Меню

ЭКСКЛЮЗИВ «ВЧ»

31.01.2006 00:00 17 (10405)
ДЖАЗ КОСТРОВЫХ ПЕСЕН Что будет, если авторскую песню скрестить с джазом? Получится ноу-хау, способное удивить бывалых меломанов. Популярные костровые песни в джазовой обработке...


ДЖАЗ КОСТРОВЫХ ПЕСЕН

Что будет, если авторскую песню скрестить с джазом? Получится ноу-хау, способное удивить бывалых меломанов. Популярные костровые песни в джазовой обработке звучат свежо и ново. «Гибрид» наших знаменитых земляков уже покорил Москву. В гостях у редакции изобретатель нового музыкального направления Анатолий КРОЛЛ.

Татьяна СТРОГАНОВА,
www.qpi.ru/stroganova
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА

НЕОЖИДАННЫЙ АЛЬЯНС

Лауреатом премии «Светлое прошлое» он стал два года назад. Тогда и познакомился с Олегом Митяевым. Джазмен, композитор и дирижер Анатолий Кролл к жанру авторской песни всегда относился достаточно спокойно. Ему это нравилось, но он не был ни знатоком, ни уж тем более фанатом. Между тем из всех популярных жанров выделял именно авторскую песню.
Знакомство с Олегом Митяевым внимание на этом жанре несколько сконцентрировало. На первой церемонии «Светлого прошлого» Анатолий Ошерович впервые услышал его пение в неформальной обстановке. Митяев ему приглянулся и как человек. Нестереотипный, очень добрый, активный и общительный.
— В Москве немало вертких, коммуникабельных людей, — рассказывает популярный джазмен. — Может быть, даже больше, чем надо. Но Олег не приобрел вульгарной рамки, он не лезет в душу через пять минут после знакомства. Общаться с ним комфортно. Отсюда такое колоссальное количество друзей. Он дружен с людьми, которых я уважаю. В их числе и Петр Ефимович Тодоровский, и очень много других выдающихся имен. Вот компания, в которой он существует. Да и сама инициатива «Светлого прошлого»… У другого человека реализовать эту идею просто бы не получилось.

ТЕПЛОКРОВНОЕ ИСКУССТВО

После знакомства с песнями Митяева этот жанр стал Кроллу ближе. И вот не так давно Олег позвонил ему с неожиданным предложением: «В концертном зале «Россия» мы организуем вечер памяти Визбора. Не хотели бы принять участие? Очень просим». Кролл удивился: «В каком качестве? Джаз — совершенно иной жанр». И все же Олег прислал материал и попросил послушать: «Может, что-то захотите сыграть...» Получилось попурри из нескольких песен Визбора. Реакция на выступление джазмена была невероятная, неожиданная, восторженная. Зрители были застигнуты врасплох. Популярные костровые песни в джазовой обработке — это ведь совершенно новый жанр.
Синтез джаза и авторской песни — ноу-хау. Прежде этого не было нигде и никогда. Но ничего удивительного в таком альянсе Анатолий Ошерович не видит.
— Оба этих музыкальных направления «теплокровные». Джаз, на мой взгляд, — один из самых органичных видов музыкального искусства. Ему импонирует все, что человечно. А авторская песня — образец этой самой человечности. В особенности то, что сочиняет и исполняет Олег Митяев. Не вижу никакой случайности в его популярности. Многие люди достигают ее некоторыми своими качествами: верткостью, умением влезть в какие-то проекты. Или просто их популярность кто-то оплачивает (никакого секрета в этом нет). Олег же в этом плане удивительный человек. Во-первых, он самопродюсер. Качество очень редкое. Сам сумел взойти на достаточно высокий уровень популярности. И популярность эта абсолютно заслуженная. Я бы хотел ему пожелать в следующие 50 лет жизни не потерять ничего из того, что было, и приобрести не меньше того, что он уже приобрел.

«СЫГРАТЬ МОТИВЧИК — НЕ РАБОТА»

Следом от Митяева поступило еще одно предложение: «19 февраля у меня будет юбилейный вечер во Дворце съездов. Очень бы хотел, чтобы вы посмотрели мой материал…» Кролла не пришлось долго уговаривать.
— Песни Олега поет вся Москва, вся Россия. Удивительно добрые, умные, сердечные песни, а главное — музыкальные, — комментирует маэстро. — Вообще бардовский жанр не изобилует качественной музыкой. Чаще всего она существует как фон для произнесения текстов. Даже песни Визбора иногда грешат некой цитированностью, ассоциативностью. Осознаешь иногда, что ты эти музыкальные нюансы уже где-то слышал. У Олега музыка выше сортом, на мой взгляд. Я выбрал для себя несколько вещей. Сейчас в Москве окончательно определимся на этот счет. А еще Митяев хочет, чтобы одна из его песен в моей аранжировке звучала на его юбилейном диске. Здесь же, кстати, будут представлены версии его песен, записанные популярными исполнителями. Словом, мы с Олегом вошли в тесный дружеский и творческий контакт.
Очень сложно выбрать для юбилейного вечера самые главные митяевские песни из тех сотен, которые им записаны. Он вообще удивительно плодовитый автор. И все же надо будет выбрать не более трех-четырех песен. Для единовременного исполнения в концерте больше просто невозможно сыграть. Номер получится слишком грузный. А уж юбилейный концерт тем более должен носить поздравительный характер.
— Выбрать из хорошего лучшее — задача непростая, — продолжает Анатолий Кролл. — Не на качество буду ориентироваться, а на возможность интерпретации знакомой мелодии в жанре, который я представляю. Просто сыграть мотивчик — это не творческая работа.
Музыкальное взаимодействие Кролла и Митяева только начинается. Не исключено, что в ближайшем будущем они придумают новые совместные концертные акции, где каждый представит свой жанр. Возможны очень неожиданные и интересные вещи. Хочется верить, что зрителей ждут приятные сюрпризы.

АКТИВНАЯ ФАЗА

— Мне уже далеко не двадцать и не тридцать, — улыбается наш герой. — Однако нахожусь в активной фазе своей деятельности, которая распространяется на огромное количество направлений. Я бы не хотел потерять ничего из того, чем занимаюсь. И не важно: меркантильная эта работа или общественная. Для меня главное — чтоб душа вибрировала. Много времени сейчас уделяю молодежи. Уже несколько лет работаю в Российской академии музыки имени Гнесиных, возглавляю оркестровый класс на кафедре эстрадно-джазовой музыки. Поражен количеством потрясающе талантливых людей, появившихся на звездном горизонте совсем недавно. Мы, джазмены, вообще думали, что на нас жанр закончится. Оказывается, на подходе замечательная молодежь. Наверное, это все не случайно. Есть интересные педагоги, профессора.
Анатолия Кролла в академию Гнесиных убеждали прийти работать несколько лет. Но заниматься педагогикой не хотелось. Он ведь практик. Вся жизнь — и композиторская, и дирижерская — связана с реальной концертной деятельностью, с кинематографом. Но все-таки принял решение попробовать. И не пожалел. Создал уникальный оркестр «Академик-бэнд», в составе которого талантливые ребята 18 — 20 лет. Оркестр этот считается сегодня лучшим в России. Востребован больше, чем какой-либо другой. С августа по декабрь молодые музыканты под руководством Кролла сыграли десять (!) международных джазовых фестивалей. Такого нет в биографии ни одного профессионального коллектива.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВЕНЦА

Помимо этого существует ансамбль импровизационной музыки — квартет, с которым Кролл объездил полмира. А еще он продолжает заниматься кино. Кстати, в эти дни заканчивается реставрация фильма «Мы из джаза». Это их первенец с Карэном Шахназаровым (всего семь совместных картин).
— Делаем стереоверсию фильма, переписали практически всю музыку с Ларисочкой Долиной, с которой по сей день часто работаем на одной сцене, — рассказывает гость редакции. — Сейчас готовим большую программу с моими коллективами. Если прибавить ко всему этому бесчисленные гастроли, концерты, мастер-классы, семинары и симпозиумы, которые я провожу по проблемам джаза, то получится… огромная жизнь! Для меня это все дорого. С удовольствием приезжаю в Челябинск, поскольку это мой родной город. Радостно, что Челябинск меня наконец востребовал, выгнав много лет назад. Все к лучшему. Иначе я бы не реализовал себя в том виде музыки, которая в те времена была не нужна. Здесь особо активно занимались изгнанием буржуазного музыкального искусства. Это удалось. Но я всю жизнь шел к своей цели. Вот только дойти невозможно. Потому что хочется все время большего и цель отодвигается все дальше.

ГОТОВ БЕСКОНЕЧНО СЛУЖИТЬ…

Единственное, от чего наш герой сознательно отказался, это от участия в эстрадно-попсовой жизни. Чем дальше уходит от музыки наша эстрада, тем менее она ему интересна. Многие малоприятные процессы доводилось наблюдать, не только музыки касающиеся, но и нравственности. Нивелируется порядочность, размывается определение слова «талант». Нынче ведь талантлив тот, кого назначат быть талантливым, кому это оплатят…
— Ну и, конечно, я никогда не пойму, как можно сделать за три месяца звезду на фабрике, — продолжает тему Анатолий Ошерович. — Знаю, как сегодня звучит наш эфир. Знаю, какими электронными средствами это достигается. Когда с Долиной выхожу на сцену Кремлевского Дворца съездов (представляете масштабы этого зала?) и она поет сорок минут с симфоническим оркестром, потом со мной, а затем с биг-бэндом Игоря Бутмана живьем, понимаю, что это искусство, мастерство высочайшее! Этому я готов служить безоговорочно и бесконечно. Но делить себя с той мишурой, которой сейчас немало, не хочу и не буду. Хотя всю жизнь руководил эстрадными коллективами, где присутствовали и конферанс, и эстрадно-спортивные жанры.

ЗЕМЛЯКАМ — ЗЕЛЕНАЯ ДОРОГА

В последнее время джаз набирает обороты. Наш знаменитый земляк возглавляет комиссию джазовой музыки Союза композиторов России. При ней работает мощнейший аналитический центр, где прослушивается много новой музыки, новых авторов. Между тем у Кролла появилось еще одно детище — международный фестиваль «Российские звезды мирового джаза», который он проводит в Москве. Кстати, в прошлом году восемь дней на этом фестивале выступал «Уральский диксиленд».
— Некая патриотичность по отношению к Челябинску здесь, конечно, проявилась, — признается джазмен. — Я считаю, что коллектив это заслужил. Я открыл его для Москвы. В конце марта ребята опять будут играть у меня на фестивале. Есть желание показать лучшее из того, что есть в российском джазе. Причем не без участия иностранных исполнителей с российским происхождением. На весеннем фестивале будут играть наши звезды из Германии, США, Австрии, Франции и, конечно, все самые лучшие российские коллективы. Фестиваль этого года мы посвящаем юбилею Олега Лундстрема, которого, к сожалению, недавно потеряли.

ИНСТРУМЕНТ НА ДВУХ НОГАХ

Кролла попросили патронировать и челябинский джазовый фестиваль. В этом году его планируют провести по-особому.
— Будет много молодежи. Прошлые фестивали в основном состояли из одних и тех же очень громких имен. Тасовалась колода из пяти карт, в результате некоторые карты уже немного затерлись. Не хочу ничего обидного сказать в адрес моих известных коллег. Но если мы не перебросим мостик от сегодняшнего дня к завтрашнему, то это будет просчет. Я привезу в Челябинск большое количество суперталантливых и звездных молодых музыкантов. Приедет уникальный ансамбль с Украины «Додж», обладатель гран-при международного джазового фестиваля. Удивительные ребята, необычный состав. Достаточно сказать, что в качестве инструмента в этом ансамбле присутствует… степист. Это уже сенсация.
А еще приедет сборная бригада из академии Гнесиных, где будут только суперлауреаты. Хочется верить, что Челябинск радушно встретит этих молодых ребят. Как и в прошлом году, с огромным интересом город встретил оркестр под управлением Кролла. Впечатление коллектив произвел невероятное. Зал, стоя, аплодировал несколько минут.
— Хотим, чтоб фестиваль вышел на новый уровень, — резюмирует наш гость. — На днях состоялась встреча с министром культуры Челябинской области Владимиром Макаровым. Мы вместе с директором фестиваля Игорем Бурко получили полную поддержку. Задействован будет весь город. Вип-площадка — в театре драмы, несколько сцен планируем установить на Кировке. Соберется огромное количество исполнителей. Словом, челябинцев ждет настоящий музыкальный фейерверк. Увидимся на джазовом гулянии.