Меню

Олег Павлов: «Я искал что-то свое»

15.08.2014 17:05 61 (11773)


Олег Павлов — писатель, поэт, режиссер. В 1981 году окончил Челябинский государственный
институт культуры, работал актером, режиссером и художником в театрах Алтая и Урала. Руководит театром кукол, который создал в Златоусте в 1994 году. Публиковался в газетах Горного Алтая, Златоуста, Челябинска, в журналах «Урал» и «Уральская новь». Сегодня Олег Павлов входит в правление Челябинской писательской организации, руководит областным литературным клубом «Светунец», редактирует газету «Творческий союз» и литературно-краеведческий журнал для детей «Подорожник». Лауреат Южно-Уральской литературной премии 2012 года, в 2013-м его сборник стихов «Родники» был отмечен дипломом творческого конкурса Уральского федерального округа.
 
 
Всегда искренне завидовала людям, которые могут себе позволить заниматься любимым делом. Олег Павлов как раз из этих счастливчиков. Захотел написать книгу — написал, захотел снять фильм — снял. Премьера прошла уже в нескольких городах, а это значит, что картина «пошла в жизнь», для автора это если не главный, то очень значимый результат.
 

Маленький принц Алеша
В Челябинске настоящий большой показ состоялся в начале августа в кинотеатре «Знамя». Здесь решили отметить 70-летие со дня смерти Сент-Экзюпери. Фильм «Маленький принц» Олега Павлова оказался кстати. Собственно, он и предложил эту идею, руководство кинотеатра поддержало земляка.
— Идея меня преследовала давно, года четыре, — признается Олег Николаевич. — Но только теперь появилась техническая возможность для ее исполнения. Я и прежде занимался любительской съемкой, но лишь сейчас появилась возможность самостоятельного монтажа. А самое главное — подрос сын, который, как мне кажется, очень подходит на роль Маленького принца. Вырастет — уже будет не то, — кивает на сынишку, пристроившегося рядом.
— Ой, похож, — шепчет на ухо фотограф и щелкает двойной портрет.
Маленький принц (в миру сын Алеша) с широко распахнутыми голубыми глазищами как будто сошел с рисунка.
— А кудри-то где? — тихонько ахаю.
— Сбрил! Представляете? Сразу после окончания съемок постригся налысо! — разводит руками папа.
— Трудно было сниматься? — обращаюсь к принцу Алеше.
— Да нет, не очень, — пожимает он худенькими плечами. — Хотя иногда целый день приходилось работать.
— Книжку читал?
— Не-е-е-ет, только сценарий.
— А фильм уже смотрел, понравился?
— Да, было интересно, а на большом экране он выглядит совсем иначе, просто здорово.
— В школе-то знают, что ты теперь кино-звезда? Что говорят?
— Ничего. Я подарил своей учительнице диск, она сказала: «Спасибо».
К слову, фильм снимался семейной киностудией на семейные же деньги, в ролях сам Олег Николаевич и трое его детей — Тимофей, Алеша и Вероника.
— Но с детьми работать очень сложно, тем более со своими, как справлялись?
— Всякое было. Дети уставали, капризничали, убегали со съемок, манкировали своими обязанностями. Потом я смонтировал фрагмент, они посмотрели и сказали: «А давайте закончим».

Наглость помогла
С Экзюпери у Павлова давняя дружба. В восемь лет он, с подачи старших братьев, познакомился с историей Маленького принца и навсегда влюбился в эту повесть.
— И вы знаете, за это время мои впечатления нисколько не изменились, — поднимает глаза собеседник, в которых из под седых бровей прорезался взгляд по-детски наивный и светлый.
В свое время, будучи театральным режиссером, Олег Николаевич написал инсценировку повести, жаль, на сцене воплотить не удалось, а вот музыкально-поэтическую композицию сделал в Златоусте. Пересмотрел множество фильмов о Маленьком принце.
— Их очень много, среди них два российских, английский неплохой, мультфильмы, есть французская опера «Маленький принц». Но я искал что-то свое. Мне кажется, нашел.
На создание картины ушло два года. Пустынные, инопланетные сцены снимали дома, в поселке Батуринском, в шести километрах от Еманжелинска.
— Мы недавно переехали. А там песчаный карьер, сопки, отвалы, которые стали нашими планетами. А все остальное — наша наглость, — улыбается режиссер.
Наглость в соединении со здравым смыслом и талантом дала неплохой результат.
В январе нынешнего года сделали пробный показ в киноцентре Оболенского. К Павлову потянулись корреспонденты: «Русский репортер», НТВ даже приезжало. Дальше — больше: показали в Златоусте, Еманжелинске, Бийске, Калининграде. Фильм пошел по России. В Интернете фильм увидела Наталья Бондарчук и пригласила Павлова в свою киношколу.
— Для меня это дебют. И мне очень приятно. Эх, жаль, не смог поехать, — сокрушается Олег Николаевич.

Евангелие от Маленького принца
На премьеру «Маленького принца» в «Знамени» никаких билетов никто не продавал. Люди приходили по приглашениям, услышав о показе по сарафанному радио. Несмотря на рабочее время, зал кинотеатра отнюдь не пустовал: мамы с детьми, библиотекари, студенты, на удивление молодежи было достаточно много.
— И все-таки ваш фильм предназначен…
— Для взрослых. Ведь это философская притча, об этом же в свое время писал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Это критическая ситуация, которая настигает каждого взрослого человека.
— Значит, у вас главный герой все-таки летчик?
— Безусловно, а принц это ангел, который должен его спасти, вывести из пустыни, из сумрачного леса на светлый путь. Знаете правило? Если заблудился, нужно выйти к исходной точке. Так и в этом случае. Чтобы переосмыслить жизнь, нужно обратиться к началу, вернуться в детство. В фильме это происходит в прямом, физическом плане: летчик превращается в мальчика, и только тогда они находят общий язык, начинают понимать друг друга, их уже не пугает пустыня, сломанный самолет, они находят воду, чинят аэроплан. Есть такой поэт Константин Кедров, он как-то назвал это произведение «Евангелием от Маленького принца», мне кажется, очень верно. Хотя… Это я наблюдал, как фильм воспринимают дети — очень хорошо. Я старался не делать затянутых кадров, вводить занимательные, даже комедийные эпизоды, сценки, чтобы интересно было смотреть всем.

Автограф Чуковского
— И что теперь? Есть желание продолжать снимать кино?
— Огромное! Возможностей поменьше: много писательских обязательств, издательских, родительских, в конце концов, и деньги нужно зарабатывать, — разводит руками Павлов. — Сейчас редактирую детский журнал «Подорожник», в конце августа выйдет номер, посвященный 200-летию Лермонтова. Руковожу клубом «Светунец» вот уже 11 лет, издаю клубный альманах.
Продолжать перечислять обязанности, равно как и таланты нашего героя, можно еще и еще. Как говорится, талантливый человек талантлив во многом.
— Все из детства. Оно было потрясающим. Мы с братьями увлекались изданием рукописных книг, журналов, рисованием фильмов. Как-то про это прознал журнал «Пионер», началась переписка, потом к нам в глубинку (мы жили в Свердловской области) приехал журналист Владимир Глоцер, чтобы изучать наши журналы. Убедил кого-то в Москве сделать диафильм по нашим стихам, а на гонорары редакция устроила нам праздник: на каникулы нас пригласили в Москву, оплатили дорогу, проживание, экскурсии, даже мороженое. Мы побывали в редакции «Пионера», в «КП» познакомились с Василием Песковым, но самое главное — побывали в Переделкино в гостях у Чуковского. Мы встретились в Доме литераторов, пошли с ним пешком до дачи, по пути он показывал, рассказывал: «Вот видите — дрова рубит. Это Валентин Катаев». Весь вечер мы пили с Корнеем Ивановичем чай и разговаривали о литературе. Он нам читал свои стихи, спрашивал наше мнение, потом мы ему читали. У нас даже автограф его сохранился: «Поэтическому семейству Павловых от их скромного коллеги».

Мальчиш или Мио?
Тем не менее поступать Павлов решил в Челябинский институт культуры — грезил актерской карьерой.
— Целый консилиум устроили по моему поводу, — вспоминает собеседник. — Я тогда заикался страшно, еще и картавил, физические недостатки. Но Зинаида Григорьевна Казакова, педагог по речи, меня тогда спасла, сказала: «Речевые недостатки исправим». И меня взяли.
Доверие необычный студент Павлов оправдал: работал в театрах Урала, на Алтае, создал театр кукол в Златоусте, где ему все пришлось начинать с нуля — быть и актером, и режиссером, и драматургом, и художником. И сейчас театр продолжает существовать. Теперь к писательской, театральной, организационной работе прибавилось еще и кино. Сейчас на семейной киностудии Павловых «Маленький принц» идут жаркие споры.
— Я бы хотел снять историю про Мальчиша-Кибальчиша. Сейчас Гайдара забыли, а ведь у него замечательные произведения, «Мальчиш» одно из лучших. Дети меня склоняют в другую сторону, им нравится повесть Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио». Правда, Грамматиков уже снял фильм, но это не совсем то. В этом случае экономвариант не подойдет, нужен замок, съемки надо проводить в Крыму, это все дорого, — вздыхает собеседник, но тут же стряхивает с себя скепсис: — Но на всякий случай сценарий я уже написал. Будем думать.
Такое впечатление, что все, что он задумает, у него получается. Легко ли трудно — это другой вопрос, но всегда результативно. О чем еще можно мечтать творческому человеку?
— Сейчас самая большая мечта — купить хорошую камеру, — признается Олег Николаевич.
Что же, если дело только в этом, думаю, в недалеком будущем мы увидим новый павловский киноопус.