Меню

Мужской клуб

11.01.2006 00:00 3 (10391)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ Рассказывать о хобби художника — дело неблагодарное. Это я поняла после встречи с Константином ФОКИНЫМ. Казалось бы, все просто — ...


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ

Рассказывать о хобби художника — дело неблагодарное.
Это я поняла после встречи с Константином ФОКИНЫМ. Казалось бы, все просто — он уже много лет пишет монументальные полотна о нашей жизни. Все предполагаемые и возможные вопросы уже в блокноте и на языке, но весь сложившийся сценарий интервью летит в тартарары…

КРАТКАЯ СПРАВКА
Фокин Константин Владимирович — живописец, автор монументальных росписей, картин, рисунков, гравюр, акварелей.
Член Союза художников с 1975, однако в этом году по неизвестным для живописца причинам из него исключен.
Свой отсчет как художника ведет с 15 лет — с того момента, когда впервые взял в руки карандаш и кисти. Однако огромное значение в его становлении как художника сыграла учеба в Свердловском художественном училище (1957 — 1962). Затем продолжил учебу в Ленинградском высшем художественном училище им. В.М. Мухиной (1965 — 1970).


Каждое полотно
художника — целая палитра звуков.

Разговор с творческим человеком пошел согласно какой-то совсем другой логике. Дело в том, что для Константина Владимировича музыка — это важнейшая составляющая живописи, поэтому называть это увлечение «хобби» как-то язык не поворачивается. А тысячи грампластинок в студии художника — не пыльные раритеты, которые достают только ради того, чтобы похвастаться перед друзьями и ценителями. Среди эскизов, красок, кистей, холстов, картин музыкальные шедевры разных лет занимают важное место — им отведены полки вдоль одной из стен мастерской. Герой «Мужского клуба» размышлял о природе творчества в целом. Музыкальные шедевры для него — неотъемлемая часть процесса созидания.

ТОЧКА СОВПАДЕНИЯ

— Музыка симфоническая, камерная так же, как и картины, совершенна. Классика… Это самое трудное в искусстве, а значит, и самое высокое. Если я работаю, то музыку стараюсь подбирать такую, чтобы она была похожа на то, что в данный момент создаю на холсте. Соответствия на сто процентов быть не может, но внутренняя структура музыкальности должна влиять на мозг. Не отрицаю, что таким образом использую гений других людей. Не знаю, насколько это скромно, но считаю, что художнику скромность и не должна быть присуща, поэтому многое у меня получается конгениально. Мне никогда не надоедает классика. Кроме того, у меня более трех с половиной тысяч (!) виниловых дисков. Так что выбрать есть из чего. Не чужд я и прогрессу, поэтому есть у меня классика и на дисках, но, как правило, они повторяют имеющееся. Тем более что на дисках совсем нет того, что называют советской классической музыкой, ее сейчас и не купить.

ЗАБЫТАЯ ЭПОХА

— Советских композиторов вычеркнули, как и многое другое… А жаль. Канчели, Глонти, Лесковского, Мосолова, Попова уже не купить, а Прокофьева, Свиридова — еще можно. Между тем, они ведь писали очень интересные вещи — глубокие, самобытные, неординарные. Столь же трудно найти записи современных западных композиторов. Они, конечно, есть, но достать их можно только в столицах. Увы, художнику они не по карману (1,5 — 2 тысячи рублей за диск!). Раньше моя профессия позволяла делать себе столь дорогостоящие «подарки», а теперь картины никому не нужны так же, как и классическая музыка советских времен. В былые времена мои картины не выставляли из идейных соображений, а теперь они просто никому не интересны. Но я продолжаю писать, потому что это мне нужно и интересно (впрочем, так было всегда). А музыка с любимых пластинок помогает мне в этом, примиряя с внешним миром. К сожалению, челябинские художники сегодня не востребованы. Нет, не зрителем. Просто время сейчас коммерческое.

РЕАЛИСТ «С ПОВОРОТАМИ»

— Вот, посмотрите, знаменитая «Чакона» Баха в оркестровке Павла Ривилиса — замечательно и уникально. Альфред Шнитке — официальный гений. Мне нравится, но, на мой взгляд, Софья Губайдулина гораздо интересней. Ее оркестровые «Семь слов» для баяна, виолончели, электронных инструментов — вещь очень своеобразная и неповторимая, запоминающаяся и оригинальная. Очень люблю современную музыку, считая себя художником современным. Но я не модернист. Я реалист «с поворотами», поскольку существуют некие открытия в живописи. Их много, но главное — присутствовать в искусстве, а не вне его. «Черный квадрат» Малевича — это искусство или нет? На мой взгляд — это прорыв, идейный лозунг, эпатаж, не имеющий никакого отношения к живописи и искусству. Этим он и хорош. Точно также и в музыке…

НОТНОЙ ГРАМОТЫ НЕ ЗНАЮ, НО СУЖУ

— Заметьте, я никогда не учился музыке, не знаю нотной грамоты, мало что понимаю в ее теории. Все, что о ней знаю… мой опыт слушателя. Искусство — это эстетическое переживание, которое иногда ведет к катарсису, а иногда нет. Обычно рассуждают искусствоведы. Я художник, но тоже сужу о музыке, потому что у меня есть вкус, который выработался годами самообразования. Поэтому могу вполне компетентно заявить: то, что делает расхваленный в последнее время Валерий Гергиев, имеет весьма условное отношение к искусству дирижирования… Один только жест рукой — покручивание ею где-то в районе колен — знак дурного вкуса. И сразу же весь ореол значимости и таланта с этого человека слетает, ведь это так пошло — работать на публику и заигрывать с ней. Хотя не отрицаю его менеджерских талантов. А пластинки у меня его есть — ничего особенного, рядовой дирижер. То же могу сказать и о Спивакове — халтурщик. Но очень техничный! Настоящий дирижер показывает музыку, а не себя. Кстати, с огромным уважением отношусь к пианисту Гаврилову. Он великолепен, потому что на первом месте у него музыка, а не его «я». А если он и отчебучит что-то эдакое, так это «на бис», когда уже можно сработать и на тех, кто пришел послушать Мастера и, разумеется, посмотреть на него. Музыка так же, как и живопись, — явление, прежде всего, духовное.

ОБ ИСКУССТВЕ И НЕ ТОЛЬКО

— Музыка заставляет думать, вникать, чувствовать. Изобретательность в искусстве — хорошо, но важнее смысл и чувство. Клод Моне — это яркое, сочное, незабываемое детство живописи, а в музыке воплощением юности для меня является Прокофьев. Кстати, мне странно видеть в нашем городе скульптурное воплощение этого замечательного композитора. Тот, кто сделал его уставшим стариком, выронившим из рук партитуру, никогда не слышал его музыки. Прокофьев — это огонь, его музыка жива и пламенна. Прокофьев принципиально отрицал трагедию, хотя и не избежал ее — время такое. Его музыка о счастье, о том, что все впереди… Вообще, вся музыка о нас, а не о событиях. Если меня спросят о том, кто любимый композитор, не задумываясь, назову Чайковского. А потом Баха, а еще Брукнера. Словом, я разный и не могу все время есть только один хлеб…

И ЗВУКИ, И КРАСКИ...

— Могу оценить музыку так же, как и свою работу — без чужой помощи. Не могу сказать, в какой она написана тональности и из каких нот состоит, но меня это и не интересует. Люблю острые сочетания звуков у Прокофьева, а на полотнах у меня получаются острые сочетания красок. Каждая краска сама по себе не гармонична, их выпускает любой завод, но из удачно найденных сочетаний рождается гармония. Цвет и звук имеют свои общие корни: неудачное расположение может породить скуку у смотрящего и слушающего, а удачное может привести в восторг и даже в эмоциональный шок. Гармония картины и симфонии — вещи одного порядка, заставляющие «вживаться» в них и ощущать присутствие ауры, которая затягивает и подчиняет.
Вот, например, я показывал дважды в Челябинске свою картину «Самозванцы». Одно из моих самых необычных творений: отсвечивающий снег, факелы, восход солнца… Эта картина музыкальна, и помогала мне ее писать музыка — симфонии Брукнера, который на своих партитурах писал: «Это для будущего, сейчас не поймут». Эти произведения большие, неторопливые, дающие возможность для размышлений, веры и восхищения природой. Грандиозная музыка, позволяющая замереть и от громадности величия, и от невероятной мелодичности. Алгоритм сложной системы музыки стал основой для композиции картины. Причем дело даже не в психологизме образов (оставим это XIX веку), а в драматизме цвета и самого характера творчества. Наверное, многое из того, что я сейчас делаю, тоже для будущего…

ФОТО ОЛЕГА КАРГАПОЛОВА

«Мужской клуб» выходит один раз в месяц.
Приглашаем к сотрудничеству рекламодателей.

 

Дежурная по рубрике
Марина КУДРЯШОВА

Тел. 263-78-02
E-mail: margo2000@mail.ru