Меню

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

10.01.2006 00:00 2 (10390)
БОГИНИ СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВА ФОТОГРАФИИ УРАЛЬСКИХ КРАСАВИЦ ПОКОРЯЮТ МИР Татьяна МАРЬИНА Фото Олега КАРГАПОЛОВА ...


БОГИНИ СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВА
ФОТОГРАФИИ УРАЛЬСКИХ КРАСАВИЦ ПОКОРЯЮТ МИР

Татьяна МАРЬИНА
Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Вчера мир отмечал день рождения фотографии. Именно в этот день, 9 января 1839 года, во Французской академии наук было впервые представлено изобретение художника Дагера — дагерротип — то самое неисчезающее изображение. С тех пор чего только не придумано, остановить мгновенье не пытаются разве что младенцы. Но искусство художественной фотографии — по-прежнему удел немногих. В нашем городе есть мастер, чьи фотографии знают во многих странах мира, на всех континентах. Это фотокорреспондент «Вечерки» Сергей Васильев — единственный в мире фотограф, в коллекции которого сразу пять самых престижных фотографических наград «Золотой глаз».
Одна из последних его работ — большой настенный календарь на 2006 год, который издан в Польше. Любопытно, что издательство заказало автору исключительно черно-белые фотографии с изображением обнаженных моделей — то, что он умеет делать как никто другой. Неслучайно, что четыре награды «Золотой глаз» он получил именно за свою влюбленность в женскую красоту.
Издание стильное, элитарное. Здесь нет привычной для западных альбомов яркости, глянцевой нарядности, тем более плейбоевской пошлости и надуманности. Лаконичные по тону фотографии живописны и чувственны. Раздетость не шокирует, а притягивает. Любуешься красотой женского тела, спокойствием и изысканностью поз, «говорящей» глубиной задумчивых глаз. Не женщины — богини! А нашел их фотограф где-то рядом, в наших краях — Челябинске, Чебаркуле, Златоусте…
«Ваши фотографии не забываются, — читаю в письме от издательства, присланном вместе с авторским экземпляром календаря. — Мы сотрудничаем с фотографами всех стран мира, но таких фотографий, как ваши, нигде не нашли». А еще чаще о снимках Васильева говорят так: «Вы снимаете не глазами, а сердцем…»
Казалось бы, все мы так или иначе имеем отношение к Всемирному дню фотографии. Сейчас трудно найти человека, который хотя бы раз не попробовал сделать красивый снимок на память. Все вроде просто — а не получается… О делах «сердечных» и других тонкостях фотографического искусства захотелось расспросить самого автора, известного мастера фотографии Сергея Григорьевича Васильева.
— Чтобы получился хороший кадр, художественный снимок, разве не достаточно выбрать красивую модель?
— Фотомодель может быть любой. Я снимаю не обязательно стройных и молодых. Среди моих натурщиц есть и полные, и пожилые женщины. Каждая из них красива по-своему. Просто нужно увидеть эту красоту и выразить в кадре свое отношение к модели. По-настоящему хороший снимок можно сделать только в состоянии влюбленности.
— Она возникает в процессе? На уровне слов или импульсов?
— Можно работать и без слов. Но взаимные импульсы, доверие нужны обязательно. Иначе съемка просто не идет. Если же внутренняя связь установилась, тогда все получается легко, без напряжения. Я никогда не ограничиваю человека в действиях. Задаю место, обязательно придумываю отдельные сюжеты, иногда и позу. Однако строго следовать моим советам и пожеланиям не заставляю. Просто наблюдаю, как двигается модель, как улыбается, слежу за изгибами тела, поворотом головы, случайно брошенными взглядами. Главное — поймать настроение, свет и движение.
— Это для фотографа. А для обнаженной женщины главное, наверно, — справиться со смущением?
— Когда соглашаешься позировать, знаешь, на что идешь. Многие из тех, кого я снимал, сами очень хотели запечатлеть себя в обнаженном виде на память. Некоторым сейчас под пятьдесят. Фотография — лучший способ сохранить красоту и молодость. На самом деле работа с обнаженной натурой особенно деликатна. Она требует особой концентрации сил, внимания, нравственного и творческого такта. А еще это очень помогает в повседневной работе: воспитывает автора, учит, как надо относиться к объекту съемки. В творческой фотографии главное — умение видеть. Оно либо есть в человеке, либо его нет. К официальным, событийным съемкам у меня другой подход. Не обязательно отснять все, что происходит. Ищу детали (на первый взгляд, второстепенные), которые могли бы подчеркнуть суть происходящего, атмосферу. К примеру, состоялась встреча губернатора области с послом Америки. Документальный момент, для газеты подходящий, я отснял. Но чувствовал, что нет кадра, который бы привлек внимание читателя, притянул к себе взгляд. В самый последний момент встречи, когда Петр Иванович уже прощался с послом, я дождался своего кадра.
— Деревья, природу фотографировать проще?
— Не совсем так. Красоту момента надо тоже увидеть. Я вырос на природе и чувствую ее, быть может, несколько иначе, чем горожанин. Бывает, люди едва выберутся за пределы города, увидят первые деревья, травку — уже начинают восхищаться. Конечно, это тоже красиво, но из всего многообразия надо что-то отобрать, чтобы на фотографии понравившийся сюжет смотрелся живописно, картинно, привлекательно.
— Вы всю жизнь занимаетесь фотографией. Не устали?
— В своем творчестве я никогда не испытывал усталости. Наоборот. Если чувствую себя неуютно, устаю физически или просто хочу отвлечься от будничных, тягостных моментов жизни, беру в руки фотоаппарат и иду искать сюжеты. Не обязательно на природе, даже просто гуляя по городу. Мысли направляются в другое русло, расслабляешься. В этом отрешенном состоянии отдыхаю. Мне очень интересно наблюдать за людьми. У нас в городе много красивой молодежи, детей. Очень красивые старики. Недавно я даже сделал подборку для нового альбома — «Лица». Не знаю, как к этому отнесется составитель, но мне идея нравится.
…За 45 лет занятий фотографией у Сергея Григорьевича скопился огромный фотоархив. Это — история Челябинска, его люди, знаменитости, которые бывали в нашем городе. Снимки Васильева, однажды увиденные, действительно не забываются. В свое время его приглашали работать в «Известия», как театральному фотохудожнику обещали двойные оклады в Петербурге. Даже невесту с квартирой нашли… Так и не поехал никуда. И, как показывает жизнь, оказался прав: челябинские фотографии востребованы всюду. В портфолио Васильева — около 300 зарубежных изданий, не говоря о публикациях в прессе. Его находят самым невероятным образом, по неведомым ему самому каналам. Звонят, шлют факсы, делают неожиданные заказы. Сейчас в Лондоне, например, готовится к выходу новый красочный альбом, включающий 100 фотографий челябинского мастера.
У мэтра Васильева есть все: любимое дело, известность, огромное количество творческих планов, от которых дух захватывает. И уж точно нет одного — звездности. Он каждый день, без опозданий, приходит на работу в «Вечерку», выполняет редакционные задания, встречается с людьми. И как настоящий Мастер понимает, что работа в ежедневной газете помогает сохранить творческую форму и особый дар — «останавливать» самые потрясающие моменты жизни.

КСТАТИ

45 лет тому назад

На днях свой день рождения отметил Челябинский фотоклуб. Он был основан в самом конце 1959 года. Активной же деятельностью клуб стал заниматься с начала 1969 года.
Первым председателем стал журналист Евгений Ткаченко — ныне собкор ИТАР-ТАСС. Фотоклуб создавался при редакции «Челябинского рабочего», а среди первых его участников были Владимир Белковский, Юрий Теуш, Аркадий Ходов, Юрий Рожков, Георгий Шнякин, Ефим Мондрусов, Игорь Викторов. Долгое время они собирались в старинном особняке на улице Коммуны (сейчас это Дом ученых), там тогда находилась редакция. Потом, уже в Доме печати, встречи проводились в лаборатории Михаила Петрова. А когда была создана газета «Вечерний Челябинск», в фотоклуб пришел и наш корреспондент Сергей Васильев.
Практически сразу после своего создания клуб стал принимать участие в различных выставках и получать самые престижные премии.

Ольга ВОЛКОВА.