Меню

Путь к «железной» профессии в Челябинске

08.05.2015 15:54 - автор Сергей Таран
Профтехобразование сначала обрушили по полной программе. Точнее, оно само рухнуло со всем советским укладом жизни. Перестала работать формула «восемь классов — и в ПТУ». И ПТУ скончались вместе с предприятиями, которые в них нуждались и их поддерживали. Не стало и «восьми классов» — рубежа, на котором ребята и их родители решали: идти в вуз (значит, доучиваться в школе) или начинать свое профессиональное обучение в техникуме или училище. Все разом решили, что надо поступать в вуз. «Юристы» и «экономисты» стали модным ориентиром на долгие годы. Резко обмелел поток студентов в техникумы. И вот только за последнее время в стране, когда прошла довольно жесткая санация всей системы профтехобразования, началось возрождение некогда мощного, отлаженного механизма воспроизводства специалистов для реальных отраслей экономики, без которых развитие страны немыслимо.
Путь к «железной» профессии в Челябинске


В Челябинской области система профессионального образования тоже переживает серьезные структурные и организационные изменения. Техникумы и колледжи превратились в большие многопрофильные центры, сменились программы обучения и профориентации, обновилась материально-техническая база. Но и сегодня работы в этом направлении — непочатый край. Главное ведь знать, в правильном ли направлении движемся.

Посмотреть на себя чужими глазами

В апреле правительственная делегация Челябинской области побывала в Беларуси, где, в частности, делились опытом развития среднего профобразования и знакомились с белорусской практикой. Было особенно отмечено, что на Южном Урале накоплен интересный опыт и налажено взаимодействие с работодателями.
Правильно ли развивается наше профессиональное образование?

— Мы развиваемся правильно, — уверена заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Зайко. — Коллеги из других регионов на это обратили внимание на апрельском межрегиональном объединенном совете. Напомню, в России таких два совета. Один в УрФО, который возглавляет наш министр Александр Кузнецов. Второй в Приволжском ФО. Тема последнего заседания совета — «Частно-государственное партнерство», организация взаимодействия с предприятиями, чтобы выпускники профессиональных образовательных организаций были востребованы на рынке труда.

Сегодня региональный минобр эту тему держит на особом контроле. Отсюда и частые посещения ряда промышленных площадок. ЧМК, автокомплекс «Регинас», ЧТЗ — вот неполный перечень адресов. Многим понравилось, что в Челябинске давно существует практика заключения трехстороннего договора между техникумами, предприятием и минобром. Сегодня действует 21 соглашение между предприятиями.

По словам Елены Зайко, уникальный опыт оказался и с само-определением учащихся по поводу будущей профессии. Особенно заинтересовались в Минске проектом «ТЕМП» (мотивация учащихся к выбору дисциплин научно-технического профиля), который сегодня набирает силу. Здесь играет большую роль наша система
профобразования (СПО), а также региональный профориентационный центр «Формула успеха».

Опыт Челябинской СПО по  профориентации показывали и в Кургане. Хорошие наработки появились и по инклюзивному образованию. На сегодняшний день обучать детей с психическими, физическими особенностями, инвалидов очень важно.

— Система профобразования теперь ориентируется на работодателя, — говорит Елена Зайко, — поэтому при формировании контрольных цифр мы просим, чтобы образовательные организации показывали договоры с предприятиями. На сегодняшний день мы готовы предложить около 16 тысяч бюджетных мест. Подверглось корректировке и заочное образование, и те направления, которые не являются профильными для образовательных организаций, не востребованы работодателями. В частности, немного сокращены гуманитарные направления в пользу технических. Интересно, что средним профессиональным образованием готовы заняться и вузы в рамках проекта «Инженеры Южного Урала».

Стройки ждут

Игорь Тубер, директор ЮУрГТК (бывший монтажный колледж):
— План приема в колледже большой. Только на бюджет принимаем 500 человек. Большим спросом пользуются строительные специальности. Есть информационное направление и технологии. В прошлое воскресенье закончилась Всероссийская олимпиада по программированию компьютерных систем. Наш студент стал победителем.

Челябинские студенты показывают себя и в WorldSkills (международная организация, продвигающая профессиональное техническое образование и обучение). Кстати, скоро соревнования WorldSkills пройдут в Казани. Техническое направление сегодня превалирует. Уже сейчас колледж готовит по 50 наиболее востребованным специальностям. В этом году мы открываем новую специальность — «сварочное производство». Оно не новое, многие готовят по этой специальности. Но спрос очень высокий. А у нас есть необходимая база для подготовки. Наше заведение используется в качестве ресурсного центра национального объединения строителей. Для этого есть необходимое оборудование.

И швец, и жнец, и по автомобильной части...

Сафуат Курманов, директор Челябинского дорожно-строи-тельного техникума:
— Только что пришло известие: наш учащийся занял первое место по России на конкурсе в номинации «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей». Очень приятно. Мы готовим ребят по специальностям «транспорт» и «дорожно-строительные машины». Принимаем более 400 человек. База у нас неплохая. Работаем во всех школах Курчатовского и Калининского районов. Используем различные формы профориентационной работы совместно с рядом компаний. Наши партнеры — «Регинас», «Строймеханизация», «Востокмонтаж», «Уралмостострой» и другие. Предприятия — социальные партнеры более охотно помогают нам в плане краткосрочной подготовки и повышения квалификации. Где думают на перспективу о кадрах, там результаты есть.

Техникум постоянно занимается модернизацией. Более четырех миллионов вложили в строительство автодрома благодаря правительству Челябинской области. За последнее три года купили четыре легковых автомобиля. В счет подготовки кадров предприятия передают нам технику в собственность. «Востокмонтажмеханизация», к примеру, передала нам автовышку. Мы ведь даем по две, по три профессии. «Строймеханизация» нам передала автокран. Сейчас решается вопрос о передаче гусеничного экскаватора. В прошлом году мы подготовили на краткосрочных курсах 783 человека.

Одевать людей —  наше дело

Ирина Пушкарева, директор Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли:
— Наше учебное заведение в следующем году отметит 60 лет. За все это время мы сумели сохранить наш профиль подготовки. Были времена, когда легкая промышленность ушла в небытие. Всех ведь надо одевать. У нас никогда не было проблем с трудоустройством выпускников — востребованность 100 процентов. Как правило, ребят приглашали студии моды, дизайнерские ателье и ателье по ремонту и пошиву одежды. Сейчас наблюдается: пошли крупные работодатели, такие, как «Швейная миасская фабрика». Заработал цех фабрики ВОГ (Всероссийское общество глухих). Для нас это важно, так как у нас обучаются около 60 студентов — инвалидов по слуху. Если раньше они шли на предприятия с обычным режимом, то теперь проходят практику на специализированном предприятии. В нашем копейском филиале начали преподавать логистику. В этом году открываем и в челябинском отделении. Новые дисциплины появились: коммерция, товароведение. Есть у нас и уникальные специальности — «технология трикотажного производства» и «моделирование и конструирование швейных изделий». Широко используем программы дополнительного образования. Например, студенты осваивают продукты программы 1С. Достаточно прочно стоим на ногах и ожидаем дальнейшего развития.

Колледж создает лицей

Александр Большаков, директор ЮУрМК (Южноуральский многопрофильный колледж):
— Это самый большой колледж — 4600 студентов. Сегодня многие профессии теряют популярность, но за счет многопрофильности колледж остается достаточно стабильным. К тому же это базовое учебное заведение с металлургическим профилем для всех стран СНГ.

За последние два года открыли семь лабораторий с самым современным оборудованием. Спрос на выпускников-металлургов огромный. Вот только пришло письмо из Троицка, где строится металлургический завод по производству ферромарганца. Просят подготовить весь спектр специальностей по металлургии.

Планируется открыть еще семь лабораторий. В планах этого года — открытие инженерно-технического лицея в рамках ЮУрМК. Мы хотим детей с седьмого класса учить по четырем направлениям, связанным с робототехникой, химией-физикой. Попытаемся воссоздать среду, в которой дети могли бы заниматься реальным творчеством. Обучение будет проектное. Группе ребят дается проект, и они сами проводят исследования. Для нас ЮУрГУ уже подготовил целый пакет таких проектов и готов предоставить свои лаборатории. Думаю, что по выходу мы будем получать совершенно другого абитуриента. Они будут уметь реально все — начиная от сварки и заканчивая токарными и фрезерными работами, конструировать любые детали в 3D. И не будут бояться принимать решения. У нас разработана автоматизированная система управления учебным процессом. Создание программ для обучающих симуляторов для нас важно.

Современные колледжи более мобильны, они быстрее подстраиваются под новые веяния. Потенциал наш мало чем отличается от вузовского.

Фрезеровщик — гордое звание

Андрей Андрющенко, директор Челябинского маханико-технологического техникума:
— Есть мнение, что мы не совсем правильно готовим специалистов. И от работодателей приходилось слышать критические замечания. Тогда мы пошли «в поля» — к рабочим местам в цехах — посмотреть, как работают станочники на металлообработке, какого уровня станочников мы должны сегодня готовить, какие места в перспективе будут освобождаться, какими умениями и навыками должны обладать наши ученики. Это приносит свои плоды. Работаем сегодня с мелкими и крупными предприятиями («Моторное производство ЧТЗ», Компрессорный завод, «Турбина»).

Готовим специалистов на электронные обрабатывающие центры и универсальные станки. С 1 сентября наш техникум получит пять обрабатывающих центров с программным управлением. Наши выпускники сразу будут вставать к станку, без дополнительной подготовки. Профессия станочника была одно время в забвении. Пять лет назад с трудом набирали 15 человек на специальность токаря или фрезеровщика. А сегодня по плану набираются пять полноценных групп — очень востребованная профессия.

Приглашаем детей и их родителей, чтобы сломать стереотип, что станочник должен стоять по локоть в машинном масле и по колено в металлической стружке. На самом деле это совершенно иная профессия — связанная с современным станочным парком, с высокой культурой производства.