Меню

Челябинский выпускник проведет новый учебный год в Исландии

25.05.2015 15:35 - автор Наталья ФИРСАНОВА
Выпускник девятого класса челябинец Ярослав Васильев планирует новый учебный год провести в Исландии. Намерения у юноши очень серьезные: встретиться с президентом северного государства, выучить два языка – исландский, датский и даже поискать славянский «след» в местных архивах, чтобы самостоятельно разобраться в норманской теории возникновения русского государства.
Челябинский выпускник проведет новый учебный год в Исландии


Трудности адаптации


Ярослав уже имеет опыт обучения за рубежом. В первом полугодии этого учебного года проходил стажировку по международной программе обмена для школьников АFS. Жил в сербском городе Шабац без родителей в принимающей семье, учился в гимназии вместе с местными старшеклассниками.

– Программа позволяет полностью погрузиться в атмосферу и культуру другой страны, выучить новый язык и, главное, дает ни с чем не сравнимый жизненный опыт, – утверждает отец Ярослава, директор компании «Урал бокс промоушен» Алексей Васильев. – Попасть в программу нам было не сложно. От ребенка требуются хорошие знания и умение представить свою страну. На это делают ставку организаторы.

– Ваш сын учился вдали от дома. Наверное, постоянно созванивались или общались по «скайпу» с ним?

– В Сербии Ярослав жил три месяца. На такой длительный срок он уезжал впервые. Конечно, мы очень волновались. Тем более в первый месяц рекомендовалось не общаться с родителями, чтобы полностью погрузиться в атмосферу страны и лучше адаптироваться к новым условиям. Но у нас был контакт с организаторами, от них мы получали информацию о сыне.

– Проблемы с адаптацией были?

– Как и любому иностранцу, ему пришлось преодолевать психологический, языковой, культурный барьер. Но, я считаю, сын с честью выдержал это испытание. Во-первых, он сразу нашел общий язык с принимающей семьей. Надо сказать, один из немногих студентов, приехавших в Шабац из других стран. Правда, в первое время были сложности в школьном коллективе: одноклассники неохотно шли на контакт. Но проблему удалось успешно решить.

Мост дружбы


…Как известно, общее дело объединяет. Алексей Николаевич предложил сыну устроить в школе выставку фоторабот челябинских журналистов, представить своих земляков, познакомить с индустриальной, культурной и спортивной жизнью родного города, показать неповторимую южноуральскую природу. Идею поддержал медиахолдинг «Гранада Пресс». Более 50 снимков челябинских фотокорреспондентов отправилось в Сербию, о чем сообщала «Вечерка» осенью 2014 года.

При подготовке выставки у Ярослава появились добровольные помощники – одноклассники, заинтересованность проявили педагоги и администрация гимназии. Во время совместной работы челябинский школьник подружился с сербскими ребятами. Экспозиция открылась за несколько дней до отъезда Ярослава на родину и вызвала искренний интерес у жителей города. На выставке, организованной в школе, побывали не только ученики и преподаватели, но и другие горожане, в том числе мэр Шабаца…

– Алексей Николаевич, как вы считаете, насколько образование за рубежом отличается от нашего, отечественного?

– В Сербии совсем другое отношение к образованию. Сын, например, был удивлен, что зарубежные одноклассники в своем кругу обсуждают в основном школьные задания. Никому даже в голову не приходит прогулять урок. При этом подготовка домашних заданий занимает очень много времени – в гимназии задают много. Ребята учатся в полную силу, стремятся поступить в университет. С большим уважением относятся к учителям. В гимназии сильные преподаватели. Многие имеют научную степень: учитель физики, например, один из известных астрономов в Сербии. Ярослав говорит, что ему было интересно учиться. Каждое утро он вставал рано и шел в школу с удовольствием.

Уроки дипломатии


– На ваш взгляд, что дало Ярославу обучение за границей?

– Сын вернулся домой другим человеком. Повзрослел, появилось осознанное желание учиться, цель в жизни – он хочет поступить в МГИМО, стать дипломатом. Кстати, в Сербии у него открылись способности к иностранным языкам. Он неплохо освоил сербский и сейчас как переводчик помогает мне в проектах. Начал самостоятельно изучать французский.

…Осенью по международной программе обмена Ярослав Васильев поедет в Исландию. На этот раз на весь учебный год. Почему юноша остановил свой выбор на этой скандинавской стране? По словам отца, Ярослав интересуется российской историей, его интересуют вопросы происхождения Древней Руси. В Исландии он хочет найти документальное подтверждение антинорманской теории, согласно которой государство восточных славян возникло задолго до появления варяжских князей. Что ж, идея вполне патриотическая. Для глубокого изучения исторических материалов нужен исландский язык. Кроме того, в школах Исландии преподается датский язык.

– Я думаю, сын познакомится с президентом Исландии, – говорит Алексей Васильев. – Ярослав рассчитывает пообщаться с главой государства и даже собирается предложить ему отказаться от санкций против России. Дерзкие идеи свойственны молодым. Но почему не попробовать?

Учеба без потерь


Однако, обучаясь в течение года за рубежом, ученик «по обмену» рискует остаться на второй год в родной школе. Ведь системы образования в разных странах не совпадают. Впрочем, есть варианты, которые позволяют окончить школьный курс без потерь и, вернувшись из-за границы, перейти в следующий класс.

Об этом мы попросили рассказать начальника Управления общего и специального образования министерства образования и науки Челябинской области Елену Тюрину:

– Если ребенок приглашается на обучение за границу и проходит стажировку в течение года, родителям прежде всего нужно написать заявление на имя директора школы и выбрать дальнейшую форму обучения.

Это может быть семейное образование. В таком случае родители обращаются в Управление по делам образования администрации города Челябинска, информируют о своем выборе и пишут соответствующее заявление. Учащийся отчисляется из школы и, обучаясь за границей, самостоятельно осваивает программу своего класса. После возвращения со стажировки ребенок проходит промежуточную аттестацию и при ее успешной сдаче переводится в следующий класс.

Второй вариант – экстернат, или заочная форма обучения. В данном случае ребенок остается в своем образовательном учреждении, но по всем предметам занимается самостоятельно. При этом выполняет все промежуточные контрольные работы и должен быть аттестован за каждую четверть. Но при условии, что уставом образовательной организации предусмотрена такая форма обучения. Если в уставе вашей школы этого нет, можно перевести ребенка в другое образовательное учреждение и написать заявление о переходе на заочную форму обучения. Узнать о том, какие школы предоставляют такие заочные услуги, можно в городском управлении по делам образования.

Для тех, кто не спешит расстаться со школой и готов потерять год: на время обучения за границей родители могут забрать ребенка из школы на основании соответствующей справки, подтверждающей стажировку. Ее предоставляет организация, которая направляет учащегося по международной программе обмена за рубеж. В этом случае через год, вернувшись со стажировки, ребенок 1 сентября сядет за парту в том же классе. Например, если он выехал на обучение за границей, окончив девять классов, то после стажировки будет учиться в десятом. При этом можно вернуться в свою школу или выбрать любую другую образовательную организацию.