Меню

КНИЖНАЯ ПОЛКА

10.02.2006 00:00 25 (10413)
Борис Соколов «Расшифрованный Булгаков» Что ни говори, а сериал «Мастер и Маргарита» стал главным событием минувшего телегода. Как...


Борис Соколов
«Расшифрованный Булгаков»

Что ни говори, а сериал «Мастер и Маргарита» стал главным событием минувшего телегода. Как бы ни ругали Бортко критики и ярые фанаты Булгакова, сериал заставил нас не просто вспомнить бессмертный роман, а вновь его перечитать. Герои, ожившие на телеэкране, многих совершенно по-новому заставили взглянуть на сюжет «Мастера и Маргариты».
В дни показа сериала количество проданных книг Булгакова возросло в десятки раз. Покупали не только «Мастера и Маргариту», но и другие романы великого писателя. Конечно же, возрос спрос на издания, исследующие творчество Булгакова. Чаще всего покупали книгу Бориса Соколова, ставшего основой документального фильма, показанного на РТР в день, когда шла предпоследняя серия фильма Владимира Бортко.
Когда казнили Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова? А когда происходит действие московских сцен «Мастера и Маргариты»? Оказывается, что все расписано писателем до года, дня и часа. Прототипом каких героев романа послужили Ленин, Сталин, Бухарин? Кто из современных Булгакову писателей запечатлен на страницах романа, как отражены в тексте факты булгаковской биографии, в том числе его любовные истории? Какова была национальность и подлинная биография Понтия Пилата? Как переломилась в романе история раннего христианства и масонства? Почему погиб Михаил Александрович Берлиоз? Как отразились в структуре романа идеи русских религиозных философов начала
XX века? Наконец, как воздействует на нас заключенная в произведении магия цифр? Ответы на эти и другие вопросы пытается дать известный исследователь творчества Михаила Булгакова, доктор филологических наук Борис Соколов. А вообще, если верить Соколову, то Булгаков в своем романе изобразил всех своих врагов. Критики, чиновники от литературы, коллеги по цеху — все они стали прототипами героев романа. Современники писателя узнавали в этих героях многих. Автор поставил им свой злой памятник.
Эту книгу чаще ругают. Ярые фанаты «Мастера и Маргариты» не любят, когда их любимый роман так тщательно препарируют. Ну, например, Соколов тщательно выясняет, что имел в виду автор, в той сцене, когда Воланд играет с Бегемотом в шахматы. Помните фразу по поводу плохой партии? Оказывается, речь идет о Троцком с его партийным блоком. И так далее. На форумах, посвященных творчеству Булгакова, автора обвиняют в рвении заработать деньги на имени. Я сама очень люблю этот роман, но и книга Бориса Соколова показалась мне очень любопытной. Особенно интересными показались отзывы, написанные по горячим следам в 1940 году. Уже тогда роману, увы, пока неизданному, предрекли бессмертие.

Валерий Ярушин
«Судьба по имени «Ариэль»

О выходе этой книги, вернее о том, что говорит о ней сам автор, мы уже писали. Как и не раз сообщали, что Валерий Ярушин сейчас живет в Москве. Именно там он и издал свои мемуары. А теперь о самой книге.
Лично мне она показалась интересной. Много «местечкового» — теплого и понятного. О Дворце культуры имени Колющенко, о концертах в парке имени Гагарина, о нашем знаменитом телережиссере Леониде Пивере и о многом другом. И о том, что был момент, когда музыканты хотели покинуть наш город . А также байки о гастролях на Кубе и во Вьетнаме. Чего только стоит рассказ о том, как Ярушин пытался петь песню на вьетнамском языке, потешая местных жителей!
Вообще, времена, когда «ариэлевцы» были молоды и на их концерты собирались полные залы во всех городах СССР, остались их лучшими годами. Иногда книга напоминает сказку о том, как провинциальные юноши сумели пробиться на эстраду и много лет занимали только ведущие позиции, уступая лишь «Песнярам». Но в книге и много горького — о ссорах внутри коллектива, о пьянках на гастролях. И самые скорбные страницы — окончательный распад. А потом — поток взаимных обвинений, дележка бренда «Ариэль», бесконечные судебные тяжбы. Все хороши! Я бы отметила один серьезный недостаток. Думаю, что и к самому автору было немало претензий у его товарищей. А так он получился чересчур белый и пушистый. Думаю, что если бы это было так, то Ярушин не поссорился со всем коллективом.
Почему группа распалась? Каждый только проиграл от «развода». Ярушин не смог добиться крупного успеха с новой группой «Иваныч». Борис Каплун, Ростислав Гепп и Лев Гуров не собирают залов. А если бы они сохранили коллектив, наступив на горло своим амбициям, простив друг другу слабости… Были бы сейчас уважаемыми дедушками жанра столь популярной ныне «советской эстрады». Выпускали бы диски, давали бы концерты, ездили бы на ретро-фестивали. Может быть, не в золоте купались, но на хлеб с искрой точно заработали.

Дина ИЛЬИНА.

Место встречи изменить нельзя —
книжный развал на Кировке.