Меню

КОМПЬЮТЕРНЫЙ МИР

20.02.2006 00:00 31 (10419)
БЕРЕГИ ИМЯ СМОЛОДУ БИЗНЕСУ УГРОЖАЮТ ДОМЕННЫЕ СПОРЫ Российские предприниматели, развивающие бизнес, для его продвижения все чаще используют Интернет. И ту...


БЕРЕГИ ИМЯ СМОЛОДУ
БИЗНЕСУ УГРОЖАЮТ ДОМЕННЫЕ СПОРЫ

Российские предприниматели, развивающие бизнес, для его продвижения все чаще используют Интернет. И тут их подстерегает очередная ловушка. Собираясь дать название сайту по названию своей фирмы или товара, руководители компаний и предприятий вдруг обнаруживают, что «избушка»… занята. Во Всемирной паутине это имя уже существует. Так называемые доменные споры – явление для России новое. И мало кто знает, как правильно действовать в таких случаях.

ЗАХВАТ БЕЗ ОРУЖИЯ

Одна компания производит специальное оборудование, другая его продает. Казалось бы, каждый занимается своим делом. И все должны быть довольны взаимовыгодным сотрудничеством. Но в какой-то момент производитель ставит цель расширить горизонты своего бизнеса. Создает свой сайт и собирается именовать его по всем известному названию выпускаемого оборудования. Но сделать этого не может. Оказывается, торговая фирма уже зарегистрировала сайт под этим именем, собирает все сливки в виде большого количества заказов и уступать домен никому не собирается. Мы не будем пока называть настоящих имен (возможно, дело еще разрешится миром). Но это реальный конфликт, который происходит сейчас в Челябинской области.
Кстати, одним из первых крупных разбирательств такого рода стал иск киностудии «Мосфильм» к владельцу домена mosfilm.ru. Это было в 1999 году. В то время не было опыта рассмотрения доменных споров. Суд принял решение в пользу крупной киностудии, имя которой зарегистрировано в качестве товарного знака. Однако формулировка в исполнительном листе была, мягко говоря, неудачной: Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС), основной регистратор доменных имен в русскоязычном сегменте сети, получил запрет на регистрацию доменов, содержащих название «Мосфильм». Уже через месяц запрет был нарушен: киноконцерн «Мосфильм» зарегистрировал домен mosfilm.ru.
С тех пор иски за право обладания доменным именем перестали быть диковинкой. Так, выясняли отношения по этому поводу фирмы «Кока-кола», «Кодак», «Нивея» и телекомпания НТВ. В российских судах, по данным сайта «Интернет и право», уже рассмотрено более 80 дел по доменным спорам. Больше половины претензий рассматривались в арбитраже. А самым богатым опытом решения подобных вопросов обладает Московский арбитражный суд, на счету которого 45 доменных споров. И все же в России пока нет четкого механизма решения дел о «захвате» доменного имени. Нередко арбитражные суды перенаправляют подобные иски в суды общей юрисдикции. А те, в свою очередь, отфутболивают истцов обратно в арбитраж. Тем временем предприимчивые киберсквоттеры (так называют «захватчиков» доменных имен) требуют деньги за передачу домена. Зачастую будущий владелец вынужден заплатить сумму, в несколько раз превышающую стоимость регистрации в обычном порядке. В итоге махнувшие на все рукой жертвы просто выкупают доменное имя у ответчиков. И дело закрывается, так сказать, по мирному соглашению сторон.

КАК ДОКАЗАТЬ ПРАВОТУ

В зонах COM, ORG, NET, в других мировых и некоторых национальных доменных зонах действуют Единые правила рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, сокращенно UDRP). Они приняты корпорацией ICANN и сводятся к тому, что пострадавший заявитель должен доказать три факта:
1. Доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком заявителя.
2. У владельца домена нет прав или законных интересов в отношении доменного имени.
3. Доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.
В мировой юриспруденции на основе правил UDRP ежегодно рассматривается более тысячи дел.

НЕ ЖДИТЕ, КОГДА ГРЯНЕТ ГРОМ

Насколько актуальны «именные» споры для челябинских предпринимателей? Ситуацию комментирует директор Центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Елена КРЕШНЯНСКАЯ:
— Первые обращения и вопросы по доменным спорам появились лет пять назад. Тогда многие предприятия и организации только-только открывали для себя такую сферу деятельности, как Интернет. Четких юридических механизмов решения этих споров еще не было, фактически все — и жертвы, и захватчики — были первопроходцами. Основной трудностью было доказательство сферы применения оспариваемого домена. Сейчас уже наработана определенная юридическая практика.
В нашей стране вопросы законности домена, аналогичного названию той или иной фирмы или продукции, решаются в соответствии с Законом «О товарных знаках». Этот документ гласит, что «нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения... товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения... в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации».
Если в суде правообладателю товарного знака удастся уличить владельца домена в размещении информации о товарах и услугах, по которым зарегистрирован товарный знак, то такой домен можно аннулировать. В остальных случаях доказать незаконность захвата практически невозможно, и правообладателю, скорее всего, придется выкупать домен.
В Челябинской области пока не было судебных прецедентов именно по доменным спорам. Но эта проблема, насколько я могу судить по консультационной практике нашего центра, становится актуальной. Люди звонят, волнуются, интересуются вопросами в этой сфере. Что можно посоветовать предпринимателям, желающим защитить себя и свой бизнес от подобных виртуальных по факту, но опасных по смыслу угроз? Если вы настроены работать долго и успешно, планируете активно расширять производство и продажи (в настоящее время это неразрывно связано с использованием возможностей Всемирной паутины), обязательно регистрируйте одновременно свой товарный знак и домен сайта. Тогда в будущем вам не придется тратить силы, нервы и время на судебные разбирательства, а также считать отнюдь не виртуальные убытки.

ВИРТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Город погрузится
в цифровые технологии

С 20 по 26 марта в столице Южного Урала состоится Неделя цифровых технологий Intel-ТрансТелеКом. Таким образом, будет дан старт просветительской программе корпорации Intel, которая охватит еще девять городов России: Пермь, Уфу, Белгород, Краснодар, Владивосток, Красноярск, Томск, Омск и Тюмень.
Это мероприятие направлено на популяризацию современных информационных технологий среди широких слоев населения.

Каждая Неделя будет включать в себя самые разные по формату и охвату мероприятия. Например, чемпионат по виртуальным автогонкам F1, серию мероприятий «Intel — малому бизнесу», «День инноваций Intel в образовании», «Технический тур Intel», семинар для учителей и студентов педвузов, семинары «Цифровой офис для предприятий» и «От сети связи к единой информационной среде: новые возможности для бизнеса и управления». В этом году в программу Недели цифровых технологий Intel-ТрансТелеКом включен День Интернета. Специалисты «Яндекса» и «Рамблера» проведут серию бесплатных семинаров и мастер-классов об основных принципах использования Интернета как новой и многообещающей среды маркетинговых коммуникаций. Все участники мастер-классов получат от «Яндекса» дипломы о прохождении курса интенсивного обучения методам поисковой рекламы.
В рамках Дня инноваций Intel в образовании корпорация Intel и компания ТрансТелеКом начинают реализацию общенационального образовательного интернет-проекта с поэтическим названием «Время вернуться домой». Его задача — создание современной летописи российских деревень, поселков и городов. К участию в проекте приглашаются учителя, студенты педагогических вузов, преподаватели средних профессиональных учебных заведений, педагоги дополнительного образования, а также семейные команды. Используя современные интернет-технологии, участники смогут подключиться к творческой деятельности по созданию текстовых, фото- и видеоматериалов, способствующих сохранению культурного и исторического наследия страны (подробная информация — на сайте www.letopisi.ru).
Кульминацией Недели станет выставка персональных компьютеров для домашних пользователей. Во время открытого чемпионата Intel по виртуальным автогонкам F1 можно будет увидеть настоящий гоночный болид. Технологические разработки Intel, установленные на его борту, моделируют движение по трассе настолько реалистично, что каждый ощущает себя участником гонок «Формула-1». А победители заездов получат призы — современные персональные компьютеры и ноутбуки. Также будет объявлено о новом этапе всероссийской программы Intel «Мощный компьютер — в каждый дом!», которая позволит приобрести современную компьютерную технику в домашнее пользование на специальных льготных условиях кредитования. Кредитование в рамках программы «Мощный компьютер — в каждый дом!» в 2006 году будет осуществляться Росбанком.
— Мы изначально задумали Недели цифровых технологий как для наглядной демонстрации преимуществ использования современных ПК в быту и на работе, так и для обеспечения россиянам возможности покупки компьютеров на выгодных для них условиях, — пояснил на онлайн-пресс-конференции директор по маркетинговым программам для потребительского рынка российского отделения корпорации Intel Николай Паутов. — Как известно, по степени распространенности персональных компьютеров Россия заметно отстает от большинства европейских стран и государств в других частях света. Однако наметилась положительная тенденция. С 2002 года количество российских семей, располагающих как минимум одним домашним ПК, выросло в среднем по России почти в 2,5 раза, достигнув при этом в Москве и Санкт-Петербурге уровня 40 процентов. Мы рассчитываем, что благодаря нашей акции еще большее число россиян получит представление о возможностях современных ПК и станет обладателями компьютеров.
Отметим, что проект Недели цифровых технологий Intel-ТрансТелеКом получил поддержку Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Координационного совета объединения муниципальных образований, а также местных администраций российских городов.

 

«Компьютерный мир» выходит раз в месяц.
Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Ведущая рубрики
Алла СКРИПОВА

Тел. 263-06-67
skripova@vecherka.uu.ru