Меню

В погоне за девушкой. Тени незабытых предков

13.08.2014 17:16 60 (11772)
Похоже, у Сабантуя появился достойный конкурент. Казахский народный праздник «Туган жер» — вполне современная традиция. Год назад первый, «пробный шар» запустил областной Дом дружбы народов. Инициативу тут же подхватили, и, похоже, она уже прижилась, судя по количеству участников, зрителей и отзывов.
 
 
Баня из войлока

— В плане самобытности, сохранения традиций, их преемственности это поистине уникальное мероприятие, — уверена директор Дома дружбы Юлия Лапидус, а уж ей-то есть с чем сравнивать. Народных праздников с области проводится немало, и в каждом случае Дом дружбы выступает если не организатором, то партнером или участником.

«Туган жер», что в переводе с казахского означает «родная земля», задумывался как национальный праздник, в то же время форум открыт для всех — приехали делегации из Башкирии, из Тюменской области, всех на празднике привечают. Добрые вести разносятся быстро, и вот результат.

— Целая улица юрт выстроилась в чистом поле: аж 12 штук, ровно столько же, сколько и на Сабантуе. А на первом празднике, прошлогоднем, который проходил в Троицком районе, юрт было всего четыре штуки, так выводы делайте сами, — улыбается организатор. — Ну а самое главное — были интересные особинки. Соседи из Баймакского района Башкирии выставили целых восемь кураистов, ну где еще такое услышишь? А войлочная баня? Видели когда-нибудь такую?
— Нет.
— Это что-то особое. Вода греется на костре, потом ее заносят внутрь, на полу настелена кошма, которая прекрасно впитывает воду, и кошмой обтянут каркас: войлок не менее прекрасно и тепло сохраняет. Попариться в такой походной баньке можно и летом, и зимой.
 
 
Привет из глубины веков

Начался праздник с поднятия флага, причем их оказалось целых три: российский, Кизильского района и флаг праздника. Большой концерт объединил лучшие творческие силы, кто-то с удовольствием слушал домбристов и кураистов, а кто-то гулял среди юрт. 12 юрт — и все разные, с разным «наполнением». Большинство участников не только внешний вид воспроизвели, но и пытались возродить дух предков.
— Самый красивый обряд, который мне запомнился, — обрезание пут «тусау кесу». Нам его продемонстрировали в юрте Кизильского района, — рассказывает Лапидус. — И это была не какая-то театрализация, реконструкция, нет, все происходило по-настоящему. На пол постелили большую белую кошму. По этой белой дорожке — «Ак жол» — малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и чистой. Ножки ребенка перевязывают «восьмеркой», разрезать путы должен самый достойный, уважаемый человек.
Обычай пришел из глубокой древности. Предки делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Считалось, что ребенок приходил на землю из подземного мира, и разорвать эту связь самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром.
Кстати, благодаря этому действу Сыртинское поселение получило первое место в конкурсе обрядов.
 
Кобыз и родословная

— У казахов очень сильно превалирует мужское начало и очень крепкие родственные связи. До сих пор считается необходимым знать свою родословную до десятого колена. Не дай бог вам сказать: «Я не знал, что он мой родственник», — казахи вас никогда не поймут, — просвещает худрук Дома дружбы Ольга Мохова.

Конкурсов с национальным уклоном было много: на лучшую юрту, национальный уголок, семейное изделие, национальную кухню, народное творчество. В числе самых активных участников — казахский центр «Мурагер» из Троицкого района. В прошлом году на родной земле центр выступил как организатор, в этот раз — в числе гостей.

— Центр существует около восьми лет, руководит им Дихан Мусин, за это время он умудрился создать филиалы в разных селах и открыть воскресную школу. Он учит ребятишек играть на народных инструментах — домбре и кобызе. Не кубызе, а кобызе, — Юлия Александровна поднимает палец. — Это разные инструменты. Кобыз — казахский струнный инструмент. Дихан сам музыкант и прекрасно владеет обоими, вместе со своими воспитанниками участвует во всевозможных концертах, фестивалях, причем не только казахских.
На «Туган жер» Мусин приехал с женой, внучкой и домброй.

Баймакский район накрыл огромный стол: для гостей приготовили сто национальных блюд. Словом, посмотреть, послушать и попробовать было что.
 
Для наездников поцелуй, для силачей — баран

Спортивная составляющая праздника тоже получилась немаленькой. На Сабантуе как-то быстро закончились скачки, а на «Родной земле» продолжались…

— Больше двух часов! — восклицает Лапидус. — В соревнованиях приняли участие около 90 наездников, мы сами не ожидали такого наплыва. Помимо народной аламан-байги были еще и бега. Конечно, соревнования на рысаках не имеют отношения к народным забавам, но если предложили провести, почему бы и нет?

Изюминкой с самого первого фестиваля стала народная игра кыз-куу («догони девушку»). По традиции жених должен догнать невесту, опередив других наездников, и на полном скаку ее поцеловать, таким образом доказать, что достоин ее. В прошлом году с поцелуем не заладилось, а в этом?

— С кыз-куу недоработка, — шутливо сокрушается Юлия Александровна. — Красавица опять увернулась! Не везет джигитам уже второй год подряд, ну что ж, ставки, а точнее интерес, повышаются с каждым годом. Теперь все ждут третьего раза. Мы еще не успели дух перевести, а нам уже звонят, спрашивают, где будет следующий фестиваль.
— И где же он будет?
— Пока вопрос открытый. Заявились Кизильский район, Бреды и Чесма. Будем выбирать.
 
Меняем бешбармак на смачное сало

До следующего «Туган жер» целый год. Районам есть время подумать и подготовиться, а Дому дружбы — подумать и выбрать хозяина будущего праздника.

— По каким критериям выбирать будете?
— Самое главное — это готовность главы района поддержать фестиваль. Сами понимаете, праздник — дело затратное, а большой праздник затратный вдвойне. Больших доходов фестиваль не принесет, а вот престиж района поднимет, позитивно сыграет на имидж в масштабах всей области. Мы ведь поддерживаем все народности, проживающие на Южном Урале, и праздник открыт для представителей любой национальности, будь то казах, татарин или русский, — объясняет директор.
Ну а пока суть да дело казахское, на горизонте уже маячит фестиваль украинский. Кстати, родился он почти одновременно с казахским, год назад в Еманжелинске впервые провели конкурс «Радянская Украина», и вот 6 сентября опять ждут гостей.

— Ох, какая там будет богатая программа! — качает головой худрук Дома дружбы Ольга Мохова. — Конкурсы на лучший вареник, лучшую национальную вышивку, на лучший костюм, а самое главное — конкурс «Смачное сало». А еще в рамках фестиваля будет впервые организована ярмарка-продажа готовых, горячих вареников. Всех накормим, угостим. Так что приезжайте!
 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»