Меню

КАКИЕ ЛЮДИ НАС ЧИТАЮТ!

10.02.2006 00:00 25 (10413)
Яков ГУРЕВИЧ: «ИСКУССТВО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИБЫЛЬНЫМ» С таким названием компании, казалось бы, не ...


Яков ГУРЕВИЧ:
«ИСКУССТВО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИБЫЛЬНЫМ»

С таким названием компании, казалось бы, не на что рассчитывать — «Сусанин». Да еще если речь идет о туристическом бизнесе. Но возможно, сработал принцип «от противного», и фирма без большого шума заняла свое место на рынке корпоративных услуг Челябинской области. В любом случае генеральный директор Яков Гуревич абсолютно исключает элемент случайности в построении своего бизнеса. Точно так же, как совершенно неслучайно в свое время купил первый номер «Вечернего Челябинска». С тех пор читает газету ежедневно.

Герман ГАЛКИН
Фото Ильи МАКАРОНА

ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА НУЖНА ВСЕГДА

— Яков Ефимович, не вспомните, где именно купили тогда первый номер нашей газеты?
— Отлично помню — в ларьке на улице Свободы, около дома № 86. Шел к киоску именно за «Вечеркой» — была предварительная информация, что появляется городская газета. Ожидания оправдались: «Вечерний Челябинск» стал газетой, главное в которой — описание событий, происходящих в городе. Сегодня в печатном виде газету вижу только к вечеру. Но до тех пор успеваю просмотреть в электронном варианте. Прежде всего ищу хорошо изложенные городские новости. Мне интересно, например, зачем приезжает представительная зарубежная делегация. Также считаю важным, чтобы газета формировала положительное отношение к жизни. Нельзя постоянно говорить, что все плохо.
— Вы согласны, что по оперативности новостей телевидение выиграло «спор» у газет?
— Телевидение и радио, согласен, в более выигрышной позиции. Они могут сообщить о происшедшем быстрее. Но если в печатной ежедневной прессе подавать не сильно устаревшую новость более подробно, чем на телевидении, если показывать событие с разных сторон, давать грамотные комментарии, то газету, безусловно, будут читать.

НЕ МЕЦЕНАТСТВО, А БИЗНЕС

— Ваш бизнес — это не только турфирма «Сусанин», но и консалтинговая компания «КЭМП», другие предприятия…
— «Сусанин», как вы заметили, не ведет широкомасштабных рекламных кампаний. Однако на рынке корпоративных туристических услуг в Челябинске мы занимаем серьезное, возможно, ведущее место. А компания «КЭМП» с прошлого года начала, наоборот, масштабный бизнес-проект с привлечением возможностей сферы культуры (прежде всего театров). Наша компания с 1992 года участвует в привлечении денег в спорт (эпизодически, не в коммерческом режиме). Что касается применения этого опыта в сфере культуры, тут все произошло случайно. «Сусанин» обслуживал мероприятия министерства культуры области. С этого все и началось.
— Пока в Челябинской области ни спорт, ни культура не стали бизнесом.
— Стопроцентным бизнесом они и не станут. Речь идет об эффективном взаимовыгодном сотрудничестве культуры и бизнеса. Есть мировая практика, когда ведущие компании бьются за возможность использования культуры и спорта в своих коммерческих целях. В России «ЛУКойл» и «Мегафон» получают коммерческую выгоду, будучи партнерами спортивного телеканала. «Мечел» финансирует биатлонистов (соревнования по биатлону видят десятки миллионов человек, и все они помнят логотип «Мечела»). Ситуация в спорте и культуре разная. Спортивных мероприятий серьезного уровня в Челябинске мало. А даже когда они случаются, почти нет информационной поддержки, нет даже людей, в обязанности которых входит обеспечение такой поддержки. В то же время многие серьезные бизнесмены — бывшие спортсмены. И на благотворительной основе они вкладывают деньги в «свои» виды спорта. Культура же имеет информационную поддержку (уличная реклама, афиши), люди ходят в театры и платят за это деньги. Но финансовой поддержки пока нет. Между тем в оперном театре, например, проходят мероприятия мирового уровня: гастроли «Ла Скала», Большого театра.
— Какова концепция финансового сотрудничества бизнеса с театрами?
— Повышение уровня значимости культуры в обществе, улучшение финансовых возможностей театров, наконец продвижение брендов партнеров.

ОПЕРНЫЙ — ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ

— Вы назвали первым среди прочих театр оперы и балета. Почему?
— У него целый ряд конкурентных преимуществ. Во-первых, в Челябинске оперный театр один, а драматических — несколько. Во-вторых, опера во все времена признавалась высоким искусством. В конце прошлого года в Челябинск на гастроли приезжали артисты знаменитого театра «Ла Скала». Вы помните, какой ажиотаж это вызвало. А главное — драматические постановки понятны нам только на русском языке. А опера, балет — это глобальный язык искусства, который понятен без перевода (как, впрочем, и спорт).
— Какие возможности для развития бизнеса может дать оперный театр?
— Во всем мире главным становится позиционирование и брендинг. Хотя в России пока преобладает прямая реклама. Потому и возникла ненормальная ситуация: у того же Большого театра в Москве три основных партнера — «Ройял Датч Шелл», «Самсунг» и «Мариотт» — и все они не российские. Этим компаниям не нужно повышать собственную узнаваемость. Я убежден: Челябинскому театру оперы и балета должны соответствовать в качестве бизнес-партнеров только ведущие компании. Главное в бизнесе — репутация. В конечном счете сотрудничество с театрами повышает стоимость компании, ее капитализацию, объемы продажи и прибыль. Мы должны прийти к этому. Гастроли «Ла Скала» прошли при поддержке «Мегафона». Или такой пример. Челябинский балет выступал в течение двух месяцев в США примерно в 50 городах. Если в Челябинске существует бизнес, заинтересованный в американском рынке, то он упустил уникальную по широте и стоимости рекламную возможность.
— Сколько бизнес-партнеров у театра «Ла Скала»?
— Основных партнеров нет. Есть длинный список официальных партнеров. Прежде чем в него попасть, нужно в течение трех лет платить «Ла Скала» по 528 тысяч евро в год. К тому же, чтобы сотрудничать с известным театром, надо еще быть очень солидной фирмой.
— Долго приходится объяснять фирмам в Челябинске суть предложения?
— Мы работаем в рамках соглашения с театром оперы и балета. Провели переговоры с представителями примерно 200 крупнейших компаний Челябинской области. Отказов практически нет. Лишь несколько предприятий, имеющих центральные офисы в Москве и Екатеринбурге, сказали, что им трудно объясняться с руководством. Хотя, как показывает опыт того же «Мегафона», это не проблема. Планируем выйти на целый ряд соответствующих соглашений в этом году.
— 200 компаний — это много. Рекламу всех одновременно в театре не разместишь.
— Бизнесу недостаточно одного театра оперы и балета. Для продвижения ему нужны мероприятия и другой направленности (другие театры, другие учреждения культуры, спортивные мероприятия), в целом более насыщенный календарь. Нас просят расширить набор предлагаемых возможностей. А для оперного театра, видимо, будет примерно следующая градация: постоянные партнеры, основные партнеры по отдельным событиям и множество небольших (технических) партнеров.
— Бизнес-партнеры будут представлены в театре по европейским технологиям или пока прямой рекламой?
— В начале доля прямой рекламы будет достаточно велика. Но не забывайте: информационная поддержка театра очень серьезна. Крупнейшие события анонсируются и отражаются во всех средствах массовой информации, имеют большой объем наружной рекламы. Да и внутри театра можно обеспечить информационную поддержку партнерам. За месяц через оперный театр проходит 20 — 25 тысяч человек серьезной аудитории, которые увидят рекламу компаний в определенном контексте. Если подытожить, то финансирование спортивных и культурных мероприятий — серьезный бизнес (спонсоринг), оборот которого в мире исчисляется десятками миллионов долларов. В конце прошлого года появились прецеденты и в России. Компания «Федком» выкупила рекламные права Олимпийского комитета России более чем за 100 миллионов долларов.
— Возвращаясь к сказанному в начале, что бы вы хотели пожелать «Вечернему Челябинску» с высоты своего жизненного и предпринимательского опыта?
— На мой взгляд, ваша газета должна создать информационную среду, которая бы объединяла в себе максимум информации о жизни города, анализировала происходящие события, отслеживала тенденции в экономике, экологии, политике, культуре и спорте, представляла разные мнения. Очень важна официальная информация. Но необходима и обратная связь, объективность в подаче и широта тематического охвата. Все это — основа для расширения числа читателей «Вечерки».