Меню

Михаил Лонщаков: «Казаки — это народ»

15.08.2014 17:20 61 (11773)


Cудя по всему, в повестке дня современной России по-прежнему остро актуальным остается все тот же вопрос: кто поведет и куда все же пойдет современное российское казачество?
 
 
Михаила Лонщакова хорошо знают как одного из старейших и известных атаманов Оренбургского казачьего войска, признанного лидера всероссийского казачьего движения. И сегодня именно к Михаилу Николаевичу приехали казаки из Сосновского района Челябинской области. По предложению своего атамана Александра Метликина они хотят переиздать ставшую уже библиографической редкостью книгу челябинских авторов «Возвращение ас (аз)-саков. Дорогой легендарных предков». Потому что именно Лонщаков несколько лет назад возглавил творческий коллектив писателей. Именно он явился генератором идеи — попытаться доказать, что казаки все-таки являются самостоятельным этносом, опровергнуть бегло-холопскую концепцию происхождения казачества. И за это Лонщаков с товарищами чуть не оказался на скамье подсудимых...
 

 
По мнению известного челябинского ученого Александра Власова, «…идея книги не нова и сводится к двум постулатам. Во-первых, казаки — самостоятельный этнос, проистекающий из древних ариев, которые, по мнению некоторых исследователей, возвели Аркаим, своего рода уральскую Атлантиду. Это если говорить о всех казаках скопом. Во-вторых (если говорить о каждом казаке по отдельности), суть каждого казака состоит в том, что он — господин сам себе. Только в отличие, скажем, от анархиста этот господин способен не только иметь вольный образ жизни, но непременно подчиняться долгу с дисциплиной и противостоять стремлениям своего импульсивного существа».

Тем не менее эта скромная книжка стала участницей поразительной детективной истории, от которой дух захватывает. Взяли Михаил Лонщаков и Борис Милехин свою книгу и, как у казаков принято, махнули с ней на Дон, чтобы познакомить со своим историческим повествованием своих донских собратьев. Но по дороге были вдруг весьма неожиданно извлечены из поезда супербдительными людьми в милицейской форме и неприметными господами в штатском... Поудивлялись тогда многие, конечно, с чего бы это «милиция» проявила абсолютно неожиданный интерес к литературе вообще и к историческим реминисценциям в частности. Прицельно конфисковав при этом у степенных и приличных мужчин их дорожную сумку с хорошо запечатанными еще в типографии книжками. Вечером отобрали, а к утру двум соавторам уже выдали на руки объемное и пространное лингвистическое заключение из специализированной экспертной организации — Ростовский центр судебных экспертиз, где, говорят, отродясь не было даже штатного лингвиста... Да и как выяснилось поутру, заключение было изготовлено, но пакет с книжками даже не вскрывали...

Глубокомысленные выводы этих специалистов впоследствии были, в свою очередь, проанализированы ведущими сотрудниками Челябинской независимой лаборатории судебной экспертизы «Стэлс». Получалось, что их ростовские коллеги признали, что «прямых призывов к экстремистским действиям и насильственному захвату власти, а также угроз такого рода книжка не содержит». Вернее, у авторов такие намерения, конечно же, должны присутствовать, но они в тексте так искусно закамуфлированы, что в распоряжении экспертов не имеется средств для их выявления. Тем не менее если у какого читателя экстремистские настроения ранее уже имелись, то после прочтения книги они никак не могут исчезнуть. А посему, пишут эксперты, независимо от намерений, которые преследовали при создании книги ее авторы, распространение данного текста создает предпосылки для экстремистской деятельности. Короче говоря, книжка вредная, непонятная и весьма подозрительная.

А тут еще прокурор города Белая Калитва как-то очень вовремя подсуетился и установил, оказывается, что челябинские казаки к тому же взяли да и умышленно распространили свои книжки про казачий этнос... среди работников милиции Белокалитвинского района. Среди тех самых, которые эти книжки у них попросту принудительно изъяли. И в итоге старший советник юстиции объявил, что челябинские казаки занимаются экстремистской деятельностью... Вот так надо раскрывать, оказывается, серьезные преступления! Долго изучали авторов книги «Возвращение ас(аз)-саков. Дорогой легендарных предков» компетентные органы, но прошло совсем немного времени, и департамент по делам казачества и кадетских корпусов правительства Ростовской области взял да и разослал во все заинтересованные организации свое официальное письмо. В нем сказано, что, согласно выводам Института этнологии и этнографии Российской Академии наук, казаки все-таки действительно самостоятельный народ. А заключение РАН по этому поводу с рядом аргументов в пользу казачьего народа к тому же подписал известный ученый — директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая и Центра социальной антропологии РГГУ академик Валерий Тишков, в недавнем прошлом министр по делам национальностей Российской Федерации. Действительный член Академии наук РФ обратил внимание всех заинтересованных структур, что казаки представлены отдельной строкой в перечне национальностей Всероссийской переписи населения и значатся к тому же как отдельный народ на карте «Народы Российской Федерации», изданной Министерством регионального развития, а также привел целый ряд других интересных фактов.

Но, судя по всему, в повестке дня современной России по-прежнему остро актуальным остается все тот же вопрос: кто поведет и куда все же пойдет современное российское казачество? Мало кто сегодня вспоминает о том, что в 2000 году в Челябинске был создан организационный комитет по созданию всероссийской партии «Казаки России». Председателем организационного комитета был избран популярный атаман М.Н. Лонщаков. Тогда казачьим политическим движением были охвачены 70 регионов России. Численность нарождавшейся казачьей партии — более 50 тысяч человек. Челябинское региональное отделение представляли более двух тысяч активистов. В 2001 году в Самаре состоялся учредительный съезд «Казаков России». Но партии тогда было отказано в регистрации в силу слишком многих субъективных причин. Более чем через десятилетие Казачья партия Российской Федерации (КаПРФ) была все же зарегистрирована, и создано Челябинское региональное отделение, председателем которого был избран все тот же Михаил Лонщаков.
И снова Михаил Николаевич оказался на острие борьбы за права казачьего народа: «В июне 2014 года Государственная Дума Российской Федерации рассмотрела в первом чтении проект федерального закона № 475207-б «О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», широко известного как федеральный закон № 154-ФЗ и часто ошибочно называемого «Законом о казачестве». Более чем странный законопроект был внесен в Госдуму 18 марта 2014 года единороссами Михаилом Маркеловым, Александром Сидякиным, Олегом Савченко и, как особо подчеркивалось в пояснительной записке, предназначался для того, чтобы «... обеспечить подлинно народный характер несения казаками государственной службы и освободить ее от элементов политического противостояния». Получается, что государственная служба российского казачества, и только его одного, должна осуществляться исключительно на непартийной основе. Поэтому «члены казачьих обществ, принявшие обязательства по несению государственной службы, обязаны приостановить членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, не могут вступать в них, либо принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, в казачьих обществах не допускаются».

Так что данная норма права, по мнению челябинского казака Михаила Лонщакова, прямо предполагает полную деполитизацию казачества и ставит точку в изрядно затянувшемся вопросе о правах российских казаков.

Эти новации к тому же прямо противоречат основным положениям Конституции Российской Федерации, обеспечивающей равные права и политические свободы граждан страны.