Меню

КАРЬЕРА

24.01.2006 00:00 121 (10400)
Иван ИОГОЛЕВИЧ: «УЧЕБА — МОЕ ХОББИ» Даже в 30-градусные морозы, когда по всей области отменены занятия, ребята не могут пропустить его ур...


Иван ИОГОЛЕВИЧ:
«УЧЕБА — МОЕ ХОББИ»

Даже в 30-градусные морозы, когда по всей области отменены занятия, ребята не могут пропустить его уроков. За Иваном Иоголевичем всегда ходят толпы учеников, для которых его предмет — физика — стал самым любимым. Не случайно в прошлом году он признан лучшим учителем России.
В числе воспитанников Ивана Александровича трое победителей международных физических олимпиад. Сегодняшний герой рубрики «Карьера» — потомственный педагог, один из авторов сборника задач по физике и самый молодой член жюри Всероссийской олимпиады школьников по физике.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»
Иван ИОГОЛЕВИЧ.
Родился в Челябинске 30 августа 1971 года.
В 1993 году закончил физический факультет Челябинского государственного пединститута.
Заместитель директора по научно-методической работе, учитель физики в лицее № 31.
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2005».
Педагогический стаж 16 лет.
Депутат Законодательного собрания Челябинской области от «Единой России».
Женат.

Физика для лирика

— Иван Александрович, поделитесь рецептом: как вам удается заинтересовывать детей таким сложным предметом, как физика?
— У меня нет рецепта такого плана, что нужно положить столько-то ложек методики и столько-то формул… Главное — быть искренним. От этого зависит взаимопонимание, интерес к тому, что говорит учитель.
— Наверное, физика была вашим любимым предметом в школе?
— Как ни парадоксально, нет. Она стала им намного позже, после того, как я лет пять проработал учителем. В школе увлекался математикой, участвовал в олимпиадах разного уровня. Потом был длительный период (который сейчас продолжается), когда я увлекался изучением иностранного языка. В старших классах пришло твердое убеждение, что физическое здоро-вье — это очень важно, поэтому любимыми стали еще и уроки физкультуры.
— Почему в конечном итоге остановились на физике?
— Очень важно, когда в жизни встречаются люди, которые могут дать хороший совет. Еще важнее уметь доверять этим советам. На моем пути в свое время встретились два таких человека: учитель физики Надежда Степановна Чачковская и учитель литературы Лина Корниловна Табашникова. Они убедили меня попробовать себя в педагогике и, к моему удивлению, в физике. Сейчас я понимаю, что это именно та сфера знаний, которая наиболее близка мне. Для нее нужно и аналитическое мышление, которое годами развивали занятия математикой, и гуманитарный потенциал, связь с окружающим миром. Математики в основном замкнуты на своем мышлении. Физика обращена вовне, к явлениям, которые окружают нас.
— Не было желания уйти в другую сферу деятельности? Например, в бизнес…
— Такое желание возникает у многих, особенно в первые годы работы, когда не все получается. Ты видишь, что время реализации других возможностей потихоньку уходит. Но меня всегда останавливало одно. Я понимал, что хорошо знаю отрицательные черты своей профессии, потому что связан с ней, но могу не знать минусов других профессий. В то же время я хорошо знал положительные моменты в работе учителя. Они казались мне весомее всего, что я мог отнести в минус.
— И какие же это плюсы?
— Прежде всего, общение с учениками. Они заставляют постоянно работать над собой. Хотя мы пользуемся из года в год одними и теми же учебниками и курсами, но имеем дело с разными ребятами. Каждая параллель ставит новые педагогические задачи. А потом проходит 5 — 7 лет и, когда бывшие ученики заканчивают вузы и начинают себя реализовывать, понимаешь, что тоже к этому причастен. Получается, учитель имеет уникальную возможность прожить много жизней. Ученики реализуют себя в профессиях, в которых мог бы реализовать себя я.

Работал со второго курса

— У вас солидный учительский стаж. Кто-то из выпускников уже достиг заметных успехов?
— Пока они связаны с получением высшего образования и самоопределением. Среди моих учеников есть ребята, которые закончили вузы и теперь работают преподавателями. Есть те, кто продолжает заниматься научной деятельностью за пределами нашей родины. Часть учеников ушли в совершенно другие сферы: банковское дело, предпринимательство… Для меня важно, что среди моих выпускников очень редко встречаются люди, не удовлетворенные своей жизнью. Не так важна сфера деятельности. Главное, чтобы была возможность себя проявить и, конечно, перспектива роста.
— После университета вы сразу пришли в 31-й лицей?
— Я начал работать на втором курсе. Сначала пришел сюда в качестве старшего пионервожатого. Потом решил, что пора заниматься учительским трудом. Меня очень беспокоило, что к третьему курсу я ничего не знал о том, чем буду заниматься по окончании института, хотя пройдено уже 40 процентов пути. Несмотря на то, что я сам заканчивал 31-ю школу, считал, что моих знаний недостаточно для того, чтобы здесь преподавать. В качестве стартовой площадки выбрал соседнюю школу № 30. К моему удивлению, директор с радостью взяла на работу. Через год встретил на улице нашего директора А.Е. Попова, который позвал меня в родную школу.
— Помните свой первый урок?
— Конечно. Это был урок в 30-й школе. Я догадывался, что надо заинтересовать школьников. Но не понимал, что заинтересовывать следует именно предметом, да и не мог этого сделать. Для первого урока выбрал игровую форму — разбил школьников на группы. Мы проводили викторину по физике, ребята получали оценки. Тогда как раз стали бурно развиваться телевикторины. Потом понял, что каждый урок так проводить нельзя, стал искать другие формы.
— Сейчас экспериментируете?
— Я уже говорил, что заслуга учителя в том, чтобы заинтересовать учеников именно своим предметом. А заинтересоваться физикой можно, лишь глубоко поняв ее.

Конкурс оставил много вопросов

— Что вы почувствовали, когда стали Учителем года?
— Смешанные чувства… Это было достаточно тяжелое мероприятие. Конечно, был прилив положительных эмоций. Дала о себе знать усталость, которая накопилась за 10 конкурсных дней. Почувствовал необыкновенное внимание прессы. Многие вещи мне кажутся странными до сих пор. Например, почему существует такой большой разрыв между признанием учителя вчера и сегодня? У нас очень много людей, которые каждый день добросовестно и квалифицированно выполняют свою работу. Но это признается лишь в тот момент, когда мощный луч прожектора выхватывает человека. Кажется, что он вмиг стал таким. Но это не так. Конкурс не дал ответов на многие вопросы.
— Смотрели церемонию по телевизору?
— Смотрел и записывал.
— Как-то по-новому пережили этот момент?
— Конечно, особенно учитывая то, что церемонию показали почти через месяц после конкурса. Появился взгляд со стороны. Я еще раз поразился, как здорово была организована церемония. Там мы были поглощены своими переживаниями. Нет, не относительно того, кто станет победителем, а стоило ли показать что-то еще, больше выложиться.
— Вас приглашал на работу ректор МГУ Виктор Садовничий. Почему отказались?
— Это было очень лестное приглашение. Но я считаю себя школьным учителем. Это профессия, имеющая самостоятельную ценность. Преподаватель МГУ — не следующий шаг, а совершенно другая профессия, другая судьба. В университетах должны работать люди, у которых есть своя научная школа, свои открытия. Миссия учителя в другом — на начальном этапе становления личности оказаться рядом с учеником, вселить в него уверенность в собственные силы, создать базу, которая позволит ему в будущем найти себя в жизни. Изменять этим принципам я не посчитал возможным. К тому же здесь есть дела, которыми я занимаюсь уже на протяжении десятка лет: мы с коллегами организуем летний активный отдых с образовательными программами для школьников. В каникулы проводим профильные лагеря. Эта работа продолжается, и просто переходить на новое место, бросать все только потому, что мне предложили работу в Москве, я не стал.
— Семья вас поддержала?
— Супруга, старший брат и другие родственники отнеслись к моему решению с пониманием. Думаю, они и не предполагали, что будет другой ответ.

Нужны новые законы

— Как вы оказались в политике?
— Моя деятельность никогда не была связана с политикой, за исключением небольшого эпизода, когда начались реформы 80-х и создавались новые Советы народных депутатов. Я принимал участие в выборах. Мне было 18 лет, существовала определенная романтика. Многим тогда показалось, что появилась возможность поучаствовать в управлении государством на местном уровне. Я избирался в районный Совет народных депутатов. Через два года Советы распустили. После этого о политике я не помышлял. Сейчас, после конкурса, почувствовал особую ответственность перед коллегами и доверие представлять интересы учительства. Поэтому, когда поступило предложение поучаствовать в выборах и стать депутатом ЗСО, я его принял.
— Уже определились, в каком комитете будете работать?
— Вопросы, связанные с наукой, культурой, образованием, здравоохранением, объединяет комитет по социальной политике. Я считаю, должны быть отдельные структуры, которые бы занимались каждым из этих направлений. Ведь каждая из этих сфер выделена в отдельный национальный проект.
— Каким образом на местном уровне можно решить проблемы педагогов?
— Необходимо принять несколько местных законов, которые бы изменили статус учителя. Он ведь определяется не только доходами, но и правовыми гарантиями, льготами, возможностями профессионального роста, общественным мнением и так далее. Очень важно стимулировать приход молодых кадров в школу. Учительский контингент естественным образом стареет, молодежь идет в школу неохотно. Профессиональные кадры, которые уходят на заслуженный отдых, заменить некем. Тут есть две проблемы: во-первых, люди не стремятся прийти, во-вторых, те, кто приходит, не имеют высокой квалификации. Современные молодые люди сразу предъявляют большие требования к оплате труда. Сегодня молодые ученые и аспиранты вузов, занимающиеся научной деятельностью, могут получать гранты. Если же подсчитать грантовые программы для педагогов, мы не наберем и десятка по России. Думаю, нужно не ждать, когда они появятся в федеральном центре, а начинать работу на местах.

Ремонт — это отдых

— Учитель года — вершина вашей карьеры или есть новые планы?
— Надо всегда относиться к жизни так, что все лучшее еще впереди. Когда-то мне казалось недостижимым, чтобы мои ученики становились победителями международных олимпиад. Но я осмелился поставить эту задачу. Важно иметь цель, мечту.
— А не хотели бы стать министром образования?
— На сегодняшний момент нет. Не вижу реальных возможностей что-то существенно изменить.
— Работа в ЗСО много времени отнимает?
— Она еще не начиналась, идет организационный период. Поэтому пока трудно говорить о нагрузке. Но, каким бы делом я ни занимался, не могу работать вполсилы.
— Остается время на увлечения, хобби?
— Не слишком много. Одним из моих хобби остается учеба. Недавно сдал на права, теперь осваиваю английский язык. Очень люблю путешествовать. Вместе с ребятами, которые участвовали в олимпиадах, объехал много городов России, удалось побывать в нескольких странах.
— Как предпочитаете отдыхать?
— Для меня отдых — смена вида деятельности. Летом, к примеру, преподаю в физическом лагере, где можно погонять мяч с ребятами, выезжаем в горы, на речку. Иногда с упоением занимаюсь ремонтом. Очень люблю гулять летом в наших городских парках. Особенно в уголках, где есть тихие тропинки.

«Идеальным учителем считаю отца»

— Нарисуйте портрет идеального учителя.
— Мой идеал связан с конкретной личностью, моим папой. Многое недостижимо, но идеал тем и хорош, что мы к нему стремимся. Должна быть обращенность к людям, вера в них, желание приносить добро, быть полезным. Необходимо иметь запас энергии, идеи, которые нас вырывают из повседневного круга забот, стремление постоянно ставить перед собой новые задачи. Учитель должен быть прежде всего требователен к себе. Тогда и ученикам будет понятна высокая требовательность к ним.
— Чему вы прежде всего учите детей?
— Ценить знания, уметь их получать, видеть перспективы, ставить перед собой серьезные цели и, конечно же, относиться с уважением к точке зрения другого и поддерживать друг друга.

 

Спецпроект «Карьера» выходит один раз
в месяц. Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

Дежурная по рубрике
Светлана ГРИГОРЬЕВА

Тел. 263-78-02
E-mail: cheri@vecherka.uu.ru