Меню

ОСТРАЯ ТЕМА

18.01.2006 00:00 8 (10396)
УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ Бывший наркоман предостерегает подростков от бездумных шагов Год назад Алексею Степанову (фамилия изменена) удалось вырваться из ...


УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ

Бывший наркоман предостерегает подростков от бездумных шагов

Год назад Алексею Степанову (фамилия изменена) удалось вырваться из наркотического плена. Несмотря на молодость, он испытал в жизни немало боли и страданий. Из своих 28 лет почти девять провел в героиновом рабстве. За его плечами — судимости, тюрьма, многократное лечение от наркотиков в больнице. «Так жить нельзя. И я готов поделиться своим горьким опытом. Может быть, это остановит ребят», — решил он и... начал читать лекции подросткам из профессионального училища № 108.

ЦИФРЫ
По данным областной наркологической больницы, в 2005 году в Челябинске впервые выявлено 124 подростка с наркоманией. В 2003 году эта цифра составляла 192 человека, в 2004-м — 150. На учете с диагнозом «наркомания» в 2005 году состояло 197 несовершеннолетних, в 2003-м — 204, в 2004-м — 232 человека.
Большую тревогу врачей вызывает рост алкоголизма в молодежной среде.
Если в 2003 году выявлено 388 подростков, страдающих этой болезнью, то в 2005 году показатель увеличился до 451 человека. Вообще на учете по поводу злоупотребления алкоголем и с диагнозом «алкоголизм» в 2003 году состояло 463 человека, в 2005-м — 650 несовершеннолетних. Особенно беспокоит, что с каждым годом растет число девушек, злоупотребляющих спиртным.

Наталья ФИРСАНОВА

Лектор по велению души

— Кто из вас пробовал курить траву? — спрашивает Алексей.
— Было дело. Потом так смеяться охота, — ухмыляются ребята, и в зале поднимается несколько рук.
— Вот и у меня все начиналось с анаши. Почему-то многие думают, что это слабый наркотик, мол, вреда от него нет. Только не заметишь, как «подсядешь». Если не покуришь, настроение портится, начинается депрессия. А когда у торговца не окажется анаши, он предложит героин. И ты не сможешь отказаться...
Из формального мероприятия «для галочки» лекция быстро превращается в оживленный разговор. Для слушателей Алексей — свой парень, который знает тему не по книгам и брошюрам.
— Думаете, продавцы «дури» о наркоманах заботятся? Им главное — навар получить. И твоя ломка (а она обычно ночью приходит) никого не волнует. Наркоторговцы в это время спят, а ты сидишь на полу в кухне, спиной к холодильнику, прижимаешь к себе руки и ноги, ждешь, пока они онемеют. Муки адские. Пытаешься «залить» боль вином. Только помогает мало.
— А вот нас все время СПИДом пугают. Если чужим шприцем не пользоваться, ничего не будет? — интересуются пацаны.
— Когда «кумарит», не побежишь шприц покупать. И потом, если в кармане пакетик с героином, наркоман с ним ни за что не расстанется. А в аптеку идти опасно — там может милиция поджидать. Выхода нет: придется одним «баяном» колоться. И никто не знает, есть ли в твоем кругу ВИЧ-инфицированный. В больницу без нужды наркоман не пойдет.
После беседы ребята расходятся в задумчивости. Исчезает бравада.
— У меня друг «на игле». Что делать? — одна из слушательниц смущенно подходит к Алексею.
— Во-первых, не пробовать колоться самой. Если ты это сделаешь, то никогда не сможешь ему помочь. Лучше придумай какое-нибудь общее дело с ним. И тащи его подальше от дружков-наркоманов. Я, например, когда бросил наркотики, месяца два не вылезал из огорода. Грядки полол, поливал и ни с кем не общался.
...Идея лекций для подростков появилась у Алексея неожиданно. Однажды встретил бывшую классную руководительницу (в прошлом молодой человек учился в ПТУ № 108). Она знала о его судьбе и предложила побеседовать с нынешними учениками.
— Раньше, лет десять назад, мы же почти ничего не знали о вреде наркотиков, — рассказывает Алексей. — Информации было мало. Вот и тянулись друг за другом. Думали, героин — это круто. А мы сильные, в любой момент можем «завязать». Теперь многие из моих бывших друзей уже в могиле. Кто-то стал инвалидом, кто-то — в заключении, а кто-то попал в такую трясину, из которой уже не выбраться. По себе знаю — окончательно вылечиться от этой «чумы» нельзя. Не случайно говорят: героин умеет ждать. И я не хочу забывать о том кошмаре, в котором жил. Чтобы снова не попасть в «болото». Так что лекции для меня — спасательный круг.
— Леша правильно делает, что ходит к ребятам и честно рассказывает им о себе. Считаю, что пацанов это должно остановить. Да и себе он таким образом поможет, — поддерживает товарища 26-летний Евгений. С Алексеем он познакомился в реабилитационном центре.

Выздоровление — это труд

В свое время героиновая зависимость исковеркала жизнь молодого перспективного спортсмена.
— После школы я поступил в институт физкультуры. В 17 лет хочется испробовать в жизни все. Когда приятель впервые предложил «испытать» белый порошок, я не отказался. Был уверен в своих силах, — «исповедуется» Евгений. — Было противно — тошнило. Я на полгода забыл о наркотиках. Но однажды в компании снова понюхал героин. И покатился по наклонной. Сначала все шло прекрасно. Даже жить стало интереснее. Родители долго не замечали, что я употребляю наркотики. Хотя у отца были подозрения. Он посмотрел на мои вены. Но я тогда не кололся.
Однажды меня здорово ломало: ноги крутит, мышцы тянет, суставы выворачивает, спина болит. Пошел к знакомому. А он поставил условие: нюхать порошок не дам, делай укол. Я всю жизнь страшно боялся даже прививок, но тяга к героину оказалась сильнее.
Евгений забыл дорогу в спортзал, на третьем курсе бросил институт. Жизнь превратилась в постоянный поиск денег на зелье. По его словам, ежедневно «дурь съедала» по пять — семь тысяч рубль. Мысль о том, что надо лечиться, появилась, когда похоронил многих друзей.
— Много раз при мне ребята «отъезжали» от передозировки, — вспоминает он. — Пытались их откачивать — колотили по щекам, тащили под холодную воду, а зимой — в снег. Они вроде приходили в сознание от наших «процедур», а через несколько минут опять закрывали глаза, «умирали». Я сам шесть раз лежал в больнице. Там тебя обкалывают, дают таблетки. Ломку не чувствуешь и спишь, спишь, спишь...
Всякий раз, выходя из больницы, он давал себе слово не возвращаться к прежней жизни. Но героин не отпускал. Как только знакомые намекали, что можно «побаловаться» порошком, вновь «садился» на иглу.
— Только в центре реабилитации я понял: выздоровление — это труд. Тяжелый и повседневный, — говорит Женя. — Чтобы добиться успеха, нужно этого очень сильно хотеть. В центре мне приходилось встречать ребят, которых родители уговорили лечиться, пообещав в награду автомобиль и прочие дорогие вещицы. Таких лечение не берет.
Сегодня Евгений видит спасение в вере. Ходит в церковь, женился, готовится стать отцом.

Окончательный диагноз

Героиновый стаж у Антона совсем небольшой. Полтора года. Но и этого хватило, чтобы разрушить семью да и собственную жизнь. Врачи поставили ему страшный диагноз — ВИЧ-инфекция.
— Попал в милицию, и меня отправили в больницу. Там взяли анализы, чтобы проверить на наркотики, — рассказывает он. — В крови обнаружили вирус. Результат на ВИЧ оказался положительным.
Вскоре в доме раздался телефонный звонок. Трубку взяла жена. «Ваш муж болен, нужно обследоваться», — сообщили ей. Молодая женщина была в шоке. В семье недавно родился малыш.
— Меня мучила мысль: «Что будет с ребенком, с женой? Как я мог заразиться?» Я плохо представлял, как передается эта болезнь. Был уверен: ВИЧ-инфекция мне не грозит. Особой тяги к героину не было, и шприцев дома всегда хватало. Порошок мне тоже привозили в квартиру. Как только он заканчивался, я сразу заказывал новую порцию, — говорит Антон.
К счастью, жена оказалась здоровой. Она забрала ребенка и ушла из дома. Сейчас у нее другая жизнь. А Антон продолжает лечиться. Врачи вселяют в него надежду.
— Мне сказали, что первый мужчина, который заразился ВИЧ-инфекцией в Челябинске, до сих пор жив. Объяснили: если не станешь тиранить себя наркотиками, алкоголем, будешь жить. Это стало хорошим стимулом для меня, — улыбается молодой человек. — И друзья поддерживают. А общества наркоманов стараюсь избегать. Я теперь на все по-другому смотрю. Знаете, появилось чувство собственного достоинства, уважения к другим людям. И главное — я впервые начал ценить каждое мгновение жизни. Раньше об этом как-то не задумывался.
— Когда сидишь на игле, видишь, что нормальные люди к тебе относятся как к изгою. Это угнетает. А вот когда перестаешь колоться, люди очень медленно начинают возвращаться к тебе. Хотя поначалу все равно относятся с недоверием, — уверены ребята, которые на себе испытали весь ужас наркотического плена.
Они понимают: в одиночку им не справиться со своей болезнью. Поэтому хотят объединиться в общественную организацию. И готовы рассказать на свое личном примере, что происходит с наркозависимым, чтобы уберечь молодежь от непоправимых ошибок.

Комментарий специалиста

Ольга Стоева, заведующая отделом медпрофилактики Челябинской областной наркологической больницы:
— Начну с того, что работа с детьми по профилактике наркомании должна быть лицензирована. То есть люди должны пройти специальное обучение. Я уверена, что ребята, освободившиеся от зависимости, искренне хотят помочь нашим подросткам. Но одних благих намерений недостаточно. Есть в такой работе свои «подводные камни». Во-первых, не всякая информация полезна для молодежи. Лекторам-любителям иногда непросто разобраться, какие слова в их выступлении могут вызвать обратный эффект. А главный принцип любой профилактической работы — не навреди! Еще один фактор риска — героизация личности лектора. Подростки могут сделать его кумиром во всем. Не исключено, что кому-то захочется повторить путь своего героя. Сначала испытать на себе наркотики, пережить абстинентный синдром, а потом начать бороться со злом.
Но если работу проводить грамотно, можно добиться хороших результатов. Это же в какой-то степени волонтерское движение. Чтобы исключить риск, необходимо сотрудничество с профессионалами. Поэтому нам хотелось бы познакомиться с этими ребятами — они знают проблему наркомании изнутри. А мы готовы к совместной работе с ними.