Меню

ЗНАМЕНИТЫЙ ВЫПУСКНИК

03.02.2006 00:00 20 (10408)
Александр КУЗНЕЦОВ: «РЕВОЛЮЦИЙ НЕ ЛЮБЛЮ» Должность обязывает начальника управления по делам образования города быть примерным во всем. Ал...


Александр КУЗНЕЦОВ:
«РЕВОЛЮЦИЙ НЕ ЛЮБЛЮ»

Должность обязывает начальника управления по делам образования города быть примерным во всем. Александр КУЗНЕЦОВ, собственно, таким и является. Однако «Вечерка» решила узнать, всегда ли педагог был таким образцовым? Получал ли он в школе двойки, хулиганил ли? Ответы на эти вопросы были ожидаемы, но… удивили. Оказывается, у Александра Игоревича в аттестате о среднем образовании всего лишь две «четверки». Остальные…

КРАТКАЯ СПРАВКА
Александр Кузнецов родился в Челябинске-40 (Озерске) в семье военнослужащего. Через год переехал в областной центр, где потом пошел в школу № 40 Центрального района. Через два года, в 1973-м, с родителями уехал в Якутию — к новому месту службы отца. Вернулся в Челябинск и в свою школу только в 1980 году, когда следовало идти в десятый класс.
Окончил Челябинский государственный университет (исторический факультет). Служил в армии. Работал освобожденным секретарем комитета комсомола и учителем обществоведения в школе № 93, заместителем директора школы № 115. С 1992 года — директор школы № 41. В 2005 году назначен начальником управления по делам образования г. Челябинска.
Женат. Имеет сына и двух дочек.

«ДВОЙКА» ЗА ПОВЕДЕНИЕ

Да, уважаемые читатели, Александр Кузнецов закончил школу № 40 всего лишь с двумя «четверками». Остальные были… «пятерки». (А вы что подумали?)
— Если бы в те времена выдавали серебряные медали, то получил бы такую, — улыбается мой собеседник, с которым беседуем в его рабочем кабинете.
— Александр Игоревич, вам действительно было очень интересно учиться или есть другие причины таких отличных оценок?
— Дело в том, что из-за частых переездов — отец ведь был военным — достаточно много школ поменял. И хотя по жизни я человек общительный, постоянная смена коллективов сказывалась. Львиная доля времени уходила именно на учебу, а не на какие-либо контакты. Хотя активистом я все-таки был всегда — оказывался в ролях председателя совета отряда, председателя совета дружины, активиста-комсомольца, участвующего во всех субботниках и спортивных мероприятиях.
— Такой примерный ученик — мечта любого педагога…
— Честно говоря, не таким уж я и примерным был. Иногда хулиганил. До сих пор помню, как в первом классе умудрился получить «двойку» за поведение. Играли на перемене в игру «на месте замри». Звонок на урок, учитель заходит в класс, а я в какой-то нелепой позе. И не разгибаюсь — проиграть-то не хочется. За это у меня и попросили дневник. Жутко переживал эту маленькую трагедию. С тех пор за поведение таких оценок не получал.
— А своим ученикам потом «двойки» за поведение не ставили?
— В журнал или дневник не ставил никогда. Хотя многие педагоги этим страдают — пытаются подменить оценку знаний оценками за поведение. А ведь это абсолютно разные вещи, не зависящие друг от друга. И надо искать другие рычаги воздействия на ребенка.

ВЕЗЛО НА УЧИТЕЛЕЙ

— О педагогах сейчас судите, естественно, с другой, более профессиональной, точки зрения. За что школьники любят учителей?
— Любят тех, кто с пониманием относится к детям и пытается оценивать различные ситуации с точки зрения ученика. Потому что мышление ребенка, его психология — совершенно особая сфера, отличная от взрослой. Если все время судить о детях и разговаривать с ними с позиции умудренного опытом человека, то контакт наладить невозможно.
— У вас были такие понимающие учителя?
— Мне всегда везло на таких взрослых. Я и сороковую школу вспоминаю прежде всего из-за учителей. Сейчас-то знаю, что это достойные люди, известные в системе образования. В юношеском возрасте чувствовал это интуитивно. Например, классным руководителем у меня была Валентина Ишмухаметова. Она к каждому ученику могла найти подход, установить контакт, поговорить по душам. И большинство моих одноклассников состоялись как личности в том числе и благодаря ей. Позже мою «классную» пригласили в городское управление образования, где она много лет проработала. Валентина Васильевна до сих пор продолжает педагогическую деятельность, но уже в негосударственном образовательном учреждении. Мы с ней периодически встречаемся. Думаю, что во многом я именно ей обязан своим педагогическим будущим. Хотя она и математик, а не историк, как я, но тягу к дальнейшему образованию перенял от нее. И дальше, в вузе, мне на таких замечательных людей везло. Наталью Алеврас, Таисию Андрееву запомнил очень хорошо.

ИСКАЛ МАМОНТОВ

— Итак, в педагогике оказались благодаря учителям?
— Когда поступал в университет, про педагогику не особо думал. И вообще долго размышлял, куда идти — в ЧелГУ на исторический, в ЧПИ на инженерно-строительный или вообще в медицинский. Отец в юности закончил Магнитогорский индустриально-педагогический техникум и всегда, даже будучи военным, внушал: «Будешь строителем — будешь человеком!» Мать — медсестра. Хотела, чтобы я учился в медицинском институте. Но в итоге определенное влияние на меня оказал мой дядя-фронтовик, с которым сошлись на почве исторической литературы и нумизматики. Выбор был сделан.
— В те времена ведь историю как раз начали «переписывать». Не это ли увлекло?
— Нет, ее начали переписывать чуть позже. А тогда я увлекся древней историей и археологией. Моими руководителями стали небезызвестные Геннадий и Светлана Зданович. После окончания института даже предлагали остаться на кафедре заниматься научной работой. Но пришлось отказаться, потому что я ждал повестку в армию.
— Однако после службы вы все-таки занялись педагогикой, а не научной работой. Почему?
— Да мне нравилось работать с детьми. Еще во время учебы — на практике в школах и в лагерях — получал удовольствие от общения с ребятами. А еще знаете, может, что повлияло? После окончания института мне нужно было устроиться поработать на несколько месяцев — до призыва в Вооруженные силы. Три месяца я был освобожденным секретарем комсомольской организации и вел уроки обществоведения в гимназии № 93 у Александра Гелича. Понравилось очень. Но особенно — как меня тепло и душевно провожали в армию. Никогда не был сентиментальным, но тогда, помню, слезы на глаза наворачивались.

СТАРШЕКЛАССНИЦЫ ВЛЮБЛЯЛИСЬ

— Старшеклассницы-то не влюблялись в молодого, симпатичного, стройного преподавателя?
— Было, — чуть смутился Александр Игоревич.
— Но вы стойко «держали оборону»?
— У меня, между прочим, жена уже была. С ней познакомился еще в университете, она тоже педагог. Наш сын сейчас уже студент ЮУрГУ. А во втором браке у меня две дочери…
— Могу отгадать, кем работает супруга…
— Думаю, не ошибетесь — тоже педагог! Так что это моя судьба.
— У мужчин-педагогов, по-вашему, есть какие-то преимущества перед женщинами-учителями?
— Наверное, более устойчивая нервная система. Женщины все-таки эмоциональны и чаще испытывают перепады настроения. У мужчин же более ровные взаимоотношения с окружающими. Хотя теплоты больше исходит, бесспорно, от женщин. Но вообще-то все индивидуально.
— Александр Игоревич, каким вы хотели стать учителем и получилось ли это?
— Идеалом для меня был отец. Хотя он и не педагог, в жизни многому научил. Ориентируюсь на него даже сейчас. А еще в свое время впечатление произвела «Педагогическая поэма». Наверное, я в этом не оригинален — Макаренко многих увлек своей наукой. И до сих пор повторить его педагогический подвиг никому не удалось. Это феномен. Про своих учителей я уже говорил. Так что было на кого равняться и с кого брать пример. Все ли получилось — судить уже моим ученикам.
— Знаете ли свои прозвища? Школьники всегда дают их учителям и директорам.
— Знаю. Когда только начинал работать, меня прозвали Пьером Безуховым. Это было даже приятно. Потом получил прозвище Кинг-Конг — тогда одноименный фильм был очень популярным, а я ведь высокого роста. А вот когда стал директором, к сожалению, кроме традиционного «дирик» никак больше не называли.

СКУЧАЮ ПО УРОКАМ

— Когда пересели в директорское кресло, скучно не стало?
— Будучи даже директором школы, учительскую работу никогда не бросал. И уроки вел, и секции по баскетболу. Я, собственно, и сейчас продолжаю заниматься педагогикой — преподаю в академии культуры. Если бы времени хватало, то, пожалуй, и в школе еще уроки вел… Так что скучно мне тогда не стало. А вот страшновато сначала немного было. Я ведь стал директором в 27 лет. Коллектив школы большой, работа немного новая — хозяйственная. Но я приобрел административную закалку очень скоро.
— Александр Игоревич, назначение вас на должность начальника управления образования для многих простых челябинцев стало неожиданным. А для вас?
— Я не думал менять место работы, не собирался делать карьеру, тем более по административной линии. Ну, может, только в каких-то смутных мечтах. Всегда ориентируюсь на слова своего отца: «Будешь хорошим учителем — этого достаточно по жизни», «Будешь хорошим директором — этого вполне достаточно». Я никуда никогда сам не уходил, не увольнялся — так получалось, что меня все время переводили. С повышением. Сейчас такая же ситуация сложилась. И я уже убедился, что по большому счету различий между работой директора школы и муниципального чиновника нет. Это то же хозяйство, те же финансы, та же педагогика. Только на другом уровне и в большем масштабе. К тому же меня окружают грамотные специалисты.
— Кардинально менять коллектив управления, чего некоторые так боялись, вы не стали…
— Я стараюсь работать с теми людьми, которые меня окружают. Считаю, что просто за счет смены людей ситуация не улучшится. Вообще педагогическая система образования настолько консервативна, что ухудшить или улучшить ее порой очень трудно. И скоропалительные изменения в ней уж точно не нужны.

ПЕРЕВОРОТЫ НЕ НУЖНЫ

— Что было самым сложным в новой работе?
— Честно скажу — пока никаких колоссальных сложностей не вижу. Может быть, потому что везде нахожу поддержку — начиная от главы города и заканчивая техническими исполнителями. Все с пониманием относятся к нашим проблемам. Все мы взрослые — родители, мамы или папы, бабушки или дедушки — понимаем: образование превыше всего.
— По-вашему, в сфере образования кардинальные перевороты невозможны и не нужны?
— Они просто не должны быть резкими. Кардинально ничего ломать в педагогике нельзя. Это будет просто неосмотрительно. Однако и без перемен не обойтись. Реформирование российской педагогики в последние двадцать лет идет практически беспрерывно. Результат уже есть — как положительный, так и отрицательный. Главная беда всех этих реформ в том, что сначала делаем, а потом обсуждаем, к чему это привело. На мой взгляд, должно быть все иначе. Сначала надо обсудить суть вопроса, в том числе и с общественностью, а потом уже внедрять в жизнь.

P.S. Появились ли какие-либо нововведения в сфере городского образования с приходом нового начальника управления; какие школьные проблемы Челябинск решает в первую очередь; какие вопросы обсуждаются на перспективу — все это тема отдельного разговора. Читателей «Вечернего Челябинска» ждет еще не одна встреча с Александром Кузнецовым.

В ШКОЛЕ № 40 УЧИЛИСЬ:

  • Вячеслав БЫКОВ, двукратный олимпийский чемпион по хоккею;
  • Сергей ЛЕСНИК, серебряный призер чемпионата Европы по гандболу;
  • Ирина МОРГУЛЕС, журналист;
  • Сергей РЕЗВЫЙ, полковник ОМОНа ГУВД Челябинской области и другие.

 

«Знаменитый выпускник» выходит два раза в месяц.
Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Автор рубрики
Светлана ШЛЫКОВА

Тел. 263-06-67
E-mail: svetlana@vecherka.uu.ru