Меню

ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

25.01.2006 00:00 122 (10401)
Татьяна ПРЕДЕИНА: «Фуэте крутила на перроне» Сегодня праздник всех Татьян. Обладательницы этого имени с удовольствием, почти всерьез, пол...


Татьяна ПРЕДЕИНА:
«Фуэте крутила на перроне»

Сегодня праздник всех Татьян. Обладательницы этого имени с удовольствием, почти всерьез, получают поздравления, весь день звучат слова любви... Но вряд ли был бы Татьянин день настолько почитаем, если бы не студенты. 25 января — их день. Несмотря на экзамены, среди недели и морозной скуки, они веселятся, радуются молодости, вовлекая всех окружающих в свой праздник. Моя сегодняшняя героиня — студентка и, конечно же, Татьяна. Умница и красавица, прима челябинского балета, народная артистка России Татьяна ПРЕДЕИНА.

Татьяна МАРЬИНА

Медаль и звание... в пути

Ее танец завораживает, ракурсы-позы картинны и изысканны. Как-то на спектакле несколько лет назад я услышала восхищенный вздох: «Божественная Предеина! Совершенство!» Я знала, что зрители ее обожают. Но в тот вечер не зрительницы вздыхали от восторга, а коллега Татьяны, тоже балерина. Так может, напрасно говорят, что талант не прощают? Настоящему таланту всегда сопутствуют успех, известность, почитание. Татьяна Предеина — яркий тому пример.
Когда наша труппа уезжала на гастроли в Америку, в Челябинск пришло сообщение: Татьяне присуждена медаль святой равноапостольной княгини Ольги. В числе других номинантов ее приглашали на церемонию вручения памятных наград в Кремль. Это было 28 октября 2005 года. Награды в Колонном зале Дома Союзов вручал президент России Владимир Путин. Среди награжденных — Алексий Второй, мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Челябинской области Петр Сумин, шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова. Но Татьяна об этом узнала по дороге в Америку. Понятно, что в Москву она не полетела. А медаль до сих пор где-то в пути. Впрочем, как и звание народной артистки России.
Первое звание — «Заслуженная артистка России» — Предеина получила достаточно рано. На следующую ступеньку — звание «народной» — можно подняться только через пять лет, так положено. Но уже вскоре коллеги-друзья потихонечку стали называть Татьяну народной. Она действительно стала любимицей публики. На ее спектаклях всегда были полные залы, прохожие узнавали балерину на улицах. У Татьяны даже появились фанаты, которые могли поехать в другой город, чтобы посмотреть ее спектакль. Но дело не только в зрительском признании. От спектакля к спектаклю она «росла» как балерина, в ее героинях прорывалась такая глубина и пронзительность, что сомнений не было — она мастер. В мае 2005 года из Министерства культуры России пришел приказ о присвоении Татьяне звания народной артистки России. Документы и памятный знак из Москвы до сих пор не пришли. Но факт остается фактом. Татьяна оказалась первой из танцовщиков Челябинского театра, чьи заслуги оценены своевременно, на этапе расцвета творческих сил и красоты.

Потерянная сумка

Когда труппа прилетела в Сан-Франциско, выяснилось, что багаж ведущей балерины потерялся. Сумка была большая, в ней вся гастрольная жизнь — от зубной щетки до пуантов.
— Не успела прилететь — в одночасье осталась без всего, — вздыхает Татьяна. — Хорошо, что рядом был магазин. Купила необходимое и почему-то надеялась, что багаж придет в ближайшее время. Но сумка нашлась только через два месяца, к концу гастролей. Повезло еще, что перья (головной убор для «Лебединого озера»), грим и какое-то количество балетных туфель остались со мной.
Все, что необходимо для сцены, импресарио предоставил. Но балетных туфель было недостаточно. Дома на два акта уходит две пары пуантов. А там приходилось тянуть одну пару до последнего, пока совсем не развалятся (много раз заливала клеем, чтобы пожестче были, пришивала «пятачок»). Пуанты были настолько мягкие, что Татьяна повредила ноги. При этом танцевала четыре акта «Лебединого озера» и даже «двойники» — два спектакля за день. Раны не зажили до сих пор. Бывает, что палец на руке поранишь, он нарывает и покою не дает. А тут ноги... Надо стоять на пуантах, прыгать, крутить фуэте...
— Когда выходишь на сцену, боли не чувствуешь, — говорит Татьяна. — Она будто уходит, забывается. По-моему, Екатерина Сергеевна Максимова сказала: «Если проснулся и ничего не болит, подумай, жив ли ты?» Каждый день, помимо дикой усталости, что-нибудь да болит. Балет — это патология. На улице ведь никто не ходит по первой позиции, выворачивая пятки. А мы добиваемся выворотности искусственно, изо дня в день, с детства. Не чувствуя боли, выходим на сцену с травмами, растяжениями...

За партой — сын и мама

Татьяна и ее сын Кирилл учатся в Москве, в Академии хореографии. Мамочка — на четвертом курсе заочного отделения, будущий педагог-репетитор. Кирилл учится балету в третьем классе. Оба прошли очень жесткий конкурс. Татьяне было проще. Красный диплом об окончании Пермского хореографического училища освобождал от некоторых экзаменов. Ее наставниками в свое время были легенды российского балета — Людмила Павловна Сахарова, Екатерина Сергеевна Максимова. Да и собственный сценический опыт накопился огромный. Испытания Татьяна прошла с блеском. Среди сегодняшних ее преподавателей — Герман Прибылов, который ставил в Челябинске «Спящую красавицу», «Привал кавалерии», «Пахиту», Генрих Майоров (в прошлом году знаменитый хореограф поставил в нашем театре балет для детей «Белоснежка и семь гномов», получивший приз на областном фестивале «Сцена-2005»). Вместе с Татьяной учатся известные танцовщики, много иностранцев. Среди них японка Юкари Сайто, которая лет десять назад приезжала на гастроли в Челябинск.
О способностях сына Предеина говорит неохотно. Знаю только, что в Москву она не звонила, о помощи никого не просила. Девятилетний Кирюша поступил сам. Зато педагог-репетитор Татьяны — Ирина Сараметова — отозвалась о мальчике очень тепло.
— Когда готовились к поступлению, я репетировала с Кириллом небольшой эпизод из «Щелкунчика», — вспоминает Ирина Джалиловна. — Танина мама сидела в репетиционном зале, переживала за него, что-то подсказывала. А он вдруг говорит мягко, но настойчиво: «У меня есть репетитор, не вмешивайся в наши дела». Способный мальчик, отличник, очень работоспособный и целенаправленный, чистый душой. И очень скромный. Если в нем сохранится эта необыкновенная внутренняя чистота, все у него сложится блестяще.

Техника должна быть совершенной

О работоспособности самой Татьяны говорят многие. С одной стороны, в балете иначе нельзя. Класс, репетиции, спектакли для всех обязательны. Но зачем же усердствовать, когда есть мастерство, опыт, положение? Зачем изнурять себя репетициями до 12 ночи, терпеть боль, бесконечно думать о спектакле, который танцуешь в сотый раз?
— Это ведь не таблица умножения, которую можно выучить один раз на всю жизнь, — удивилась вопросу балерина. — Музыкант проигрывает гаммы, мы разогреваемся у станка, репетируем, оттачивая технику, выверяем детали. Постоянно нужно что-то приобретать, образ развивать, находить новые, более точные нюансы. Без слов, с помощью танца, пластики мы должны передать все, что чувствует героиня, о чем она думает. Техника должна быть совершенна настолько, чтобы зритель не думал о ней, а просто погружался в стихию музыки и танца, верил в сказку, забывая обо всем на свете. Каждое мгновение должно быть наполнено смыслом и прожито сердцем.
Когда мы беседовали с Ириной Сараметовой, она вдруг задумалась: «Последнюю «Жизель» Таня станцевала так, что девчонки на сцене плакали...» Очень музыкальная. Музыку чувствует нутром и просто не может сделать что-то не в такт. Все ее движения, позы отточены, каждый нюанс пробирает, волнует. Она глубоко думающий человек и глубоко порядочный. Всего, что имеет, добилась сама. У нее никого не было за спиной. Я просто уверена, что медаль святой княгини Ольги, которая является символом преданности, — не случайность. Это награда олицетворяет ее отношение к профессии, к жизни и людям.

Как заработать шампанское

С Татьяной о пустяках особо не поговоришь. И шутит, и смеется, но где-то в глубине остается по-прежнему сосредоточенной, вдумчивой. Мне запомнились слова певицы театра, лауреата международных конкурсов Елены Корчугановой, которая не пропускает ни одного спектакля своей любимой балерины: «Я боюсь нарушить ее мир. Он настолько тонок и драгоценен, что мешать ей творить не решаюсь».
Но в день Татьяны я решилась.
— Неужели профессия не оставляет место для несерьезности, беспечности? Вне театра, среди незнакомых людей вы тоже балерина?
— Когда как. И с друзьями общаюсь, и почитать люблю, мимо музея ни за что не пройду. И смешные ситуации бывали. В трамвае, например, заговоришься о работе, о какой-нибудь сцене, движение тут же покажешь. После этого можно с шапкой по вагону ходить... Когда готовишь что-то новое, полностью погружаешься в спектакль. Я помню, ставили «Дон-Кихота», у меня зонтик был в руках. Иду я с ним по улице, представив, видимо, что это веер, помахиваю, глазами сверкаю (показывает. — Авт.). Спохватилась только после того, как прохожие на меня начали посматривать как-то странно. Когда работала в Москве, был забавный случай. Мы возвращались в новогодние дни после репетиции — очень поздно, но весело. На станции «Библиотека имени Ленина» с кем-то из случайных прохожих вдруг возник спор на тему: «А слабо станцевать прямо на перроне, заработать шампанское?» Девчонки двумя шеренгами «обозначили» сцену, перекрыли подступ к железнодорожным путям. А я, по-моему, станцевала весь свой репертуар, начиная с «Красной Шапочки», крутила фуэте на перроне. Публики собралось много. Шампанское мы заработали.
— А как вы относитесь к Татьяниному дню?
— Хорошо. Ведь это день Татьяны Великомученицы... Звонят родственники, поздравляют коллеги. Приятно, что обо мне помнят. Я бы тоже хотела поздравить всех Татьян, студентов. Пожелать всем терпения и старания, которые обязательно обернутся жизненной удачей.