Олег Павлов: «Я искал что-то свое»
институт культуры, работал актером, режиссером и художником в театрах Алтая и Урала. Руководит театром кукол, который создал в Златоусте в 1994 году. Публиковался в газетах Горного Алтая, Златоуста, Челябинска, в журналах «Урал» и «Уральская новь». Сегодня Олег Павлов входит в правление Челябинской писательской организации, руководит областным литературным клубом «Светунец», редактирует газету «Творческий союз» и литературно-краеведческий журнал для детей «Подорожник». Лауреат Южно-Уральской литературной премии 2012 года, в 2013-м его сборник стихов «Родники» был отмечен дипломом творческого конкурса Уральского федерального округа.
Маленький принц Алеша
В Челябинске настоящий большой показ состоялся в начале августа в кинотеатре «Знамя». Здесь решили отметить 70-летие со дня смерти Сент-Экзюпери. Фильм «Маленький принц» Олега Павлова оказался кстати. Собственно, он и предложил эту идею, руководство кинотеатра поддержало земляка.
— Идея меня преследовала давно, года четыре, — признается Олег Николаевич. — Но только теперь появилась техническая возможность для ее исполнения. Я и прежде занимался любительской съемкой, но лишь сейчас появилась возможность самостоятельного монтажа. А самое главное — подрос сын, который, как мне кажется, очень подходит на роль Маленького принца. Вырастет — уже будет не то, — кивает на сынишку, пристроившегося рядом.
— Ой, похож, — шепчет на ухо фотограф и щелкает двойной портрет.
Маленький принц (в миру сын Алеша) с широко распахнутыми голубыми глазищами как будто сошел с рисунка.
— А кудри-то где? — тихонько ахаю.
— Сбрил! Представляете? Сразу после окончания съемок постригся налысо! — разводит руками папа.
— Трудно было сниматься? — обращаюсь к принцу Алеше.
— Да нет, не очень, — пожимает он худенькими плечами. — Хотя иногда целый день приходилось работать.
— Книжку читал?
— Не-е-е-ет, только сценарий.
— А фильм уже смотрел, понравился?
— Да, было интересно, а на большом экране он выглядит совсем иначе, просто здорово.
— В школе-то знают, что ты теперь кино-звезда? Что говорят?
— Ничего. Я подарил своей учительнице диск, она сказала: «Спасибо».
К слову, фильм снимался семейной киностудией на семейные же деньги, в ролях сам Олег Николаевич и трое его детей — Тимофей, Алеша и Вероника.
— Но с детьми работать очень сложно, тем более со своими, как справлялись?
— Всякое было. Дети уставали, капризничали, убегали со съемок, манкировали своими обязанностями. Потом я смонтировал фрагмент, они посмотрели и сказали: «А давайте закончим».
Наглость помогла
С Экзюпери у Павлова давняя дружба. В восемь лет он, с подачи старших братьев, познакомился с историей Маленького принца и навсегда влюбился в эту повесть.
— И вы знаете, за это время мои впечатления нисколько не изменились, — поднимает глаза собеседник, в которых из под седых бровей прорезался взгляд по-детски наивный и светлый.
В свое время, будучи театральным режиссером, Олег Николаевич написал инсценировку повести, жаль, на сцене воплотить не удалось, а вот музыкально-поэтическую композицию сделал в Златоусте. Пересмотрел множество фильмов о Маленьком принце.
— Их очень много, среди них два российских, английский неплохой, мультфильмы, есть французская опера «Маленький принц». Но я искал что-то свое. Мне кажется, нашел.
На создание картины ушло два года. Пустынные, инопланетные сцены снимали дома, в поселке Батуринском, в шести километрах от Еманжелинска.
— Мы недавно переехали. А там песчаный карьер, сопки, отвалы, которые стали нашими планетами. А все остальное — наша наглость, — улыбается режиссер.
Наглость в соединении со здравым смыслом и талантом дала неплохой результат.
В январе нынешнего года сделали пробный показ в киноцентре Оболенского. К Павлову потянулись корреспонденты: «Русский репортер», НТВ даже приезжало. Дальше — больше: показали в Златоусте, Еманжелинске, Бийске, Калининграде. Фильм пошел по России. В Интернете фильм увидела Наталья Бондарчук и пригласила Павлова в свою киношколу.
— Для меня это дебют. И мне очень приятно. Эх, жаль, не смог поехать, — сокрушается Олег Николаевич.
Евангелие от Маленького принца
На премьеру «Маленького принца» в «Знамени» никаких билетов никто не продавал. Люди приходили по приглашениям, услышав о показе по сарафанному радио. Несмотря на рабочее время, зал кинотеатра отнюдь не пустовал: мамы с детьми, библиотекари, студенты, на удивление молодежи было достаточно много.
— И все-таки ваш фильм предназначен…
— Для взрослых. Ведь это философская притча, об этом же в свое время писал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Это критическая ситуация, которая настигает каждого взрослого человека.
— Значит, у вас главный герой все-таки летчик?
— Безусловно, а принц это ангел, который должен его спасти, вывести из пустыни, из сумрачного леса на светлый путь. Знаете правило? Если заблудился, нужно выйти к исходной точке. Так и в этом случае. Чтобы переосмыслить жизнь, нужно обратиться к началу, вернуться в детство. В фильме это происходит в прямом, физическом плане: летчик превращается в мальчика, и только тогда они находят общий язык, начинают понимать друг друга, их уже не пугает пустыня, сломанный самолет, они находят воду, чинят аэроплан. Есть такой поэт Константин Кедров, он как-то назвал это произведение «Евангелием от Маленького принца», мне кажется, очень верно. Хотя… Это я наблюдал, как фильм воспринимают дети — очень хорошо. Я старался не делать затянутых кадров, вводить занимательные, даже комедийные эпизоды, сценки, чтобы интересно было смотреть всем.
Автограф Чуковского
— И что теперь? Есть желание продолжать снимать кино?
— Огромное! Возможностей поменьше: много писательских обязательств, издательских, родительских, в конце концов, и деньги нужно зарабатывать, — разводит руками Павлов. — Сейчас редактирую детский журнал «Подорожник», в конце августа выйдет номер, посвященный 200-летию Лермонтова. Руковожу клубом «Светунец» вот уже 11 лет, издаю клубный альманах.
Продолжать перечислять обязанности, равно как и таланты нашего героя, можно еще и еще. Как говорится, талантливый человек талантлив во многом.
— Все из детства. Оно было потрясающим. Мы с братьями увлекались изданием рукописных книг, журналов, рисованием фильмов. Как-то про это прознал журнал «Пионер», началась переписка, потом к нам в глубинку (мы жили в Свердловской области) приехал журналист Владимир Глоцер, чтобы изучать наши журналы. Убедил кого-то в Москве сделать диафильм по нашим стихам, а на гонорары редакция устроила нам праздник: на каникулы нас пригласили в Москву, оплатили дорогу, проживание, экскурсии, даже мороженое. Мы побывали в редакции «Пионера», в «КП» познакомились с Василием Песковым, но самое главное — побывали в Переделкино в гостях у Чуковского. Мы встретились в Доме литераторов, пошли с ним пешком до дачи, по пути он показывал, рассказывал: «Вот видите — дрова рубит. Это Валентин Катаев». Весь вечер мы пили с Корнеем Ивановичем чай и разговаривали о литературе. Он нам читал свои стихи, спрашивал наше мнение, потом мы ему читали. У нас даже автограф его сохранился: «Поэтическому семейству Павловых от их скромного коллеги».
Тем не менее поступать Павлов решил в Челябинский институт культуры — грезил актерской карьерой.
— Целый консилиум устроили по моему поводу, — вспоминает собеседник. — Я тогда заикался страшно, еще и картавил, физические недостатки. Но Зинаида Григорьевна Казакова, педагог по речи, меня тогда спасла, сказала: «Речевые недостатки исправим». И меня взяли.
Доверие необычный студент Павлов оправдал: работал в театрах Урала, на Алтае, создал театр кукол в Златоусте, где ему все пришлось начинать с нуля — быть и актером, и режиссером, и драматургом, и художником. И сейчас театр продолжает существовать. Теперь к писательской, театральной, организационной работе прибавилось еще и кино. Сейчас на семейной киностудии Павловых «Маленький принц» идут жаркие споры.
— Я бы хотел снять историю про Мальчиша-Кибальчиша. Сейчас Гайдара забыли, а ведь у него замечательные произведения, «Мальчиш» одно из лучших. Дети меня склоняют в другую сторону, им нравится повесть Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио». Правда, Грамматиков уже снял фильм, но это не совсем то. В этом случае экономвариант не подойдет, нужен замок, съемки надо проводить в Крыму, это все дорого, — вздыхает собеседник, но тут же стряхивает с себя скепсис: — Но на всякий случай сценарий я уже написал. Будем думать.
Такое впечатление, что все, что он задумает, у него получается. Легко ли трудно — это другой вопрос, но всегда результативно. О чем еще можно мечтать творческому человеку?
— Сейчас самая большая мечта — купить хорошую камеру, — признается Олег Николаевич.
Что же, если дело только в этом, думаю, в недалеком будущем мы увидим новый павловский киноопус.