Меню

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА-2006

03.02.2006 00:00 20 (10408)
Традиционный смотр-конкурс по безопасности дорожного движения «Зеленая волна» в этом году на страницах «Вечернего Челябинска» публикуется в 27-й раз. Но, несмотря на то что дата эта не круглая, кон...


Традиционный смотр-конкурс по безопасности дорожного движения «Зеленая волна» в этом году на страницах «Вечернего Челябинска» публикуется в 27-й раз. Но, несмотря на то что дата эта не круглая, конкурс наш все равно юбилейный, так как посвящен 70-летию образования госавтоинспекции. Поэтому все задания мы решили связать с историей безопасности движения. Тема первого тура: проезд регулируемых перекрестков. И здесь мы никак не обойдемся без всем хорошо знакомого регулировщика движения — светофора.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ЛУЧШЕ

Рассказывает начальник отделения пропаганды ГИБДД г. Челябинска подполковник милиции Вячеслав АНОШИН.
— Вячеслав Дмитриевич, когда появился первый светофор?
— Еще до появления дорожных знаков и правил дорожного движения на оживленных перекрестках некоторых крупных городов мира возникла потребность в регулировании движения конных экипажей, первых автомобилей и пешеходов. Чаще всего это делал регулировщик-полицейский. Он вполне справлялся со своими обязанностями, но возникло много неудобств, связанных, в частности, с погодно-климатическими условиями. Человеку приходилось стоять на перекрестке в дождь и в снег, в жару и в холод.
В 1868 году в Лондоне на площади у здания английского парламента был установлен светофор конструкции Найта. Смена неосвещенных раскрашенных сигналов осуществлялась при помощи системы приводных ремней. Чтобы сигналы были лучше видны в ночное время и при плохой погоде, светофор усовершенствовали. Установили фонарь с газовыми трубками, перед которыми менялось то красное, то зеленое стекло. Первый светофор просуществовал недолго. Из-за несовершенной конструкции газовый фонарь взорвался, при этом погиб дежуривший около него полицейский. После этого трагического события о светофоре на полвека забыли.
В 1914 году в американском городе Кливленде и чуть позже в Нью-Йорке и Чикаго появляются первые электрические светофоры. Вначале они имели всего два сигнала: красный и зеленый. Вместо желтого полицейский давал предупредительный продолжительный свисток. С 1918 года светофор становится трехцветным, и его начинают применять для регулирования движения транспорта и пешеходов в Европе.
— Когда первые светофоры появились в нашей стране?
— В Петербурге и Москве в 1911 году установили светофоры, которые напоминали часы. По кругу, раскрашенному в красный, желтый и зеленый цвета, поворачивалась стрелка. Когда регулировщик переводил ее на зеленое поле, это означало, что путь свободен, можно ехать.
В советские времена первый светофор зажегся в Москве в 1924 году на пересечении Кузнецкого моста и Петровки. Это был стрельчатый светофор немецкой фирмы «АЭГ». Плавная смена сигналов при перемещении стрелки помогала пешеходам и другим участникам движения согласовывать свои действия.
— А в Челябинске?..
— А в Челябинске первый светофор появился в 1938 году. Газета «Челябинский рабочий» 25 января сообщила: «Рост населения и городской транспорт в Челябинске требуют постоянного тщательного регулирования уличного движения. До сих пор на многих улицах города движение автомобилей, трамваев, экипажей и пешеходов регулируется постовыми милиционерами. Этого, конечно, было недостаточно и не обеспечивало полной безопасности движения.
Президиум городского совета обязал горкомхоз установить на главных магистральных улицах электросветофоры, которые будут автоматически регулировать уличное движение днем и ночью. Электросветофоры установлены на перекрестках улиц Кирова и Труда, Кирова и Спартака, Карла Маркса и Цвиллинга, Цвиллинга и Спартака...»
Из воспоминаний первого начальника отделения организации движения Николая Васильевича Колющенко следует, что в послевоенные годы в Челябинске насчитывалось всего пять светофоров. Управление первыми светофорами было ручным, через контроллер. Эту работу выполнял дивизион РУД. Регулировщик сидел в будочке и управлял движением.
В 50-е годы по инициативе Челябинска в Риге было заказано 10 светофоров совершенно иной конструкции. Постепенно налаживались связи и с местными предприятиями. С АМЗ и радиозаводом были заключены договоры о поставках реле времени, выпускаемых этими предприятиями.
На улицах стала наноситься разметка. На подводу устанавливался бак с краской, садился мастер с кисточкой. Трудоемкая и некачественная работа.
Кроме краски в то время стали применять кнопочные переходы (круглые алюминиевые кнопки забивались в асфальт). В этот же период появились ограждения. Делали их литыми, с шарами. Устанавливали «островки безопасности», на них стояли световые указатели: «жди — иди»…
— Почему для светофорного регулирования были выбраны именно такие цвета: зеленый — разрешающий, желтый — предупреждающий, красный — запрещающий?
— Связано это с тем, что лучи света разных цветов по-разному распространяются в атмосфере. Лучше всего красный и оранжевый. Даже в темное время суток и туманную погоду они видны на значительном расстоянии, что особенно важно для запрещающего сигнала. Желтый свет распространяется хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен и наиболее подходит для предупреждающего сигнала. А разрешающий сигнал светофора может быть и зеленым — как менее важный…
Однако не всегда эти цвета были в такой последовательности. В первое время сверху располагался зеленый сигнал, но потом было решено, что для лучшей видимости сверху должен размещаться красный сигнал, как наиболее важный. Теперь сигналы всегда следуют согласно международной конвенции в этом порядке…
— Улицы современных городов, в том числе и Челябинска, невозможно представить без электронных регулировщиков…
— В соответствии с городской целевой программой в минувшем году построено и реконструировано 14 светофорных объектов. Появились светофоры (на пересечении проспекта Ленина со Свердловским и на перекрестке улиц Кирова и Тимирязева) с обратным отсчетом времени для пешеходов. Горожане уже привыкли к тому, что на самых оживленных перекрестках при смене сигналов светофора для всех направлений буквально на мгновение загорается красный свет. Это тоже сделано для того, чтобы не было конфликтов между участниками пересекающихся направлений движения. Все больше и больше на улицах нашего города появляется светодиодных светофоров, которые ярко светят в любую погоду.
Хотелось бы, чтобы и горожане внимательно присматривались к сигналам светофоров и никогда не пренебрегали правилами безопасности.


Регулировщица 50-х годов Зинаида Галицкая.

Подготовила Л.ДАУШЕВА.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
ТУР I

Задача № 1

Обязаны ли вы снизить скорость или остановиться, чтобы уступить дорогу водителю автомашины «А»? Вы управляете автомашиной «Я», собираетесь развернуться.
1. Обязан.
2. Не обязан, так как только проехал на зеленый сигнал светофора.

Задача № 2

Должен ли водитель автомашины «Я», совершающий левый поворот на зеленый сигнал светофора, сбавить скорость или даже остановиться, чтобы пропустить пешехода, переходящего проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал пешеходного светофора?
1. Не обязан.
2. На свое усмотрение.
3. Обязан.

Задача № 3

Должен ли водитель автомашины «Я» при проезде перекрестка уступить дорогу трамваям?
1. Обязан обоим трамваям.
2. Обязан только трамваю Т1.
3. Обязан только трамваю Т2.
4. Не обязан уступать дорогу трамваям.

Задача № 4

Кому обязан уступить дорогу водитель «Я» в случае проезда перекрестка в прямом направлении?
1. Только спецмашине с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
2. Только спецмашине и трамваю Т3.
3. Только всем трамваям.
4. Водитель не обязан уступать дорогу никому из указанных транспортных средств.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ТУРА ПРОСИМ ПРИСЫЛАТЬ
ДО 16 ФЕВРАЛЯ ПО АДРЕСУ:

г. Челябинск, ул. Гончаренко, 99,
ГИБДД УВД г. Челябинска, к. 604,
на конкурс «ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА-2006».
Не забудьте указать имя, фамилию, место работы или учебы, свой адрес,
телефон и категорию, в которой вы собираетесь принять участие
в конкурсе — «ВОДИТЕЛЬ» или «ПЕШЕХОД».

Победителей ждут призы, но главный приз —
умение правильно ориентироваться в сложных дорожных ситуациях — получит каждый.

Теоретический этап конкурса ведет
внештатный сотрудник Челябинской
госавтоинспекции Владимир ОСИПОВ.