТЬ АКТЕРОМ ПОМЕШАЛА ЖЕНА» Охарактеризовать нашего сегодняшнего героя в нескольких словах нев...


Семен МИТЕЛЬМАН:
«СТАТЬ АКТЕРОМ ПОМЕШАЛА ЖЕНА»

Охарактеризовать нашего сегодняшнего героя в нескольких словах невозможно. Удачливый бизнесмен, талантливый руководитель, популярный политик, музыкант, поэт, любящий муж, отец и дед, в прошлом «хлебный магнат»... Да просто очень интересный человек. Семен Аркадьевич Мительман действительно удивительная и многогранная личность. Когда изучаешь его досье, создается впечатление, что жизнь бросала этого человека из стороны
в сторону. Однако куда бы он ни подался, везде добивался успеха. Чтобы передать опыт потомкам, к 50 годам Семен Аркадьевич написал книгу о том, как сделать карьеру.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»
Семен Аркадьевич МИТЕЛЬМАН
Заместитель председателя ЗСО, председатель комитета по экономической политике.
Родился 30 августа 1952 года в Миассе.
Окончил ЧПИ по специальности «Технология машиностроения». Работал инженером на заводе «УралАЗ», с 1975 года — заведующим лабораторией на заводе «Уралавтоприцеп», с 1983-го — замдиректора ПТУ № 23.
В 1987 году создал фирму, оказывающую юридические и аудиторские услуги. В 1993 году организовал вместе с Виталием Рыльских торгово-промышленную компанию «Мизар». В 1994-м образовал ассоциацию «Хлебпром», в которую входят четыре хлебозавода. В 1997, 2000 и 2005 годах с большим отрывом победил на выборах в ЗСО. В апреле 2000 года защитил кандидатскую диссертацию, в 2005-м — докторскую. С 2006-го — академик, член академии гуманитарных наук.
Поэт и композитор, выпустил пять музыкальных альбомов. Имеет звания «Человек года «Вечернего Челябинска»-1997», «Человек года-2000».
К 50-летию написал книгу «Ожидание праздника».
Спорт: настольный теннис, плавание, горные лыжи.
Женат, двое детей, две внучки.

А МОГ БЫТЬ ОЛИГАРХОМ…

— Семен Аркадьевич, ваша бизнес-история началась с создания юридической фирмы. Почему вы, не имея юридического образования, выбрали именно этот путь?
— Я до сих пор считаю, что в бизнесе два главных человека — юрист и бухгалтер. До того как открыть свою фирму, работал в крупном проектно-строительном кооперативе. Пришел сотрудником технической службы, возглавил ее, потом стал заместителем директора по экономическим и юридическим вопросам, хотя у меня не было ни юридического, ни экономического образования. Работая на коммерческом предприятии, я понял, как много зависит от правильного юридического решения. Первое, что сделал, создавая свое предприятие, — принял на работу юриста. Возможно, помогла интуиция. Я увидел, как много в этой новой экономической ситуации предпринимателей, которые не знают, как составить договор. Поэтому понял, что услуги юридической фирмы будут востребованы.
— Сейчас ситуация изменилась?
— Сегодня каждое предприятие имеет собственную юридическую службу. Услуги посторонних предприятий меньше востребованы. Но роль бухгалтерской и юридической службы не уменьшилась.
— Поэтому вы перешли от юриспруденции к брокерской деятельности?
— Юридические услуги хоть и были востребованы, но не давали большой прибыли. Стал искать, где можно заработать деньги. Я участвовал в создании первой товарно-сырьевой биржи, создал брокерскую компанию, первые крупные деньги заработал там. Затем учился в Москве, сдал экзамен на финансового брокера. Участвовал в создании первой финансовой биржи, создал первую инвестиционно-брокерскую компанию. Дальше началась приватизация, я решил поучаствовать и в этом процессе. Моя фирма занималась консалтингом приватизации на предприятиях и скупкой пакетов акций ряда предприятий…
— Каких, например?
— «Уралавтоприцепа», электродного завода, частично трубопрокатного, ЧЭМК, торгового центра, «Калибра», саткинского «Магнезита»… Сейчас все и не вспомню. У нас не было денег, чтобы скупить металлургические активы. Мы стали приобретать акции хлебозаводов, а также ряда предприятий, которые в то время имели достаточно низкую рентабельность и плохо работали. С этого начался «Хлебпром», наша деятельность на крупнейшем автопредприятии «Челябинская автоколонна 1218». Дальше мы обратили внимание на производство, приобрели Южноуральский ремонтно-механический завод, ГОК в Увельском районе. Затем стали развивать ювелирный бизнес. У нас есть ювелирный завод, торговая сеть, ломбарды. Сейчас занялись строительством.
— В интервью вы часто жалеете о том, что мало участвовали в приватизации. Если вернуть то время, что изменили бы?
— Мы бы не просто покупали и продавали акции, а могли взять кредит и купить их для себя. Сейчас мы могли бы владеть рядом заводов, как московские олигархи. Но не было достаточных ресурсов и смелости брать большие кредиты.

КОММЕРЧЕСКАЯ ЖИЛКА ПРОЯВИЛАСЬ НА ЗАВОДЕ

— К вопросу о смелости. Вы не боялись отдавать огромное прибыльное предприятие «Хлебпром» своему почти юному сыну Илье?
— С одной стороны, опасения были. Но я же его готовил, прежде чем передать «Хлебпром». Сначала, когда Илья вернулся с учебы из-за границы, мы поставили его работать в небольшой колбасный цех. Он полгода, засучив рукава, ковырялся в мясорубке, вникал в то, что такое экономика, как управлять людьми, что такое производство. Мы отдали ему убыточное предприятие. За полгода он сумел вывести его в положительный баланс. Полностью разобрался в системе сбыта пищевой продукции. После прошел все ступени в «Хлебпроме». Я увидел, что он сможет.
— У Ильи был хороший учитель. А кто учил вас?
— Большую часть знаний я взял из книг. Очень многому научился у своих компаньонов и друзей: Александра Михайловича Аристова, Юрия Васильевича Антипова, Виталия Павловича Рыльских.
— А в юности?
— В юности я бизнесом не занимался. Все приходилось постигать в процессе работы.
— Но природная хватка наверняка была.
— Коммерческая жилка была. Еще когда я работал на заводе «Уралавтоприцеп», ее разглядел наш коммерческий директор, который попросил заключить договор с другим заводом, после чего позвал работать в отдел снабжения. Я не пошел, мне нужна была квартира, а он жилье не обещал. Остался технологом, потом ушел замдиректора по учебно-производственной работе в профтехучилище. Там зарплата оказалась в два раза больше. Вопрос с жильем к тому времени решился. Вот в ПТУ я использовал свою коммерческую жилку по полной программе: создал хозрасчет, открыл кооператив...
— Преподавать доводилось?
— Конечно, я шесть лет преподавал специальность «Технология машиностроения, станки, инструменты». Сейчас тоже читаю лекции в Академии труда и социальных отношений.
— Какой вы учитель?
— Трудно судить, но говорят, что хороший. Всегда старался оценивать учеников справедливо. Даже в ПТУ на моих уроках всегда была тишина, все вели конспекты и мало того — по окончании училища ребята делали дипломные работы. Выпускники с удовольствием изготавливали макеты станков. Я такого не видел нигде.

МЕЧТАЛ ИГРАТЬ В «МАНЕКЕНЕ»

— Правда, что в детстве вы хотели стать актером?
— Да, я собирался поступать в театральное училище, но моя будущая жена жила в Челябинске. (Супруги познакомились в пионерском лагере. — Авт.) Здесь не было театрального училища, в другой город я не поехал. Поступив в политехнический институт, хотел пойти в «Манекен», но меня туда не приняли. Тем не менее я остался на сцене и вел все вечера в политехническом институте.
— Однако специальность вы себе выбрали далеко не театральную.
— Дело в том, что помимо желания поступать в театральный я еще занимался музыкой — играл в вокально-инструментальном ансамбле. В институт мы отправились всем ансамблем и, честно говоря, подали документы туда, где конкурс меньше. Поступил из группы один я. На этом вокальная и инструментальная деятельность закончилась.
— Наверное, в школе вы учились на «отлично»?
— Да, у меня должна была быть серебряная медаль, я закончил с одной четверкой. Но именно в тот год серебряные медали отменили.
— Ваши многочисленные музыкальные альбомы и диски — дань прошлому?
— Может быть, я как-то не задумывался…
— Что вас вдохновляет на творчество?
— Не все, что есть внутри меня, удается использовать в работе. Большинство песен у меня о любви и дружбе. Практически нет политических песен, песен о родине.
— Какую музыку слушаете в машине?
— Я очень редко слушаю музыку в машине — либо разговариваю по телефону, любо кто-то со мной едет. А вообще я люблю шансон. Из наших исполнителей очень нравится Розенбаум, из западных — Крис Ри.
— Что вам помогает расслабиться?
— Расслабляться и отдыхать у меня получается редко. Стараюсь каждую свободную минуту использовать для дела: что-то прочитать, написать песню… Очень редко получается просто погулять на природе. Зимой катаюсь на горных лыжах, не так давно их освоил. Летом — на катере. Любая перемена занятия позволяет расслабляться.
— У вас есть хобби?
— Ярко выраженного нет.
— А я читала, что вы коллекционируете фарфоровые статуэтки…
— Да, у меня около 80 статуэток женщин из итальянского, испанского, английского фарфора. Я еще и марки коллекционирую (у меня большая коллекция), и картины. Но это несерьезные занятия. Когда человек серьезно коллекционирует, он изучает каталоги, знает все мировые тенденции. Этого я не делаю. У меня 35 картин одного художника (Рязиба Вакилова), и я знаю, что это самая большая коллекция в России. Но я не изучаю его творчества, мне просто нравятся работы.

«НЕ ЛЮБЛЮ ОДНООБРАЗИЯ»

— Что заставило вас написать книгу?
— Молодые люди часто спрашивали меня, как я достиг успеха. Я устал постоянно рассказывать одно и то же и решил написать книгу с собственными рецептами. Писали мы ее с моим прежним пресс-секретарем Ириной Губаренко (сейчас она главный редактор и собственник журнала «Миссия». — Авт.). Вместо сухой инструкции по поведению получилось литературное эссе. Мне хотелось подвести итог к 50 годам, поэтому там 50 рассказов. После каждого — определенный жизненный вывод, книга очень полезна молодым. Однако она получилась слишком откровенной, не для широкого круга. Я даю ее только друзьям и хорошим знакомым.
— Семен Аркадьевич, так что же нужно, чтобы достичь успеха?
— Всегда ставить высокую планку и стараться ее достигать. Никогда не бояться учиться и не считать, что ты все знаешь. А еще критически к себе относиться.
— Похоже, что вы постоянно ставите себе новые планки?
— Я всегда пытаюсь освоить что-то новое. Не люблю заниматься одним и тем же, как и не люблю два раза смотреть один и тот же фильм, как бы он мне ни понравился. Не люблю два раза читать одну и ту же книгу, ездить в одно и то же место. Исключения бывают только по необходимости.
— Сейчас нет желания податься в иную сферу?
— Такое желание есть всегда. Но я не люблю хвастать тем, что только будет.
— Обычно популярностью у населения пользуются политики со скандальной репутацией. Каким образом вам удалось, не вступая в конфликты ни с властью, ни с коллегами, завоевать народную любовь?
— Если говорить о политике, то, во-первых, я считаю, что в любом случае худой мир лучше войны. Во-вторых, в каждом человеке стараюсь прежде всего видеть хорошие качества, а на плохие не обращать внимания. И в третьих, я понял, что в политике нельзя быть категоричным. Там нет черного и белого, как в личных отношениях. То, чего я никогда бы не простил близкому человеку, могу простить политику. В бизнесе ситуация иная, у меня есть личный девиз: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Я и мой компаньон Виталий Рыльских постоянно доказываем этот лозунг не словами, а делом. У нас есть конкуренты, но я считаю, что борьба должна быть честной — не за счет административного ресурса, а за счет качественной рекламы и грамотного маркетинга.
— В заключение нашей беседы что вы пожелаете читателям?
— Желаю им всегда быть оптимистами, никогда не унывать и достигать поставленных целей. И, пользуясь случаем, поздравляю всех челябинцев с наступающими праздниками: 23 февраля и 8 Марта!

 

Спецпроект «Карьера» выходит один раз в месяц.
Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Дежурная по рубрике
Светлана ГРИГОРЬЕВА

Тел. 263-78-02
E-mail: cheri@vecherka.uu.ru