Меню

ВЕРНИСАЖ

20.02.2006 00:00 31 (10419)
ПЬЕСЫ ДЛЯ ПОЧТОВОГО ЯЩИКА В ГАЛЕРЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ОКNО» СТАРТОВАЛ MAIL-ART ПРОЕКТ 25 художников из городов России — ...


ПЬЕСЫ ДЛЯ ПОЧТОВОГО ЯЩИКА
В ГАЛЕРЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ОКNО»
СТАРТОВАЛ MAIL-ART ПРОЕКТ

25 художников из городов России — Москвы, Саратова, Казани, Нижнего Новгорода, Уфы, Екатеринбурга, Челябинска — еще летом прошлого года приступили к созданию рисунков, которые затем переносились на открытки, становясь основным ее украшением. Mail-art проект называется «Десять маленьких пьес для почтового ящика».

Ирина БОГДАНОВА
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА

Театральная художница из Челябинска Юлия Безштанко рассказала, например, что она, прежде чем создать свое творение — маленькую стандартную открытку, — расстелила на полу лист ватмана и изрядно потопталась на нем, предварительно нанеся на ступни черную краску. Затем сфотографировала несколько созданных таким образом композиций, уменьшила формат. К каждой из открыток девушка подобрала цитаты из любимых книг. Они расположились на обратной стороне, вместо послания. «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Колесо времени» Кастенеды, цветаевская «Психея», Бродский… Открытки Юлии настраивают на философско-лирический лад. Созерцая их, поневоле задумываешься о быстротечности отдельного мгновения и времени в целом.
Но есть открытки и шуточные, ернические. Есть оформленные в виде плакатов. Есть содержащие всего два цвета — белый и черный, а есть очень колоритные. К таковым относятся, например, композиции «Все вспоминаю» Александры Круконицкой (Екатеринбург), «Картины ветра» Ольги Хан (Москва), красочные рисунки Айрата Теретулова (Уфа).
Mail-art, или искусство почтовых отправлений, родилось как течение постмодернизма в 50-е годы минувшего столетия в США. Художник Рэй Джонсон начал использовать почту для послания своих рисунков друзьям. Не путем вложений в письма, а прямо на открытках! Его продолжатели пошли дальше. Со временем вместо открыток стали использовать любой подручный материал — салфетку из ресторана, подставку под пиво, кусочек обоев, картон. Даже осенние листья!
Инициатива Джонсона вылилась в новое художественное движение со своими правилами и статусом. Одно из основных правил mail-art: послание обязательно должно пройти через почту, иметь реальные штемпели. Забавно наблюдать, что на некоторых из представленных на выставке открытках живописцы, не пожелавшие изменить своему свободному нраву, наперекор общепринятым стандартам и требованиям наклеивали марки подчеркнуто хаотично, наносили цифры индексов криво. Но далекие от изысков почтовые работники, видимо, привыкли ко всему. Недрогнувшей рукой к таким произведениям припечатан штемпель.
Адресат на открытках один: художница Светлана Шляпникова из Челябинска. Она и Андрей Суздалев из Москвы являются кураторами проекта. Они «копили» у себя послания, формировали их затем в экспозицию. От идеи до воплощения замысла ушел один год. «Десять маленьких пьес…» были уже представлены в Москве, в Государственном выставочном зале «Галерея XXI века». Второй остановочный пункт — Челябинск. Постепенно выставка побывает во всех девяти городах, обозначенных на обратной стороне посланий.