Меню

ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

26.01.2006 00:00 123 (10402)
Владимир Мякуш: «В новом ЗСО не будем ссориться» Сегодня состоится заседание Законодательного собрания области четвертого созыва. Депутат...


Владимир Мякуш:
«В новом ЗСО не будем ссориться»

Сегодня состоится заседание Законодательного собрания области четвертого созыва. Депутаты должны окончательно определиться со структурой южноуральского парламента, избрать заместителей председателя ЗСО, руководителей профильных комитетов. В Интернете уже выдвигаются самые различные версии на этот счет. Пока известна фамилия только спикера — своим председателем Владимира Мякуша депутаты избрали 30 декабря, после чего разошлись на новогодние каникулы. Сразу после праздников наступил так называемый консультационный период — парламентарии выбирают комитеты, в которых они намерены работать до 2010 года. Нынешнее ЗСО впервые избрано по новой схеме — половина по одномандатным округам, остальные по партийным спискам. Региональный парламент сейчас напоминает Госдуму в миниатюре. О том, какой будет работа нового ЗСО, что для депутатов самое важное, возможно ли создание оппозиции, а также о погоде и о рыбалке мы беседуем со спикером ЗСО Владимиром Мякушем.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»
Владимир Викторович Мякуш
Родился в 1948 году в селе Митрофановском. Окончил Челябинское ГПТУ-43, работал электрослесарем на комбинате строительных материалов и изделий треста «Челябметаллургстрой». После службы в армии вернулся на комбинат. Продолжил образование в вечернем строительном техникуме, потом в Челябинском политехническом институте. Был избран секретарем комитета ВЛКСМ треста. Затем — заместитель начальника управления, председатель профсоюзного комитета объединения, заместитель начальника объединения ЧМС. В 1992 году избран генеральным директором АО «Сфера ЧМС». В связи с избранием первым заместителем председателя Законодательного собрания оставил пост генерального директора. В июне 2005 года возглавил Законодательное собрание. Секретарь регионального отделения партии «Единая Россия».
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «За воинскую доблесть». Женат, имеет троих детей, троих внуков.

Дина ИЛЬИНА
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА

Наш разговор состоялся в один из морозных дней, когда ртутный столбик термометра упорно не поднимался выше тридцати градусов холода.
— Владимир Викторович, вы помните такие морозы?
— Я когда в армии служил, в Иркутской области, так там температура упала до минус 45! А нас вывели на зарядку. Думал, не выживу, но справился! В Челябинске такие морозы, свыше 40 градусов, грянули в новогоднюю ночь с 1978 на 1979 год. Эту жуткую стужу до сих пор помнят, тогда было много обмороженных.
— Все знают, что нужно делать, чтобы не замерзнуть на улице: теплее одеваться, подолгу не ходить, детей дома запереть. Население больше волнуется по поводу коммуналки. Вот опять в Металлургическом районе проблемы. Десятки жилых домов, детская поликлиника по улице 50 лет ВЛКСМ несколько дней оставались без тепла. Почему это району так не везет?
— Основная часть жилого сектора района строилась в пятидесятых-шестидесятых годах. То есть домам уже почти полвека и строили их очень быстро. Гораздо быстрее, чем развивалась инфраструктура. В итоге весь район находится в зависимости от меткомбината. Еще в конце восьмидесятых годов построили новую теплоцентраль (ТЭЦ-3). А потом заложили отвод от ТЭЦ в сторону Металлургического района. Но потом в стране сменилась общественно-политическая формация и этот проект забросили. Осенью, когда на ЧМК произошла авария, огромный жилой сектор остался без воды. Тогда я подготовил предложения губернатору о том, чтобы все-таки сделать отвод от ТЭЦ-3. Петр Иванович поддержал. Меня этот вопрос особенно волнует, потому что я депутат от Металлургического округа.
— Кстати, на днях губернатор подписал специальное распоряжение относительно Металлургического района.
— Речь идет о выделении пяти миллионов рублей из областного бюджета на проведение работ по комплектации оборудования трансформаторной подстанции и прокладке высоковольтного кабеля для пуска центрального теплого пункта в районе. Это тоже было моим предложением. Надо запустить центральный теплый пункт поселка Молодежный, что должно улучшить теплоснабжение близлежащих домов и в целом всего района. Его строят два года, потрачено уже более тринадцати миллионов рублей. Но денег не хватало. Надеюсь, что сейчас дело пойдет быстрее и уже к середине марта работы завершатся. И все же этого мало, надо решать вопрос более глобально.
— ЖКХ — это вообще глобальная проблема!
— Думаю, что это будет главной проблемой и в наступившем году. И не только износ теплосетей, но и тарифная политика. Тем более что ЖКХ — это часть одного из национальных проектов — доступного жилья.
— А вы, кстати, какой из нацпроектов считаете самым приоритетным: образование, жилье, здравоохранение или сельское хозяйство?
— Они все приоритетные, потому что взаимосвязаны. И ни одному из них нельзя отдать предпочтение, как нельзя их и разделить.
— Но где взять деньги? Каждый из четырех проектов требует огромных вложений. Вот, например, в сфере здравоохранения. Вроде как решен вопрос
о зарплате участковых врачей.
А как быть с другими медиками?
— Будем искать средства. Да, сейчас складывается непростая ситуация с зарплатой медиков. Участковые врачи будут получать гораздо больше, чем профильные специалисты. Мы сможем изыскать средства, чтобы повысить остальным специалистам зарплату на
30 процентов. Но опять же уровня зарплаты участковых не достигнем. Я за то, чтобы наши медики получали одинаково БОЛЬШУЮ зарплату. Надо искать деньги.
— А вообще это правильно: обозначать фантастические цели, вроде нацпроектов, а потом оставлять регионы один на один с этими целями?
— Не такие уж эти цели и фантастические. Вполне реальные. Президент никогда не ставит нереальных задач.
— Но ВВП мы так и не удвоили.
— Зато движемся к этому. И с национальными проектами постараемся справиться. Конечно, придется выбивать деньги в федеральном центре...
— Вот! Это слово — «выбивать»! Извечная борьба за федеральные субсидии.
— Это просто слово такое привычное (смеется). Можно сказать и по-другому — вести переговоры. Но вообще-то особо на федеральные средства рассчитывать не приходится. Так, в нынешнем году для регионов зарезервировано 169 миллиардов рублей. В среднем на каждый субъект федерации придется по два миллиарда. А если учесть, что дотационные регионы получат больше, чем «доноры», то нашей области достанется и того меньше. Поэтому надо полагаться на себя. Уже решено: в этом году на реализацию национальных проектов из областного бюджета будет выделено три миллиарда рублей.
— Чтобы реализовать нацпроекты, нужны не только деньги, но и стабильность. В том числе и во властных структурах. В новый год мы вступили с новым Законодательным собранием. Впервые депутатский корпус избран по смешанной схеме — половина по партийным спискам, половина по округам. Депутатами стали те, кто никогда бы не смог одержать победу в одномандатных округах. И стали лишь потому, что партия, в которую они вступили, преодолела пятипроцентный барьер. Каково будет работать с новым депутатским корпусом? Вы еще не консультировались с коллегами из других регионов, тех, где уже есть опыт работы парламента, избранного по смешанной схеме?
— И консультироваться не надо, так все видно! В соседней, Свердловской области уже давно такой парламент. И постоянные скандалы — то нужного кворума набрать не могут, то закон никак не примут, то на заседании думы все переругаются. Я надеюсь, что у нас будет иначе. Наша, Челябинская область, между прочим, является примером стабильности. У нас ЗСО работает слаженно. Это одно из главных достоинств нашего региона. Потому что прежде всего думают о деле, а уж потом о собственных амбициях, что позволяет избежать хаоса и неразберихи. В новом составе депутаты также сумеют найти общий язык. И потом, следующие выборы в региональный парламент будут проходить только по партийным спискам.
— А в нынешнем составе реально создание оппозиционной фракции? Как вы к этому отнесетесь?
— Естественно, что образуется фракция «Единой России» — самая многочисленная, набравшая абсолютное большинство как по спискам, так и по одномандатным округам. Могут создать свою фракцию и представители КПРФ, но она будет совсем небольшая. Думаю, что мы сумеем найти взаимопонимание со всеми. Так, как в Свердловской области, у нас не будет. В Свердловской области депутаты не только между собой, но и с исполнительной властью договориться не могут. У нас с этим тоже все в порядке. Но это не значит, что мы подконтрольны команде губернатора. Мы работаем в одной команде.
— Такое взаимопонимание зависит от обстановки в целом или все-таки от личностей? Конкретно от вас, к примеру...
— Личность тоже имеет значение! Я не тщеславен, за высокие звания не бьюсь, предпочитаю конструктивный диалог и тому подобное. К чему войны? Посмотрите, что творится на Украине! Президент не может договориться с парламентом, и в стране царит бардак.
— Нехорошо опять вспоминать соседей, но у свердловчан вот уже много лет тянется конфликт области и города. У вас же, как мне кажется, с челябинской мэрией складываются неплохие отношения.
— Конструктивные отношения, я бы сказал. Да, мы понимаем друг друга. Это понимание позволило городу решить немало вопросов. В нынешнем году нам тоже надо договариваться. Челябинск — лицо области. Ему нужны хорошие дороги, надо приводить в порядок коммуналку, а на все это требуются не только деньги города, но и средства областного бюджета.
— По дороге к вам я обратила внимание, что только на вашем кабинете висит именная табличка — вас избрали спикером ЗСО
30 декабря. Все остальные офисы — только с указанием комитетов, пока безымянные. Депутаты уже определились с тем, сколько у вас будет заместителей? Сохранится ли прежнее количество комитетов и кто в итоге их возглавит? И вообще как-то тихо на этажах...
— Заместителей, скорее всего, будет три. По кандидатурам ведутся консультации — это сейчас и происходит, но спокойно, без суеты, поэтому вам кажется, что у нас тихо... Комитетов станет десять: по финансам, бюджету и налоговой политике, по мандатам, регламенту и этике, по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению, по строительству, ЖКХ и дорожному хозяйству, по аграрной политике, потребительскому рынку и земельным отношениям, по экономической политике и собственности, по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям, по промышленной политике и топливно-энергетическому комплексу, по социальной политике. А также комитет по делам молодежи и культуре — это новая структура. У нас уже есть кандидатуры, которые мы вынесем на голосование 26 января. Но называть их сейчас, прежде времени, не станем. А вообще практически все депутаты уже определились с комитетами, в которых будут работать.
— В заключение снова о морозах... В такую погоду уже не до прогулок. Но все-таки на рыбалку нынешней зимой еще не выбирались? Все знают, что вы заядлый рыбак!
— Грешен, люблю с удочкой посидеть, но в последний раз на лед выбирался 4 января. Сейчас не до рыбалки. И не из-за морозов, а потому что времени маловато...