Меню

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА-2006

17.02.2006 00:00 30 (10418)
Традиционный смотр-конкурс по безопасности дорожного движения «Зеленая волна» на страницах «Вечерки» публикуется в 27-й раз. Но, несмотря на то, что эта дата не круглая, конкурс наш все равно юбиле...


Традиционный смотр-конкурс по безопасности дорожного движения «Зеленая волна» на страницах «Вечерки» публикуется в 27-й раз. Но, несмотря на то, что эта дата не круглая, конкурс наш все равно юбилейный, так как посвящен 70-летию образования госавтоинспекции. Сегодня все задания связаны с дорожными знаками. Дорожный знак, как светофор и разметка, сегодня стал необходимым атрибутом дорожного движения. Он предупреждает водителей и пешеходов о подстерегающих опасностях, об условиях движения, устанавливает определенный порядок на дорогах, организует движение по принятой схеме.

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ РОДОМ ИЗ ПАРИЖА

Как-то в Австрии на автостраде Грац — Вена был проведен любопытный эксперимент. На дороге были сняты почти все дорожные знаки… Однако ожидаемого хаоса в движении и увеличения числа дорожных аварий не произошло. Сработал инстинкт самосохранения, восторжествовал здравый рассудок. Водители вели себя осторожно и старались придерживаться существующих правил движения особенно пунктуально.
— Потребность в знаках возникла вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций, — рассказывает начальник отделения пропаганды ГИБДД города Челябинска подполковник милиции Вячеслав АНОШИН. — Первые же дорожные знаки появились на улицах Парижа в 1903 году: на черном или синем фоне квадратных вывесок были нарисованы символы «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога». В 1909 году в Париже решением ряда европейских стран была принята первая конвенция по автомобильным международным перевозкам. Ею были введены четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Поворот», «Перекресток» и «Пересечение с железной дорогой», которые устанавливались за 250 метров до опасного участка под прямым углом к направлению движения. Последующие конвенции добавляли число дорожных знаков: в 1926 году их было шесть, в 1931-м — уже 26, а в 1964-м — 78.
В развитых автомобильных странах получили распространение еще пять систем: система США, принятая также в Австралии и Новой Зеландии; канадская система; староанглийская система, элементы которой использовались в странах Южной и Центральной Азии; система стран Азии и Дальнего Востока; и, наконец, система, принятая в Турции и Ирландии. Принципиальные различия этой системы были связаны с изображением на знаках.
Развитие автотуризма, международных грузовых и пассажирских перевозок требовало создания единой мировой системы дорожных правил и тем более знаков. Такая попытка была предпринята в 1968 году в Вене на конференции ООН по дорожному движению. В новой конвенции были учтены особенности европейской и американской систем, а число знаков увеличилось до 98.
— Когда появились первые дорожные знаки в нашей стране?
— В России первые узаконенные дорожные знаки появились в 1908 году. Их было тогда только четыре вида, но и на них мало обращали внимания. В 1927 году было введено шесть дорожных знаков, в 1933-м их число возросло до 20. Любопытно, что знаки этого времени разделялись на загородные и городские. Городская группа была самой многочисленной — в нее входило 12 знаков. Хотя в их перечне уже был знак «Уступите дорогу», или, как он в то время назывался, «Выезд с боковой дороги на главную», в практике организации движения он еще не применялся. Такой знакомый по внешнему виду знак «Движение запрещено» ограничивал лишь грузовое движение. «Остановка воспрещена» был очень схож с нынешним «Стоянка запрещена», имея горизонтальную полосу. А знак «Разрешенное направление движения» имел необычную форму ромба.
— Чем руководствуются создатели новых знаков?
— Дорожные знаки постоянно совершенствовались. Форма, размеры, символы, способ установки и условия их применения стали регламентироваться ГОСТами. В силу сложившейся традиции предупреждающие знаки (за редким исключением) имеют форму треугольника, запрещающие и предписывающие — круга, особых предписаний, информационные и сервиса — квадрата или прямоугольника. Может возникнуть вопрос: почему предупреждающие знаки устанавливаются на дорогах на расстоянии 150 — 300 метров от начала опасного участка, а в населенных пунктах на 50 — 100 метров? В основу положены следующие соображения. Берется самая неблагоприятная ситуация, когда водитель опознает символ только в момент проезда мимо знака. И после проезда его в течение приблизительно 2,5 секунды водитель оценивает информацию и подготавливается к изменению режима движения. Различная скорость движения автомобилей в населенных пунктах и на загородных дорогах и является причиной неодинакового расстояния до опасного участка.
Важную роль в восприятии знаков, особенно информационных, играет их цвет. Он обладает своеобразным кодом, позволяющим водителю легче ориентироваться при выборе маршрута. Зеленый цвет принят для автомагистралей, белый — для дорог в пределах населенных пунктов, синий — в остальных случаях.
Особое значение имеет для водителей надежная видимость знаков в темное время суток. Поэтому все большее и большее распространение получали знаки с внутренним освещением и со световозвращающим покрытием. Сейчас в Челябинске насчитывается 15 899 знаков и все они со световозвращающей поверхностью.
— В этом году в системе дорожных знаков произошли новые изменения…
— С первого января 2006 года вступили в силу новые ГОСТы на дорожные знаки, светофоры, разметку, дорожные ограждения и правила их применения. Следует отметить, что ГОСТы эти не менялись с конца 80-х годов и, естественно, устарели. К примеру, старый ГОСТ для всех видов знаков требовал коэффициент световозвращения в два раза ниже, чем необходимо сегодня. Новый стандарт вводит понятие трех видов пленки для знаков на разных дорогах: «А», «Б» и «В». Чем больше полос имеет трасса, чем выше скорость и интенсивность движения, тем более высококлассные световозвращающие материалы должны применяться для дорожных знаков. Иными словами, одни виды пленок будут использоваться на магистралях, другие — на городских улицах, третьи — на загородных дорогах.
Новые знаки с применением более ярких световозвращающих пленок в соответствии с новыми ГОСТами должны устанавливаться только на многополосных дорогах и улицах. Они составляют не более 15 процентов от общей площади дорожно-уличной сети. На остальной части сети останутся знаки, которые в основном отвечают требованиям старых стандартов. В стандарты включены 24 новых знака, а также 18 разновидностей уже существующих. Все они соответствуют Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года и Европейскому соглашению 1971 года с учетом поправок, принятых ООН в последние годы.

Подготовила Л.ДАУШЕВА.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
ТУР II

Задача № 1

Можно ли водителю автомашины «Я» обогнать организованную колонну автомашин, движущуюся в сопровождении автомашины госавтоинспекции с включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета, если скорость движения колонны не более 25 километров в час?
1. Можно.
2. Можно, если не будет встречного транспорта.
3. Нельзя.
4. Будет можно через сто метров.

Задача № 2

По какому пути нужно объехать препятствие водителю автомашины «Я» в ситуации, приведенной на схеме?
1. С любой стороны.
2. Только справа, чтобы не пересекать линии сплошной продольной разметки.
3. С левой стороны в соответствии с указаниями дорожных знаков (временных).

Задача № 3

Правильно ли поставлена легковая автомашина «Я» на стоянку, ограниченную линией разметки оранжевого цвета?
1. Правильно, поскольку для съезда с дороги разрешается пересекать сплошную линию разметки, обозначающую край проезжей части.
2. Неправильно, так как автомашина поставлена без заезда на тротуар.
3. Неправильно, так как пересечена сплошная линия разметки.
4. Неправильно по пунктам 2 и 3.

Задача № 4

Кто из водителей вне населенного пункта в приведенной ситуации правильно поставил свою легковую автомашину на стоянку?
1. Без нарушений водитель «Я».
2. Без нарушений водитель «А».
3. Оба неправильно.
4. Оба правильно.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ ВТОРОГО ТУРА
просим присылать до 2 марта по адресу:

г. Челябинск, ул. Гончаренко, 99,
ГИБДД УВД г. Челябинска, к. 604.
на конкурс «Зеленая волна-2006».
Не забудьте указать имя, фамилию, место работы или учебы, свой адрес и телефон и категорию, в которой вы собираетесь принять участие
в конкурсе: «водитель» или «пешеход». Комментарий к правильному ответу и ссылка на пункты правил увеличат ваши шансы на победу.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ТУРА

Задача № 1
Хотя водитель «А» включил правый указатель поворота, мы не знаем, куда он поедет — направо или на разворот. Поскольку вы выезжаете на перекресток через знак 2.4 «Уступите дорогу», вы обязаны не создавать помех водителю автомашины «А». И на перекресток можно въехать только убедившись, что ваша траектория движения не пересекается с траекторией движения автомашины «А».
Правильный ответ № 1.

Задача № 2
Водитель любого ТС при возникновении препятствия на дороге обязан сбавить скорость или остановиться (п. 10.1 ПДД). То есть водитель должен сбавить скорость или остановиться при появлении на его пути пешехода.
Правильный ответ № 3.

Задача № 3
Водитель автомашины «Я» должен быть готов уступить дорогу трамваю Т2, так как он не знает сигналов светофора со стороны этого трамвая. Трамваю Т1 уступать дорогу не нужно, так как ему разрешено движение в прямом направлении, а он ожидает разрешения для совершения правого поворота. На практике трамвай Т2 совершает левый поворот на разрешающий сигнал транспортного светофора. Водитель «Я» обязан уступить ему дорогу при проезде перекрестка.
Правильный ответ № 3.

Задача № 4
При указанном жесте регулировщика водители обязаны подчиняться его указаниям. В данной ситуации запрещено движение и спецмашине (даже при включенных спецсигналах), а также всем трем трамваям (смотри пп. 3.1 и 6.10 ПДД). Водитель автомашины «Я» имеет право проезда перекрестка, другие транспортные средства обязаны стоять. Водителю «Я» уступать дорогу некому.
Правильный ответ № 4.

Теоретический этап конкурса ведет
внештатный сотрудник Челябинской госавтоинспекции
Владимир ОСИПОВ.