Меню

Обсуждение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

15.08.2014 17:56 61 (11773)


 Эксперт Общественной палаты Челябинской области Виктор Карлов:
— Плюсом является то, что, как и 30 лет назад, семь районов города приобретут статус хозяйствующего субъекта, имеющего в распоряжении землю, имущество, налоговую базу и на их основе свой бюджет. Помимо того что будут действовать районные собрания депутатов и избираемые ими главы районов, серьезных изменений надо ждать в структуре городской думы, в функциях глав города и администрации, которым придется порой в сложном диалоге решать вопросы взаимодействия с районами.

Мне пришлось быть депутатом и членом исполкома в одном из районов Челябинска в 90-е годы. На одной из сессий, где мне доверено было председательствовать, депутаты района не утвердили бюджет, что разрушало всю бюджетную систему города. Дело в том, что каждый из семи районов имел разную налоговую базу, и город стремился уравнивать бюджеты в расчете на душу населения. Оно и понятно, поскольку промышленные районы (Ленинский, Тракторозаводский и Металлургический) имели намного больше отчислений, чем Центральный, где было меньше промышленных предприятий, и естественно, происходило перераспределение. Поэтому возникало немало вопросов о несправедливом формировании бюджета районов. Это было одним из главных минусов. С 2000 года остро возникла проблема застройки города, развития предпринимательства, инфраструктуры, что привело к унитарной схеме управления города, когда практически все основные функции районного звена были сконцентрированы в администрации города.

Каковы же основные плюсы челябинской модели? Резкое увеличение числа депутатов, которые после избрания в округе с числом избирателей до 6 тыс. человек имеют большую возможность дойти до избирателей и более эффективно решать их вопросы.
Плюсом является и то, что предприниматели будут ближе к районной администрации, и несомненно, это даст толчок деловой активности. Надо исходить из того, что предприятия города почти достигли своего потенциала, и их модернизация — из-за ряда причин, в том числе и международных. В городе еще много хороших площадок для организации новейших производств, возможностей улучшения здравоохранения, экологии. С помощью обновленных районов необходимо втягивать сотни, тысячи активных, деловых граждан, особенно молодых, в это дело. Как полагаю, обновленный район наряду с советом депутатов будет иметь новую структуру управления социально-бытовым сектором, основываясь на гражданском обществе.

Хотелось, чтобы район Челябинска в зависимости от экономического, географического положения имел бы свои правозащитные организации, свою общественную палату, свои объединения товаропроизводителей, предпринимателей, общественные центры по экологии, благоустройству. Возможность в будущем иметь свои коллегии по культуре, образованию, спорту, здравоохранению. Публичные слушания по новым застройкам, общественная экспертиза новых производств по экологии будут только способствовать разумному размещению производств, предприятий сферы услуг, учреждений, особенно для детей, молодежи, ветеранов.
Эту общественную работу надо организовать не за счет бюджета. Это большое искусство, и им должны владеть будущие руководители районов.

Было бы целесообразно, чтобы каждый район, памятуя о каждодневных запросах читателей, работал над планом социально-экономического развития района на определенный период, органически вписываясь в стратегию развития области. Для этого в каждом районе есть толковые экономисты, юристы, управленцы, и далеко не использован потенциал вузов, научных учреждений.
Какие возможные минусы могут сопровождать новую модель управления городом?
Самое неприятное — это междоусобица. Каждый район будет объективно стремиться к саморазвитию, не исключая упрощенного подхода к общегородским проблемам, проблемам других районов.
Чтобы предупредить таковые или смягчить напряженность, особенно в первоначальный период, советую будущей городской и районным властям подумать о механизме разрешения возможных, но объективно грядущих противоречий. То, что главным арбитром будет городская дума, — это понятно, но этого мало. Но кроме нее необходимо, на мой взгляд, создать что-то межпартийное, включить в разрешение возможных конфликтов общественные палаты и другие структуры гражданского общества.
Может быть, на первые годы формирования районов учредить Челябинский городской уставной суд с последующим его упразднением по мере необходимости.

Городская дума, глава, администрация города после 14 сентября 2014 года, предполагая, что выборы состоятся, должны рассчитывать в этой реформе на свои силы, разум и права. Апеллирование и областным, и федеральным властям возможно только в отдельных, крайних случаях. Назад дороги нет. Только вперед.