Меню

ЛЮДИ ГОВОРЯТ...

17.02.2006 00:00 30 (10418)
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК Мы с женой ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, почетные люди Челябинского металлургического завода. Жена после ухода н...


МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК

Мы с женой ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, почетные люди Челябинского металлургического завода. Жена после ухода на пенсию долго работала на комбинате, у меня 60 лет трудового стажа. А теперь мы инвалиды, больные люди.
В последнее время все чаще создается впечатление, что пожилой человек со своими болячками лишний в нашем новом мире. Особенно «царапает» отношение к нам, инвалидам, так называемых «вахтеров», которые с важностью занимают места у входа в учреждения. Они высокомерно поглядывают на тебя из своих застекленных окошек, а ты чувствуешь себя униженным просителем. Я понимаю, что им нет дела до моих проблем, и не требую от них сочувствия. Но, простите, где они потеряли элементарную вежливость?
Мне часто приходится обращаться в поликлинику № 4 на Северо-Западе. На врачей я не в обиде. Они всегда примут, осмотрят и выслушают тебя. Но что происходит при входе в поликлинику? Чтобы получить талончик к специалисту, очередь приходится занимать в шесть утра и «дежурить» на морозе до открытия поликлиники. Но это еще не гарантия того, что попадешь на прием к врачу. Я так понимаю, что мне, как ветерану и инвалиду, талоны вообще не полагаются. Например, чтобы попасть на УЗИ, мне пришлось дойти до заведующей поликлиникой. Только когда она позвонила и дала «добро», я смог попасть на ультразвук.
А недавно был такой случай. До зари занял очередь за талончиком к эндокринологу. В поликлинику зашел первым. А мне заявляют: инвалидам талон не выдается. Из окошечка регистратуры мою карточку швырнули так, что все направления и листочки разлетелись в разные стороны. Пришлось ползать по полу, собирать их. Никто не извинился, не помог. Хотя наклоняться мне тяжело. И потом, непонятно, по какому праву так обращаются с людьми? Неужели это современный стиль общения? Хотя нет — скорее, недостаток воспитания. Пусть останется на совести госпожи в белом халате.
А когда я попытался разобраться, почему меня, по сути, не пускают на прием к доктору, ответа не получил. Вместо этого сказали: «Сейчас вызовем охрану и вас выведут». Будто я хулиган какой-то.
Непонятно, за что мы заслужили такое обращение? Разве мы не достойны простого человеческого отношения?

Иван Григорьевич МАЦЫНА.

 

Прошлой зимой по заданию редакции я поехала делать репортаж о людях, которые изо всех сил борются с гололедом (был период, когда у ЖКХ не хватало песка посыпать все обледеневшие улицы). Нужно было рассказать, как тяжело им передвигаться, и сделать вывод — коммунальщики не заботятся о горожанах. Общение со скользящим народом было веселое, с описанием «полетов» и забавных балансирований на льду. А потом я остановила бабушку и задала совершенно дурацкий вопрос, что-то вроде такого: «Не тяжело ли вам по льду ходить?» Никогда себе этого не прощу! Она посмотрела на меня с такой мольбой и мукой, что мне сквозь землю захотелось провалиться. И сказала: «Да как же не тяжело, дочка. Падаю постоянно. Да кому мы, старики, нужны…» И заплакала. Я извинилась. За всех: за себя, за коммунальщиков, за тех, кто не подаст ей руку и не переведет через опасный участок дороги.
Но был и другой случай, который добавил мне оптимизма.
Раннее зимнее утро. Я ехала на работу и ждала трамвай на остановке. Нужного мне номера долго не было. Чтобы как-то развлечь себя, я стала рассматривать людей в окнах подъезжающих других трамваев. Хмурые, сонные, задумчивые лица, однообразная серая масса. И вот подошел очередной вагон, мой взгляд пробежал по окнам и запнулся. Я увидела старушку. Маленькая, сухонькая, в черном платочке, она сидела и смотрела на меня. На ее лице одна морщинка теснила другую, но это был не знак тревог и жизненных тягот, которые ей пришлось пережить. Морщинки были веселые, и ясно стало, что этот человек радовался всю жизнь. И тоже в мелких складочках, но совершенно отдельно жили ее глаза. Такие добрые, такие ясные и лучистые, что, казалось, эти глаза на много метров вокруг распространяли сияние. И такой покой я вдруг почувствовала, такую тихую радость! А потом эта бабушка мне улыбнулась. Понимающе, одобряюще, всепрощающе. И покивала головой. Вот тут-то, единственный раз в жизни, остро и душевно больно я пожалела, что у меня никогда не было бабушки. И по-доброму позавидовала той девчонке или тому мальчишке, кто может назвать эту чудную женщину бабулей…
Никогда, ни за что в жизни я не пойму хамства и грубости по отношению к старым людям. Как можно обидеть человека, который страдал, любил, делал добро еще задолго до вашего рождения? Неужели мы вконец растеряли все человеческое, что можем позволить себе толкнуть, накричать на того, кто воспитал, может быть, не одно поколение? И какими бы глупыми, надоедливыми, нерасторопными, ненужными ни казались нам старики, разве может человек найти себе оправдание, если оскорбил чем-то старость? Ведь это мудрость наша, это обоснование, залог нашей жизни. Это, в конце концов, наше будущее, в котором вернется нам наше настоящее. Сторицей вернется, верим мы в это или нет.
Я ценю ту часть менталитета восточных национальностей, которая касается заботы о родителях. Потому что веками доказано: человек, который ценит и хранит свои корни, и сам в старости будет окружен заботой и почетом. Потому что заслужил, потому что ему есть чем гордиться.

Ирина БЕРЕЖНАЯ.

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

«НУЖНО СОЗНАВАТЬ СВОЕ ДОСТОИНСТВО…»

«Маленького человека» просто нет. Его выдумали. Ведь все рождаются одинаковыми. А потом уже становятся такими разными: бедными и богатыми, начальниками и подчиненными, честными гражданами и преступниками…
«Маленьким» человека делает несовершенная, непродуманная общественная система. Отдельные люди, страдающие отсутствием культуры. Воображающие, что они стали «большими» благодаря свалившимися на них деньгам, влиятельным, зачастую случайным, связям, должности важного чиновника или вахтера, возомнившего себя центром Вселенной.
Что с этим делать? Бороться, объединяться, менять ситуацию. Ведь удалось же добиться за последние 15 лет прогресса в сфере сервиса, торговли. И сегодня, если обычный («маленький») человек пожалуется на грубость обслуживающего персонала в магазине или кафе, то виновного — официанта или продавца — в солидных компаниях как минимум поставят на место или вообще уволят. Гораздо хуже дело обстоит с сервисом, к примеру, в сфере ЖКХ, далеко не все блестяще в здравоохранении…
Многих унижает и жуткое материальное неравенство. Кому-то не удается отстоять свои права, особенно если оппонент — «серьезный» или просто зарвавшийся бюрократ. Не знаю, как вы, а я лично верю в общественный прогресс. Вот увидите, со временем униженных и оскорбленных будет меньше, а нерадивых чиновников заставят трудиться не только для себя, но и для народа. Много будет зависеть и от позиции «угнетаемых». Главное тут — не считать себя «маленькими».
«Не нравится мне одно: зачем ты величаешь свою особу «ничтожным и незаметным» братишкой,— писал в свое время Антон Павлович Чехов своему брату Михаилу. — Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед богом… и перед умом, красотой, но не перед людьми. Среди людей нужно создавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный человек — не ничтожность».

Александр СКРИПОВ.

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Сохраните центр!

Обращаются к вам пенсионеры города и области. Как нам стало известно, в Челябинске ликвидируется областной консультационный центр «Человек. Закон. Власть».
Много лет работники центра — квалифицированные юристы и просто хорошие люди — помогали нам защищать свои права. Давали консультации, помогали составлять жалобы и заявления, поддерживали нас советом и просто добрым словом. Трудно посчитать, какому числу жителей нашей области они помогли. И ведь все услуги получали бесплатно! А при нашей нищенской пенсии это очень важно. И вот нас лишают этого на фоне увеличения цен на коммунальные услуги, сокращения льгот и социальных гарантий.
Хотя еще в конце 2004 года, когда в центре возник конфликт в связи со сменой директора, в администрации области нам обещали, что «Человек. Закон. Власть» не закроют. Что ж, в очередной раз обманули стариков? С 2005 года центр стал часто закрываться то по причине отсутствия юристов, то в связи с авариями и ремонтом, а в этом году вообще перестал работать. Мы думали, что временное явление. Но в администрации области нам ответили, что центр больше не будет работать. По слухам, помещение уже продано коммерческой структуре.
Не лишайте нас, отдавших все силы на благо родного края, нашего последнего помощника и защитника. Именно таким был консультационный центр «Человек. Закон. Власть».

Юрий Львович ПОПОВ, Майя Ефимовна КАЛИНКИНА,
Людмила Николаевна ГОРЕНКО
и другие пенсионеры (всего 40 подписей).

Квартплата — по договору

Уважаемая «Вечерка»! Как хорошо, что ты есть. Мы часто со своими бедами, реже с радостями, обращаемся к тебе. А ты, в силу своих возможностей, всегда откликаешься, не оставляешь без внимания наши проблемы.
Вот и сейчас хотим поделиться своей «головной болью». Новые счета за коммунальные услуги привели нас в шоковое состояние.
Начнем с графы «уборка двора и подъезда». Не сразу сообразишь, почему надо платить за эту услугу с квадратного метра жилой площади. Но ведь размер лестничных маршей и площадок значительно меньше любой квартиры в подъезде. К тому же немало пожилых людей, инвалидов годами не выходят за порог своих квартир. Почему они должны платить за уборку подъезда и двора?
Еще один вопрос — «капитальный ремонт». Неужели за 15 постперестроечных лет ничего не «накапало» на это мероприятие? Если посчитать, получится, что за эти годы жители только одного девятиэтажного 12-подъездного дома заплатили более 20 миллионов рублей по статье «содержание и ремонт». А много ли ремонтных работ произвели за это время?
И, наконец, о главном. Достаточно заглянуть в любой законодательный документ, станет ясно: договор — ключевой момент во взаимоотношениях сторон. Сегодня такой документ нам нужен как никогда. Мы имеем право знать, что включает в себя каждая оплачиваемая услуга — размеры, качество, сроки, санкции за невыполнение и многое другое.
Ставим вопрос ребром: не будет договора — не будем платить или сократим оплату, исходя из количества и качества предоставленных услуг.

От имени жителей дома № 2 по улице Южный Бульвар
и дома № 4 в переулке Энергетиков
Амалия Петровна МАРТЫНОВА
(письмо подписали 78 человек).

Киндер-прикол

Хобби нашей постоянной подписчицы — пенсионерки Брониславы Николаевны Мазановой — коллекционирование рекламных «перлов» и киндер-приколов. Детская тема ей особенно близка — в прошлом Бронислава Николаевна работала учительницей географии. Недавно она захотела поделиться своей коллекцией с читателями «Вечерки». Ведь в жизни не так все мрачно, как кажется.

Внук рано приходит из школы. Бабушка спрашивает:
— Что случилось?
— Математики не было. Училка в кредит ушла, ребеночка будет рожать.
***
Дочка спрашивает маму:
— Что лучше — социализм или коммунизм?
— Конечно, коммунизм.
— Откуда знаешь? Ты же там не жила.
***
Внук поздравляет деда с днем рождения и говорит: «Желаю тебе всегда быть навеселе» (имелось в виду быть веселым).
***
Первоклассница Катя накрасила губы и брови. Мама укоряет:
— Катюша, тебе еще рано краситься. Некрасиво.
— Зато сексуально.
***
ИЗ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

Одежда для беременных — мужские костюмы «тройка».
Нижнее белье для женщин из Германии.
Препарат можно давать больному без его согласия, так как он не имеет вкуса и запаха.

СПРОСИТЕ «ВЧ»

К ОГОРОДНОМУ СЕЗОНУ ГОТОВЬТЕ КАРТЫ

«Федеральные льготники имеют право бесплатного проезда в электричках и пригородных поездах. Почему с 1 января требуется еще и карта транспортного обслуживания? Как быть тем, кто не успел получить этот документ?» Алексей Петрович КАРТАВЦЕВ.
Как сообщают специалисты отделения Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, главной причиной выдачи бесплатных проездных документов стало предоставленное с 2005 года право выбора между набором социальных услуг (НСУ) и его денежным эквивалентом. Те, кто не отказался от НСУ, получают карту транспортного обслуживания. Она дает право на получение бесплатных пригородных билетов, разовых и сезонных, и действует на всей территории России.
В 2005 году реализацией права на бесплатный проезд в пригородных поездах занимались Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ и ОАО «Российские железные дороги». С 2006 года к работе подключился и ПФР. Он обеспечивает выдачу карт транспортного обслуживания льготникам, которые получают право на бесплатный проезд с декабря 2005-го и в течение 2006 года.
В первом квартале 2006 года граждане, не получившие карты транспортного обслуживания, смогут приобретать бесплатные проездные по документам, подтверждающим право на льготу. Однако уже в начале дачного сезона бесплатные билеты будут выдаваться только по карте транспортного обслуживания.
Она не является самостоятельным проездным документом, а только подтверждает право на бесплатное получение разовых и сезонных билетов в железнодорожных кассах.
Получить карту транспортного обслуживания можно до 1 апреля 2006 года в отделениях почтовой связи по месту жительства, а позже — в территориальных органах ПФР. Льготники, получающие денежную компенсацию, не вправе претендовать на эту карту. Они покупают билеты за свой счет на общих основаниях.

Подготовила Наталья ФИРСАНОВА.

РЕЗОНАНС

ПОСТРАДАВШЕГО НЕ ОСТАВИЛИ НАЕДИНЕ С БОЛЬЮ

В письме Людмилы Анатольевны Сосновской под заголовком «Цена равнодушия» («ВЧ» от 13.01.2006 г.) описан случай падения ее отца Анатолия Павлиновича Кудюрова в салоне автобуса № 13.
Из объяснений водителя А.Г. Мельникова и кондуктора Л.В. Александровой были выяснены следующие факты и обстоятельства. А.П. Кудюров в 15.48 приехал из сада на автобусе № 111. При выходе из него он увидел автобус № 13, стоящий на посадочной площадке. В одной руке у Анатолия Павлиновича была трость, которой он помахал водителю с просьбой подождать его, а в другой — сумка с яблоками. Он торопился, при этом споткнулся, но удержался, опершись на трость. Хромая, дошел до автобуса, вошел в переднюю дверь. Убедившись, что никого на посадочной площадке больше нет, а Анатолий Павлинович поднялся со ступенек на переднюю площадку, водитель А.Г. Мельников начал движение.
Автобус ЛиАЗ-677 оборудован коробкой гидромеханической передачи и не имеет технической возможности быстрого разгона, как троллейбус. Разгон не возможен еще и по той причине, что от посадочной площадки маршрута № 13 до двойного поворота с выездом на улицу Новороссийскую всего восемь метров, а состояние дороги неудовлетворительное. В салоне автобуса было много свободных мест для сидения, но перед началом движения от остановки «Чистопольская» Кудюров стоял в середине салона автобуса и не держался за поручни, так как в одной руке держал трость, а в другой — сумку. Потеряв равновесие, он упал на левый бок. Пассажиры сразу же помогли Анатолию Павлиновичу подняться и посадили его на сиденье. На остановке «Магазин «Уют» А.П. Кудюров обратился к кондуктору с жалобой на боль в ноге. Кондуктор сообщила об этом водителю. Так как Анатолий Павлинович сидел спокойно, было принято решение не высаживать пассажиров из автобуса, а закончить рейс до ТК «Синегорье». В 16.20 водитель Мельников через диспетчера вызвал скорую помощь, ожидая которую сам находился в салоне автобуса вместе с Кудюровым, а кондуктор Александрова помогла принять ему сердечные таблетки. Скорая помощь приехала быстро. Анатолий Павлинович сообщил медработникам, что болит нога выше колена и он только начал ходить после перелома этой ноги. Уточняем, что именно водитель Мельников перегрузил Кудюрова из салона автобуса на носилки в «скорую помощь».
Возможно, лучшим вариантом было высадить пассажиров, вернуть автобус на диспетчерский пункт «Чистопольская», а оттуда вызвать «скорую помощь». А.П. Кудюрову пришлось терпеть боль 35 минут, но его не бросили, а приняли все меры по оказанию помощи на диспетчерском пункте «Синегорье».

А.Л. ФРАНЦ, начальник
филиала № 4 МУП
«Челябинскавтотранс».

ЕСТЬ МНЕНИЕ

МОДА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
Ум лучше хорошей фигуры,
считают горожане

На этот раз социологи Центра мониторинга городских проблем при кафедре культурологии и социологии ЧГАКИ опрашивали челябинцев об их модных пристрастиях.
Выяснилось, что моднее всего сейчас быть образованным («за» высказались 46 процентов опрошенных). Четверть респондентов считают, что модно быть богатым. А 16 процентов говорят, что прослыть модным человеком может тот, кто занимается спортом или танцами.
Также в числе модных «ценностей» челябинцы называли:

  • хорошую фигуру (15 процентов),
  • знание иностранных языков (11 процентов),
  • путешествия за границу (11 процентов),
  • хорошо обставленную квартиру (8,7 процентов).

Быть модником — дорогое удовольствие, считают челябинцы. Более 64 процентов опрошенных сказали, что следовать моде невозможно без значительных материальных затрат. И только 18,3 процента заявили, что можно быть модным, не тратя больших денег.
Мода помогает челябинцам демонстрировать свое «я» (28 процентов голосов) и повысить социальный статус (21,2 процента).

  • Всего 17 процентов опрошенных считают себя модными людьми и придерживаются модных тенденций практически во всем.
  • 20,2 процента не считают себя модными, продвинутыми людьми.
  • Большая часть челябинцев придерживается «золотой середины». 62,8 процента опрошенных сказали, что относятся к моде избирательно и берут из последних тенденций только то, что считают нужным.
    Наиболее заметны проявления моды:
  • во внешнем облике человека (61,3 процента голосов опрошенных),
  • в верованиях, религии (29 процентов),
  • в манере поведения (19 процентов),
  • в искусстве (15,4 процента),
  • в быту (12 процентов).

Самые модные «ценности», по мнению челябинцев, это:

  • образование (46 процентов),
  • богатство (25 процентов),
  • занятия спортом (16 процентов).

Евгения ДЕСЯТКИНА.