Меню

КАКИЕ ЛЮДИ НАС ЧИТАЮТ!

20.01.2006 00:00 10 (10398)
Владимир МАКАРОВ: «Курсовые я делал под музыку» Сегодня «Вечерний Челябинск» вновь открывает рубрику «Какие люди нас читают!» Время от времени мы представляем своих читат...


Владимир МАКАРОВ:
«Курсовые я делал под музыку»

Сегодня «Вечерний Челябинск» вновь открывает рубрику «Какие люди нас читают!» Время от времени мы представляем своих читателей на страницах газеты. Наши герои — известные или просто уважаемые в городе люди: политики и бизнесмены, деятели культуры, учителя, врачи... Все, кто частенько берет в руки «Вечерку», чтобы узнать городские новости, уловить картину дня, найти познавательную информацию. Их опыт и мнение, яркие эпизоды жизни интересны и поучительны, их успех заразителен. Наш первый гость — министр культуры Челябинской области Владимир МАКАРОВ.

Его всегда интересовали точные науки. Окончил энергетический факультет ЧПИ, по распределению попал на ЧТЗ, в отдел главного энергетика. И никак не предполагал, что большая часть жизни будет связана с театром. Не случайность зачеркнула готовый сценарий. Самые крутые повороты судьбы были обусловлены закономерностями, странным образом зашифрованными в цифрах. 2 февраля Владимир Макаров стал директором театра. Причем дважды, с перерывом в пять лет. В 1983 году он возглавил театр кукол, в 1988 — академическую драму. В 1983 году у него родились двойняшки — сын и дочь. Им сейчас по 22 года. Даже на пост руководителя областного ведомства он вступал дважды: как начальник управления культуры и как министр... И все же цифры не расскажут о главном: почему инженер-электрик Макаров попал в театр.

Куклы, Шульженко и опера

Случайные совпадения были в детстве. Еще детьми играли в кукольный театр. Под руководством девочки Оли, которая про театр кукол знала «все», во дворе делали ширму, разыгрывали спектакли. В пятом классе школьный театр организовала Люся Батурина. Она не только придумывала спектакли, но еще умела делать кукол, учила «артистов» ими управлять, устраивала показы для первоклашек. Правда, следующие лет двадцать о театре кукол Макаров не вспоминал. Зато к музыке пристрастился самостоятельно. Дома стоял патефон. Лет с пяти мальчик заслушивался Шульженко.
— Ее голос меня завораживал — слушал часами, — рассказывает Владимир Николаевич. — Может, поэтому и в оперу вошел легко, без принуждения. Отец приносил с работы билеты на елку, и почему-то всегда в оперный. Помню, в седьмом классе меня потрясла «Травиата». Красавица Дроздова пела Виолетту, Лудер исполнял Альфреда. Все было понятно, красиво, волнующе. Тем более что учительница русского и литературы, которая водила наш класс в театр, очень интересно рассказывала о каждом спектакле. Мы заранее знали, что нас ждет. Когда учился в ЧПИ, не пропускал ни одной премьеры в оперном театре, знал все составы, познакомился с кассирами. Они оставляли для меня билетики в амфитеатр, предупреждая друг друга, что подойдет молодой студент... Так я попал на Архипову, видел Максимову с Васильевым в «Жизели», Евгению Мирошниченко в «Травиате». В зале царил праздник, восторг, и мне хотелось попасть туда еще и еще... Потому и фонотеку начал собирать. Это была одна из лучших коллекций в Челябинске — около 2000 пластинок. Все курсовые готовил, теоретические основы электротехники изучал под музыку. Включал «Евгения Онегина», романсы Чайковского или что-нибудь из записей Мравинского. К пятому курсу окончательно понял, что без театра жить не смогу. На мое счастье на распределении «вытянул» Челябинск.

Февральский переворот

В театр Владимир Макаров пришел из райкома комсомола Тракторозаводского района. Опыт работы с людьми был, руководящей должности он не боялся.
— Предложению стать директором театра кукол не обрадовался, — говорит Владимир Николаевич. — С третьего класса не был там ни разу. Еще подумал тогда: «Если бы в драму, ТЮЗ или директором цирка... Кукольный — не тот масштаб». Но когда посмотрел «Карьеру Артура Уи, которой могло не быть» в постановке Валерия Вольховского, увидел кукол художницы Лены Луценко, блистательных актеров — Витю Голованова, Валю Ширяеву, Володю Рябкова, — то к концу спектакля решил — иду в этот театр.
2 февраля Макаров стал директором, а в апреле родилась у него двойня. Днем осваивал профессию,
изучал документацию, пытаясь понять, что такое театр. В свободную минуту бежал на молочную кухню. А в десять вечера начиналась третья смена: пеленки, домашние заботы. Спал три часа — и все начиналось сначала.
— Это были счастливые времена, — продолжает Владимир Николаевич. — Я забыл про все на свете. Даже не знаю, как в эти годы развивался мой любимый оперный, что происходило в драме. Я был и директором, и администратором, сам билеты распространял. Но стоило зайти в зал — уйти не мог, сидел до конца спектакля. «Мертвые души» раз сто посмотрел. Театр получал красные знамена, перевыполнял планы, собирал полные залы. Но с уходом Вольховского интерес моментально пропал. Я просто перестал выходить на работу.

«От волнения чуть не умер»

А через месяц Владимир Макаров вошел в громадный кабинет директора драмы. Нового директора коллектив ждал в зале на малой сцене. Свободных мест не было. Пришли все, включая работников технических цехов.
— Этот день помню до сих пор, — тяжело вздохнув, вспоминает министр культуры области Макаров. — Шел — ног под собой не чуял. О драме рассказывали всякие страсти: страшный театр, директоров «едят» в одночасье. Но выбор был сделан... Единственное, что я смог обещать на том собрании, — сделать все возможное, чтобы театру было хорошо. Актеры — очень чуткие люди. Они чувствовали, что я искренне этого хочу, помогали. И в первую очередь, Наум Юрьевич Орлов. Гениальный человек, Мастер. Он всегда умел найти необыкновенные слова, ободрить или остудить. Я летел в театр на крыльях, забывая о выходных, отпусках. И когда согласился на должность начальника управления культуры, было очень страшно взять все и бросить. Помню: иду мимо театра в управление, а душа не лежит, ноги туда не несут... Меня спас директор публичной библиотеки Зинаида Семеновна Савостина. На второй день она пригласила в библиотеку, показала хозяйство — встряхнула, заговорила. И вдруг я понял, что кроме театра есть другие объекты, где жизнь должна быть не менее интересной.

Вне бюджета — кровавые детективы

Когда-то Макаров занимался лыжами. Имел разряды, бегал за школу, за район. Спортивный азарт и страсть помогают министру и сейчас.
— Бывают ситуации, когда руки опускаются, хочется сказать «все, хватит!» — признается он. — Но далеко-далеко видишь цель, к которой надо прийти. Просто иногда нужно приложить очень много усилий. Как в лыжной гонке на 10 километров. В середине дистанции пропадают силы, хочется лечь на снег и никуда не бежать. Перебарываешь себя, и вдруг открывается второе дыхание, становится легче. Так и здесь. Только решения приходится принимать быстро, а потом искать способы, как это сделать. Нерешаемых проблем нет. Но если упустишь момент, не убедишь, значит, что-то важное не случится.
Пять лет назад надо было доказать, что суперзатратный фестиваль Ирины Архиповой через несколько лет изменит ситуацию в оперном театре. Результат: оперная труппа расцвела, итальянцы готовы развернуть в Челябинске международный оперный центр, зритель просто идеальный — умный, интеллигентный.
А история с библиотеками! Фонды надо было срочно пополнять. При этом не допустить, чтобы на бюджетные деньги покупались книжки типа «Убить мента». Последние годы библиотечный «репертуар» для Челябинской области подбирают первоклассные специалисты, профессора, лучшие библиотекари страны. Роскошные книги из серии «Сельская библиотека» фонда Сороса (всего пять серий, по сто с лишним томов каждая) можно найти в самых отдаленных уголках области. Тираж 2000 комплектов на всю страну. Из них почти половина поступает на Южный Урал...
— О «Сельской библиотеке» тогда еще никто не знал, — рассказывает Владимир Макаров. — Но когда мы приехали с Зинаидой Савостиной в Москву на совещание руководителей библиотек, количество комплектов на территорию пришлось заказывать сходу. Начальников культуры рядом с библиотекарями не было, сколько комплектов может оплатить регион, никто не знал. Свердловская область тогда заказала 20 комплектов, кто-то десять. А мы заказали триста. И деньги потом нашли. Зато вторая серия в Челябинск ушла тиражом 600, третья — 900 комплектов. Это хорошая литература — русская и зарубежная классика, современная литература, энциклопедии. Книги великолепно изданы, в руки приятно взять. А если кому-то нужны женские романы или кровавые детективы — пусть ищут внебюджетные деньги.

«Вечерка» сразу стала любимой»

На столе министра с утра лежит свежая почта. Почитать на работе удается редко — много дел, встреч, совещаний. Только поздно вечером, сидя у телевизора, Владимир Николаевич берется за газеты:
— Челябинскую прессу читаю обязательно. Это помогает понять, как люди относятся к тому, что мы делаем, правильно ли держим курс. В любом деле важна оценка. «Вечерка» стала моей любимой газетой, как только увидела свет. Читал с удовольствием. Хотя, признаюсь, был период, когда она перестала интересовать. Но сейчас снова стал читать. Причем не только по долгу службы. С интересом узнаю о людях, которые сумели преодолеть жизненные неурядицы и препятствия. Радуюсь, когда успехи наших земляков удивляют всю страну. И, конечно, не пропускаю ни одной статьи, касающейся культуры. Бывает, что в материалах Светланы Симаковой звучат и критические нотки. Но автор пытается вникнуть в проблему, разобраться. Это важно. Если заранее знаю, что в газете появится рецензия, то откладываю все дела и читаю. Иначе не могу.

ПРОЕКТЫ ГОДА

Алла Демидова и другие

Культурная жизнь в Челябинске с каждым годом накаляется. Срывает горожан с уютных диванов, увлекает все новыми, звездными именами, смелыми проектами. 2006 год — юбилейный для нашего города и оперного театра — подарит много ярких впечатлений. Подписаны гастрольные контракты, уточняются даты. О самых ярких проектах года Владимир МАКАРОВ рассказал «Вечерке».

Приятно, что великие актеры, однажды побывав в Челябинске, возвращаются сюда вновь. Так произошло с Аллой Демидовой. Она побывала в декабре, а в феврале выступит с поэтической программой «От Блока до Пастернака». Если актриса почувствует, что интересна челябинцам, то в октябре мы увидим поэтический моноспектакль, подготовленный совместно с Магнитогорской хоровой капеллы имени Эйдинова.
В этом году исполнится 80 лет Морису Бежару. Хореограф планирует привезти свою балетную труппу в Москву и проехать еще два-три российских города. По словам Владимира Макарова, гастроли балета Бежара — безумно дорогой проект. Но у Челябинска есть шанс увидеть великого француза.
Впервые к нам приезжает Большой театр России — вся труппа, включая хор и оркестр. Пока речь идет о двух спектаклях — оперном и балетном, — но репертуар, скорее всего, будет расширен. Кроме того, идут переговоры с московским театром имени Ленинского комсомола.
2006 год объявлен годом музеев, поэтому ожидается много интересных выставок. Вслед за экспозицией шедевров Русского музея, в Челябинской картинной галерее разместится коллекция картин народного художника СССР Александра Шилова из музея его имени в Москве. Планируются выставки живописных работ Зураба Церетели, Бориса Кустодиева из фондов Астраханской картинной галереи (Кустодиев родился в Астрахани). Уникальная коллекция Омского музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля имела большой успех в Петербурге, Москве. Именно в Омске, на родине Врубеля, хранится значительная часть наследия художника. Наконец, в сентябре появится повод побывать в новом краеведческом музее. В течение месяца в его залах разместится выставка «Сокровища Кремля» из фондов Оружейной палаты.
Главное — не пропустить. За один только год мы сможем увидеть и услышать столько, что впечатлений хватит на всю жизнь.

Татьяна МАРЬИНА.
Фото Олега КАРГАПОЛОВА.