Меню

ПРЕМЬЕРА

03.02.2006 00:00 20 (10408)
Морские миражи Современного человека, даже ребенка, трудно заставить поверить в сказку. Почти невозможно. А челябинскому ТЮЗу уд...


Морские миражи

Современного человека, даже ребенка, трудно заставить поверить в сказку. Почти невозможно. А челябинскому ТЮЗу удалось. Надо было видеть глаза детей и взрослых после премьеры спектакля
«Сны о Русалочке», чтобы признать этот факт.

Светлана СИМАКОВА
Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Такого спектакля в Челябинске еще не было. С первых мгновений и маленькие, и взрослые зрители начинают сомневаться: в театр ли они попали? Скорее, в морскую пучину или по крайней мере в огромный аквариум. Отчетливо не только слышим, но и ощутим плеск воды. Перед глазами проносятся стаи фантастических рыб. А за ними — настоящие русалки. Те самые, что несколько минут назад рассказывали о своих путешествиях к далеким берегам.
На ваших глазах морская пучина поглощает корабль. И вы отказываетесь верить в то, что на имитацию волн ушло 600 квад-ратных метров ткани. Что вздымают эту ткань мощные вентиляторы. Что у русалок волосы из органзы. Вы попадаете в сказку и понимаете, что она реальна. Вот что происходит с «Русалочкой» Андерсена, когда ее в театре ставит художник.
— Сказки Андерсена редко можно увидеть на театральной сцене. Видимо, режиссерам сложно их ставить, — говорит автор идеи художник Антон Сластников. — Мне кажется, я понял, в чем причина. Андерсен писал свои сказки как художник. Его описания сразу рождают визуальные образы, потому что все прописано до мелочей. Художнику такие сказки очень близки.
Интерес Антона Сластникова к постановке спектакля подогрел Вячеслав Полунин, который в передаче на канале «Культура» сказал, что современный зритель больше доверяет глазам, чем словам.
— Вот я и предложил такой спектакль, где минимум слов, много музыки, пластики и хороший видеоряд. Вспомнил, что в детстве любил рассматривать иллюстрации к сказкам больше, чем читать. Особенно когда иллюстрации хорошие. Наш спектакль – это те же иллюстрации, только ожившие. Театральные миражи на темы сказки Андерсена. Фантазийный спектакль.
Собралась команда единомышленников. Антон Сластников стал автором не только идеи, но и декораций, анимации, света. Хореографом-постановщиком согласилась быть известная всем Ольга Пона. Костюмы придумала Елена Сластникова. Музыку, которая заполняет все пространство спектакля, подбирала Анна Розенберг. Актер ТЮЗа Александр Черепанов занимался с исполнителями главных ролей сценической речью. И вы убедитесь, что она особенная, голоса звучат из самой глубины моря. Огромная работа была проделана специалистом видео-арта Филиппом Журавлевым.
Благодаря этим людям мы оторвались от грешной земли и уплыли в море. В отличие от исполнительниц главной роли без особых усилий. А вот Екатерина Филимонова чуть не утонула, чтобы заставить нас поверить в реальность своей Русалочки. Еще летом Антон Сластников увидел, как органза ведет себя в воде, и решил снимать сцену спасения принца Русалочкой в бассейне. Мы видим итог на почти прозрачном экране.
— В костюме и парике я нырнула в бассейн, — рассказывает Катя. – Они, конечно же, намокли и, как камень на шее, стали тянуть меня на дно. Мне нужно принца поднимать на поверхность, а парик тянет вниз. Я испугалась, нахлебалась воды и стала тонуть сама. По-настоящему. В этот момент все, как назло, отвлеклись. Меня спас принц. Вытащил из воды. Истерика прошла только под горячим душем.
И все же сцену сняли. И она для зрителей стала последней каплей, заставившей поверить в реальность сказки. После премьеры к Екатерине Филимоновой за кулисы пришла маленькая девочка…
— Она ничего не говорила, смотрела на меня во все глаза. А я готова была расплакаться, поняв, что эта кроха поверила в сказку. За один такой детский взгляд, наверное, все можно отдать.