Меню

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

20.01.2006 00:00 10 (10398)
В ПРОРУБЬ! или Как я стала «моржом» Дрожа под холодным ветром, девушка в дубленке стояла на берегу озера Смолино и во все глаза смотрела на людей в купальн...


В ПРОРУБЬ!
или Как я стала «моржом»

Дрожа под холодным ветром, девушка в дубленке стояла на берегу озера Смолино и во все глаза смотрела на людей в купальных костюмах. Они неспешно прохаживались по снегу босиком, делали пару упражнений и ныряли в ледяную прорубь. Кто они? Смельчаки? Сумасшедшие? Разве возможно понять, что они находят в этом? Истина была где-то рядом. «Чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть», — гласит английская пословица.

Ирина БЕРЕЖНАЯ.
Фото Олега КАРГАПОЛОВА.

ХРУСТАЛЬНЫЕ БРЫЗГИ

«Никогда не буду этого делать. Я же не враг своему здоровью и пока еще, кажется, в своем уме. А купальные принадлежности — так, на всякий случай. Скажу потом: мол, не вышло...» — примерно такие мысли теснились в голове, когда я упаковывала купальник и полотенце перед визитом в клуб «Оптималист». Мероприятие обещало быть вполне рядовым: приехать, посмотреть, поговорить, а потом написать репортаж о силе духа, здоровом образе жизни... и экстриме.
Ровная ледяная гладь озера завораживает. Где-то там черная точка — одинокий рыбак. Редкий снежок, северный ветер. Снег скрипит под ногами, радуя утренним блеском. Холодно. Пока мы с фотографом идем от дороги до входа в клуб, я успеваю изрядно промерзнуть.
В двух метрах от крыльца клуба — спуск к проруби с лесенками по краям. Когда на нее смотришь, начинаешь мерзнуть еще сильнее. Если и мелькала пару раз накануне мысль «а может, все-таки окунуться?», то теперь она исчезает напрочь. Нет. Категорически.
Минут через пять после нашего прибытия появляются первые купальщики. Приходят с разных сторон, видя знакомые лица, улыбаются, идут до раздевалок. Лица открытые, движения энергичные. Ну-ну...
Захожу в женскую раздевалку:
— Бабоньки, как же вы дошли до такой жизни?
— А мы без этого не можем. Как наркоманы стали, — смеясь, в голос семь-восемь женщин разных возрастов. — Искупаешься — и чувствуешь энергию, желание жить.
Ежеутренние омовения в ледяной воде — стиль жизни для многих из них. А вот если закрутишься, пропустишь купание, то не в своей тарелке себя чувствуешь, не хватает чего-то нужного, основного...
Бодренькие такие, скидывают одежду, надевают купальники и — вперед, на мороз. Кто в сланцах, кто босиком. Я за ними. Стою недалеко от спуска к воде, наблюдаю, кутаю нос и чувствую, что попала в чей-то сон: раздетые люди на пятнадцатиградусном морозе делают упражнения, стоят, раскинув руки, — «загорают», с шумом, расплескивая хрустальные брызги, ныряют в прорубь. Бред какой-то.

ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ

В одном юмористическом диалоге герой на вопрос корреспондента о том, как он стал «моржом», ответил: «Поскользнулся и упал в прорубь, а потом понравилось». Почти то же самое произошло и со мной.
Вконец осознавать реальность происходящего я перестала после слов Любови Геннадьевны Смирновой, преподавателя здорового образа жизни в клубе:
— Ничего страшного не произойдет, вы испытаете только положительные эмоции. Побудете в воде столько, сколько сможете. Не хотите нырять с головой — пожалуйста. Но ваше тело почувствует. Я с вами окунусь, — и пошла в раздевалку, словно уже заручилась моим согласием сделать ЭТО. Никакого гипноза. Никакого психологического воздействия. Прорубь — дело добровольное. Я тоже надеваю купальник. О чем-то разговариваем... От страха стучат зубы. Сумасбродство — это заразно?
И вот я, изнеженное дитя XXI века, скинув теплые одежки, выхожу на улицу, на мороз. Это шок. Мамочки, что я делаю? Весь мир сошел с ума. Смотрю на идущих поодаль людей в шубах, шапках и начинаю истерически хихикать. Ощущаю себя на съемках фильма про напрочь отмороженных чудаков. Кожу начинает покалывать. Но приятно. Холод, кстати, внутри меня, а внешне — абсолютный комфорт. Пока идем до проруби, кутаюсь в полотенце. Оно не греет, но утешает, что можно хоть во что-то укутаться.
За полминуты ходьбы Любовь Геннадьевна учит меня каким-то специальным словам. Все мигом вылетает из головы. Впитываю новые впечатления.
...Стоя босиком на льду, ты испытываешь нечто нереальное, словно находишься на грани жизни и смерти от жуткого холода. Да и вообще находиться в тоненьком купальнике на краю проруби — грань фантастики. Верх абсурда. Кафка отдыхает. Не зря говорят, что купание в проруби — это стресс. На все происходящее я реагировала так же, как и на любую рисковую ситуацию: смеялась. Все было совершенно по-чокнутому радостно и счастливо. Босые ноги скользят по льду, мороза уже не боюсь, он во мне, пережит и не страшен. Я боюсь воды: темной, холодной, неизвестной. Я не хочу туда, однако отказаться на полпути глупо. Пока размышляю, замерзаю, кажется, окончательно (не примерзнуть бы к перилам лестницы). Конечно, на самом деле мелкая дрожь по всему телу — это не холод. Это адреналин. И притом лошадиная доза.
Последующую минуту озеро Смолино оглашали дикие вопли. Я сделала первый шаг по лестнице вниз — в воду.
— Не стойте, не стойте! Окунайтесь! Замерзнете! — кричит на меня Любовь Геннадьевна, пока я стою по колено в воде.
Покорена следующая ступенька. Вода обжигает живот. Я судорожно вцепилась в поручни, смеюсь и визжу. Летаю. Мысли оставили голову, душа — тело. Кажется, на долю секунды отключилось сознание. Мириады мелких иголок вонзаются в кожу, а когда кажется, что стало немного теплее, резко окунаюсь — взрыв! Драйв. Не придумал еще гений человеческий слова, чтобы описать эти восхитительные ощущения. Кажется, сломан огромный психологический барьер, открыта новая грань, распахнуты возможности. Я родилась вновь. И я — полубог.
Из воды вылетаю пулей. По телу разливается необычайная легкость. Хочется смеяться и всем рассказывать, как это здорово — купаться в проруби. И сразу же хочется обратно. По моим сосудам течет не кровь, а некая субстанция из гормонов радости.

ЗАЧЕМ ПИСАТЬ ЗАВЕЩАНИЕ?

В помещение клуба влетаю взбудораженная и совершенно счастливая. «С легким паром!» — встретили меня засидевшиеся за чаем «моржи». Действительно, от кожи окунувшегося в прорубь идет еле видный парок, будто в бане парился.
— Любовь Геннадьевна, а может, еще? — спрашиваю в раздевалке, стоя с полотенцем в руках. Одеваться нет никакого желания.
— Ни в коем случае. В вас бравада говорит, хвастовство. Таких, кто один раз окунулся и еще рвется, — пруд пруди. А в нашем деле главное — не переборщить, не перемерзнуть. У нас случай был: мужчина первый раз окунулся, а на второй позвал друга: посмотри, дескать, какой я отважный и волевой. А друг опоздал, приехал, когда мужчина уже искупался. Так тот второй раз пошел! Покрасовался, понырял, а потом еще «позагорал» на берегу. В результате — простуда. Вывод: пользы нет, один вред.
После купания мы пьем чай. Обжигающий, особенно вкусный. Меня то и дело пробирает дрожь — говорят, выходят неуверенность, страхи и сомнения. Бодрость и хорошее настроение на весь день мне обеспечены. Жизнерадостность — удел всех «моржей». Даже откровенно неудобные ситуации эти удивительные люди воспринимают с юмором. Рассказывают, что осенью, когда только-только стал лед, одна дама плотного телосложения выдрала изо льда лестницу — спускаясь в воду, потянула ее на себя. И она же первая над ситуацией посмеялась, над тем, как ее пытались выловить, как лопатами вытаскивали из проруби. Другой мужчина, собираясь совершить пилотный нырок, потихоньку вручил знакомой записку — мол, я, такой-то, иду купаться в прорубь, в случае непредвиденных обстоятельств завещаю... Но это еще не все. Собираясь нырнуть, оригинал перевязал себя веревочкой и попросил его подержать. А потом, под общий смех, в красках рассказал об этом...
— Любовь Геннадьевна, а зачем, как вы выражаетесь, «моржи» «загорают» у проруби? Руки раскинут и стоят. Это что, ритуал?
— Это слияние с природой. Раскинуть руки, постоять, помыслить, пожелать себе здоровья, потом — всем родным и близким и всем людям на земле. Цель — почувствовать себя одним целым с небом, озером, землей. А я еще перед тем как войти в воду, говорю слова из песни, — Любовь Геннадьевна повторяет как раз ту фразу, которой пыталась меня на-
учить на подходе к проруби: «Природа, матушка моя, прости меня за все, возьми меня, как детку, на колени». И когда ныряю, кажется, что природа берет меня на руки. И так хорошо становится...

За...

Плюсов в купании в проруби масса. Во-первых, это преодоление неуверенности в своих силах, проверка, так сказать, на прочность. Фобия холода исчезает. При кратковременном воздействии холода сосуды кожи резко сжимаются и кровь откачивается внутрь организма. Таким образом, он омолаживается. О положительной роли мини-стрессов также сказано многое. Природа подобного стресса иная, чем эмоционального, ведущего к заболеванию. Этот стресс оздоравливает. А еще холодная вода — лучшее средство от меланхолии и «тоски зеленой». Заряд бодрости, при купании получаемый, сравним разве что с чувством первого детского восторга по поводу новогоднего салюта!

...и против

Некоторые исследователи говорят об опасности таких купаний. При резких температурных стрессах наш организм выделяет особые гормоны — производные опиума и морфия, — действительно обладающие свойствами смягчать болевые синдромы. Это «неприкосновенный запас» организма, предназначенный на крайние случаи, когда для спасения жизни необходимо обезболивание. Вот этот запас организм моржей и расходует при погружении в ледяную воду. Да и привыканием, как к наркотику, регулярное моржевание чревато. А стоит прекратить погружения, как болезни вылезут с удвоенной силой, может появиться абстинентный синдром — ломка. Тем же, кто к несчастью болен тромбофлебитом, заболеваниями почек или сердца, подобные эксперименты вообще категорически противопоказаны.

Советы новичкам

По мнению медиков, окунание в прорубь безопасно при температурах не ниже чем минус 20 Со при слабом ветре.
Перед купанием рекомендуется надевать столько одежды, чтобы тело не было слишком разогретым, окунаться в прорубь медленно, начиная с ног. Температура минус 12 Со наиболее подходящая для зимнего купания. Чувствуется холод, но нет стрессовых ощущений и вполне безопасно.

А как у них?

В Финляндии, кстати, моржевание гораздо популярнее, чем в России. Из пяти с небольшим миллионов человек, проживающих в стране Йоулупукки, 800 тысяч окунаются в прорубь хотя бы раз в неделю. Для этого создана целая система моржовых комплексов. Они включают в себя не только проруби, но и теплые раздевалки, душевые, где после купания можно согреться под горячей водой, сауны, теплые бассейны и так далее — все необходимое для того, чтобы купание в холодной воде действительно пошло на пользу.