Меню

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

02.02.2006 00:00 19 (10407)
МОРОЗ С СУВОРОВЫМ НЕ СТРАШЕН Даже в пик рождественских морозов в Челябинской картинной галерее было полно народу. Давно такого не видела. В декабре здес...


МОРОЗ С СУВОРОВЫМ НЕ СТРАШЕН

Даже в пик рождественских морозов в Челябинской картинной галерее было полно народу. Давно такого не видела. В декабре здесь открылась выставка из коллекции Государственного Русского музея. И потянулся народ к прекрасному. Самое удивительное:
из Магнитогорска только что прибыли два автобуса с детьми. Родители не побоялись отпустить своих чад в дальний путь. Хотя на термометрах — под минус тридцать. Вот что наделала выставка шедевров из Русского музея. Она заставила многих вспомнить, что в Челябинске есть картинная галерея, что живое искусство не заменят никакие художественные альбомы, что прикосновение к нему пробуждает в нас нечто особенное. Человеческое.

Светлана СИМАКОВА
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА

СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ

«Творческий оргазм!» Так написали в книге отзывов два юных друга. Мальчишки, по словам смотрительницы верхнего зала галереи, разглядывали холсты с серьезностью профессионалов. Но когда подошли к столику с традиционным музейным фолиантом для записей, снова превратились в школьников. Долго шептались и хихикали, а потом оставили это короткое резюме.
Их сверстница, но далекая от искусства молодая особа, была расточительнее в словах: «Я в таком искусстве ни фига не понимаю. Но даже мне — полному «чайнику» — понравились некоторые работы».
А Надежде Константиновне, которой недавно исполнилось 80 лет, картины русских мастеров прошлых столетий помогли забыть об одиночестве: «У меня нет семьи… и я очень благодарна вам, что увидела эти картины».
— В этом и есть сила искусства. Сила музея. Люди приходят увидеть и понять в себе нечто важное для их существования, — делает вывод искусствовед Галина ТРИФОНОВА. — Рядом со старыми картинами человек невольно возвращается к своему «я», избавляется от ограничений нашего бытия, обретает свободу. Часто после экскурсии люди говорят, что с ними что-то необычное произошло. Искусство — явление более глубокое, чем психотерапия.

ЗАЧЕМ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА?

Предполагалось, что выставка Русского музея продлится в Челябинске до середины февраля. Однако с первых дней стало ясно — сроки надо продлять. Поток посетителей был огромен. Люди боялись, что не смогут попасть в галерею в дни новогодних каникул, и не хотели откладывать встречу с коллекцией из Петербурга на потом. Сотрудники нашего музея искусств еще до Нового года провели переговоры с Русским музеем о продлении выставки до конца февраля. И получили согласие.
— Мы этому рады, — продолжает Галина Трифонова. — Приезд выставки из столичного музея — встряска для любого музея в России. Это самое лучшее, что может произойти. Ведь такая экспозиция — настоящий духовный памятник, она очень верно продумана. Ее делали высочайшие специалисты и патриоты национального искусства. И вот результат — в музей приходят люди, которые очень давно у нас не были или не были вообще никогда. Некоторые посещают выставку не один раз. Огромное удовольствие смотреть на людей со стороны, как вглядываются они в каждое полотно, как вступают в контакт с ним и просветляется их взгляд.
Бабушка Елена Ивановна привела на выставку семилетнего внука:
— Я хочу, чтобы он, помимо беганья, еще и к прекрасному приобщался, к хорошему, духовному. Узнала, что Русский музей привез картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы», вот и привела его посмотреть. Он удивлен, конечно, ошеломлен, спрашивает меня: «Бабушка, наверное, очень трудно было нарисовать такую большую картину?»

ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Со дня открытия выставки в картинной галерее побывало уже более 21 тысячи южноуральцев. Поток посетителей был особенно велик в первый месяц. Каждый день сюда приходили до 1000 человек.
— Люди в музей идут и идут, как только он открывается в 10 часов утра, — говорит Галина Трифонова. — Я внутренне завидую Русскому музею — там людской поток никогда не прекращается. А ведь наш музей тоже обладает прекрасными коллекциями. Поэтому, рассказывая о выставке Русского музея, не могу удержаться и все время провожу параллели с нашей коллекцией, чтобы заинтересовать людей.
Сотрудники музея вспоминают, что в недалекие доперестроечные времена интерес к нашей картинной галерее был тоже достаточно высок. На выставки известных челябинских художников приходило до четырех тысяч человек за месяц. И радуются, что выставка Русского музея вновь пробудила интерес к искусству у жителей Челябинска и области.
В субботу и воскресенье в галерее объявлены экскурсии для индивидуальных посетителей. А на неделе — организованные экскурсии по заявкам. В день сотрудники музея проводят по 10 — 12 экскурсий.
— Нагрузка огромная, — говорит искусствовед Людмила Тарасова. — Но мы испытываем радость и только радость от работы. Обилие посетителей так вдохновляет!
Они такие разные, эти посетители. Одних можно назвать знатоками живописи. Другие вообще впервые видят «живое» искусство. Но искусствоведы буквально с первых минут понимают, в каком ключе надо вести экскурсию.
— Чтобы сосредоточить внимание детей, мы ведем с ними диалог, — улыбается Людмила Тарасова. — Как только я начинаю задавать им вопросы, их глаза загораются любопытством.
— Дело в том, что русская живопись XIX и начала XX века — это реализм, — продолжает Галина Трифонова. — Это близко не только знатокам искусства, но и обычным зрителям. Знания об этих художниках в них закладывались с детства. И здесь зрители только глубже погружаются в полотно, в сюжет. Большинство из них расположено слушать нас и открывать новое. Редко вижу отторжение.

ДВЕРЬ В ИСТОРИЮ

А вот настоящий знаток живописи, профессиональный художник Виктор Козейчик побывал на выставке уже несколько раз:
— Многие вещи из запасников Русского музея, и я увидел их впервые. Что-то стало для меня открытием. Но даже знаменитые работы русских живописцев открываю для себя заново. Живое полотно перед глазами — это сочность красок, явь каждого мазка. Мои глаза сами находят все новые и новые подробности. А еще меня впервые так поразила картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Причем поразила, когда я увидел ее через проем двери, из прихожей картинной галереи. Видимо, из этой точки я сумел всю ее охватить взглядом. К тому же я был еще за порогом залов выставки, и мной владело ожидание таинства.
Огромное полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы», как и ожидалось, вызывает у посетителей особый интерес. Возле него многие стоят по десять и более минут. Видимо, начинают ощущать себя участниками происходящего. Купаются в этом полотне. Недаром искусствоведы утверждают, что этот художник великолепно понимал историю. Для него история была драмой души.
— Давно хотела увидеть эту картину, — говорит десятиклассница Аня из Магнитогорска. — Поэтому мороз меня нисколько не испугал. И родители не были против. Мне очень понравилась наша галерея. Я здесь еще ни разу не была. А теперь уговорю родителей приезжать сюда чаще.
— Я занимаюсь в художественной школе, но никогда не была на таких выставках и в таких музеях. Для меня это открытие, — с восторгом добавляет Таня Назарова. Она тоже из Магнитогорска.

ХОРОШИЙ ЗНАК

У студентов второго курса искусствоведческого отделения ЮУрГУ сегодня свои задачи — прямо на выставке они сдают зачет. Каждый выбрал картину для анализа. Возле картины Саврасова «Весенний вечер. Ольха цветет» постепенно вырастает толпа неорганизованных посетителей. Люди разного возраста с неподдельным интересом слушают студентку. Скромный пейзаж становится родным и понятным. Будущий искусствовед различила в этом пейзаже два мира. С одной стороны, реальная жизнь — избенки, деревня. С другой — церковь, значит, там может быть кладбище, иной мир. А в центре — дорожка, по которой движется человеческая фигурка. И река — символ вечности. И ольха, на которую слетаются птицы. Весна, вновь пробуждается жизнь. Все бесконечно, все движется по спирали.
Старушка слушает, качает головой:
— И ведь все правда. Придумать такого нельзя.
Вот так открывают для себя челябинцы глубокий смысл русской живописи.
— Мы не замечаем многого, — вздыхает Галина Трифонова. — А искусство заставляет нас остановиться и подумать. Одна такая выставка в год — хороший знак для музея, как наш. Это расширение пространства. К большим выставкам всегда вспыхивает интерес.
Приходили на выставку и итальянцы, гастролировавшие в декабре в театре оперы и балета. И школьники из Германии, приехавшие в Челябинск по обмену. Сильные морозы все-таки спугнули некоторых. Но в эти дни в галерею вновь каждую минуту звонят преподаватели, хотят детей привезти. Сотрудники музея снова задумались: а не продлить ли выставку до середины марта?