Меню

СИТУАЦИЯ

10.01.2006 00:00 2 (10390)
КОМУ НУЖНЫ «ЛИШНИЕ» СВЕТОФОРЫ? СТРЕМЛЕНИЕ ГОССТРУКТУР СЭКОНОМИТЬ НА БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ОБОРАЧИВАЕТСЯ УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗН...


КОМУ НУЖНЫ «ЛИШНИЕ»
СВЕТОФОРЫ?

СТРЕМЛЕНИЕ ГОССТРУКТУР СЭКОНОМИТЬ НА БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ОБОРАЧИВАЕТСЯ УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Каждую зиму УГИБДД ведет проверку отремонтированных за теплое время года дорог. Тенденция, выявляемая за последние несколько лет, как минимум настораживает: мероприятия, призванные обеспечить безопасность пешеходов и автомобилистов, вносимые в проекты реконструкции, на этапе утверждения из плана работ исчезают. Это есть волеизъявление федеральной структуры, именуемой Главгосэкспертиза. По мнению чиновников, установка, к примеру, «лишних» светофоров или их замена никоим образом не повлияют на безопасность, а требования сделать это — абсурд. Гаишники же считают, что подобным образом федеральная служба экономит бюджетные расходы.


На перекрестке улиц Косарева и Братьев Кашириных каждый водитель сам себе регулировщик...

Ирина БЕРЕЖНАЯ
Фото автора

ТАБУ НА НОВШЕСТВО

Перекресток улиц Братьев Кашириных и Косарева лично я не люблю. Всегда сочувствую тем, кто, стремясь попасть на строительный рынок, расположенный тут же, вынужден минут по десять ждать возможности перейти проезжую часть. Поток машин непрерывный и плотный, а прохожих пропускать, особенно если нет знака перехода, наши автомобилисты не любят. Хотя последним тоже, кстати, не позавидуешь: повернуть с Кашириных влево на Косарева весьма проблематично, кто ездил — знает. Когда-то, при проектировании капремонта перекрестка, обязательным условием со стороны ГИБДД была установка восьми светофоров: четырех транспортных и четырех пешеходных. Рекомендация была исключена на этапе экспертизы, затраты на сами светофоры и оборудование к ним — инженерные кабели, сигнализацию, дорожные знаки (всего около одного миллиона рублей) сочли необоснованными. В ответ ГИБДД отказалась завизировать документ приема дороги в эксплуатацию, вот только никакой роли отказ не сыграл.
— Этот перекресток должен быть оборудован светофорами, должны быть пешеходные переходы, — убежден Артем Галиуллин, госинспектор ГАИ Челябинска. — С одной стороны, строительный рынок, с другой — тоже рынок строится, в скором будущем действовать начнет. Да вот хотя бы на люк посмотрите (Артем указывает на канализационный люк на тротуаре, открытый и забитый мусором), он тоже должен был быть отремонтирован при реконструкции…
Этот перекресток на Братьев Кашириных — не единственный сложный. Его побратим — перекресток с Чайковского. Нерегулируемый съезд с Набережной, растянутая линия перехода не раз приводили к трагедиям: пешеходы переходят дорогу там, где их застиг «свой зеленый», а в это время повернувший лихач их сбивает. Двор дома № 97 по Братьев Кашириных вообще плавно вытекает в проезжую часть — никакого ограждения. Остается надеяться, что не выскочит как-нибудь на дорогу ребенок в погоне за мячиком.
— Что, перекресток делать надумали? — Едва мы подъехали на пересечение улиц Чайковского и Братьев Кашириных и начали осматриваться, подошел с вопросом Геннадий Сергеевич, случайный прохожий. — Давно пора. Неудобно его переходить — машины идут в три- четыре ряда, не знаешь, откуда вырулит. Мою жену весной прошлого года здесь сбили. Слава богу, серьезной травмы она не получила.
Когда рассматривались рекомендации ГИБДД при планировании ремонта этого участка дороги, в качестве компромисса было высказано согласие установить светодиодные линзы на светофоры. И все. Пешеходные ограждения, демонтаж светофоров и установка их вновь с дополнительной колонкой, регулировка съезда с улицы Набережной были расценены как ненужные.
Такой же вердикт вынесли искусственному освещению на «меридиане», на участке от Троицкого тракта до Гончаренко. Между тем все опрошенные нами водители в голос заявили: свет нужен. Видимость вечером и ночью плохая, да что там — ее нет вообще. Дорогу освещаешь фарами собственной машины, а что там, на обочине, — не знаешь. Порой выскочит пьяный, успеешь на тормоза нажать — жив останется, нет — под статью пойдешь. И ладно, если заметишь его вовремя. Бывает же, что встречный транспорт ослепляет — пусть на секунды, но кому-то они стоят жизни. За два последние года на «меридиане» под колесами транспорта закончились жизни двенадцати человек. Все ДТП произошли в темное время суток, отсутствие света было признано их причиной.

ДЕШЕВО И СЕРДИТО?

Ремонтные работы дорожных участков, о которых идет речь, проектировались и проводились в 2004 — 2005 годах. К самому процессу проектировки придраться сложно: как и положено, проектный институт запросил в ГИБДД технические условия в части безопасности, внес их в план и смету и отправил в дорожную инспекцию на согласование. Это обязательная процедура, прописанная в Законе «О безопасности дорожного движения». А собственно условия зависят от состояния дороги, напряженности движения и анализа очагов аварийности: где-то ливневую канализацию необходимо соорудить, где-то ограждение поставить, дорожные знаки, где-то — поменять или установить светофор и так далее. Порой затраты на безопасность на отдельных участках дороги могут вылиться в кругленькую сумму, однако ГИБДД это не волнует, говорят: наше дело — предотвратить ДТП. Финансы же волнуют Главгосэкспертизу, куда проекты поступают на согласование и, как вы уже догадались, на экспертизу. Заключается она, если свести все функции службы к элементарному, в сопоставлении разумности затрат и необходимости обозначенных работ.
— После того как проект на реконструкцию дороги выполнен, его согласовывают со многими организациями, с нами, в частности, — говорит Сергей МУХАЧЕВ, заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения УГИБДД Челябинской области. — Все наши условия должны быть обязательно исполнены, это утверждено законодательно. К сожалению, последнее время Главгосэкспертиза экономит — исключает из проектов оговоренные нами пункты, не ставя нас в известность. И это притом, что в Законе «О безопасности дорожного движения» четко оговорено: снижение затрат за счет безопасности не допускается. Но они даже вмешиваются в такие пункты, как асфальтобетонное покрытие: необходимо два слоя, а после экспертизы на бумаге остается только один. Дорога, конечно, получается гладкая и ровная, но что от нее остается через год? Вы посмотрите, какие у нас фуры ездят… И где тут экономия?
Право объяснить или не объяснить, почему объект, включенный гаишниками в список обязательных, из плана реконструкции исключен, Главгосэкспертиза оставила за собой. Так, в экспертных заключениях не получили освещения причины «ликвидации» освещения на «меридиане» и светофоров на перекрестке улиц Кашириных — Косарева. Хотя в телефонном разговоре с нами представитель управления дорожного благоустройства сослался на договор аренды с компанией «Массив», которая ведет стройку напротив «Строительного рынка». Мол, «Массив» должен был внести свой вклад в безопасность, но не внес…
На этом этапе проблема безопасности и экономии муссируется в эпистолярном жанре. Недавно ее обсудили на комиссии при губернаторе. Однако Главгосэкспертиза — структура вневедомственная, Петру Сумину не подчиняется. УГИБДД намерено добиваться решения этой проблемы.

КОММЕНТАРИИ

Требования не обоснованы

Сергей КОЧКИН, заместитель начальника управления Главгосэкспертизы России по Челябинской области:

— Это все ерунда. Заранее на проектировании эти моменты не были оговорены. У нас документация идет на полное дорожное полотно. Мы бы не возражали, если бы они (ГИБДД. — Авт.) просили на светодиод заменить светофоры. Они же полной замены требуют, кабели поменять, ограждения наставить — с чего они все это взяли? На перекрестке улиц Братьев Кашириных и Молодогвардейцев, на остановке «Кирпичный завод» светофоры существуют, в рабочем состоянии находятся. Зачем их менять? Была предусмотрена замена их полностью — это нерационально, неэкономно. На перекрестке улиц Кашириных — Косарева действительно что-то было… Но там выезд с рынка — в сторону от Косарева. И въезду на нее ничто не препятствует. Повороту налево также ничего не мешает, потому что есть светофор на Краснознаменной. А по Братьев Кашириных едут в основном в город, и если поставить светофор, будет пробка.
По «меридиану» освещение было запроектировано только около городской ГАИ. Мы его убрали, так как там нет перехода на скоростные полосы. На последнее их письмо мы не стали отправлять ответ, но коли нас так донимают, отправим. Управление благоустройства к нам, кстати, претензий не имеет. А вообще, кто-то должен задавать правила игры. Должно быть задание на проектирование, утвержденное главой города. Должны быть документы, обосновывающие замену, должна быть предоставлена оценка по нормативам, срокам эксплуатации. А то кому-то приспичило поставить или поменять, скажем, светофор, а обоснования где?

На «меридиане» будет светло

Михаил СКРИПКО, начальник уравления дорожного строительства и благоустройства:

— У нас разработана концепция развития транспортной системы до 2010 года. В ее рамках ежегодно планируются затраты на ремонт и содержание дорог. В программе расписано финансирование объектов: городское, областное или федеральное. Проект проходит обязательное согласование в ГИБДД и экспертизу, затем также по конкурсу определяется генподрядчик. Работы принимает Южно-Уральский центр дорожных испытаний. Что касается, например, перекрестка улиц Братьев Кашириных и Косарева, то там есть шикарный строительный рынок, «Массив» ведет стройку, и в договоре с ними было оговорено, что они внесут свой вклад в финансирование светофора. На ремонт «меридиана» деньги выделяла область. Не хватило. Губернатор дал задание доделать невыполненные работы. В 2006 году «меридиан» будет освещен. Вообще же нужно исходить из того, какая сумма внесена в бюджет на содержание дорог. Если гордума уже определила ее, то что мы можем сделать?