Меню

Как избежать переплат в ЖКХ

11.08.2014 10:05 29 (241)
Коммунальные платежи — серьезная и постоянная строка любого семейного бюджета. Как определить, что в вашу платежку закралась ошибка и вы переплачиваете? Госжилинспекция Московской области постаралась собрать в одной статье все самые полезные, а главное, абсолютно прикладные советы по экономии на коммунальных расходах, актуальные для всех россиян.
 
Деньги назад
Прежде чем рассказать об основных ошибках в начислении платежей, дадим короткую инструкцию к действию. Она будет работать во всех нижеперечисленных случаях.

Итак, если есть основания полагать, что за услуги вы переплачиваете, первое, что вам надо сделать, — это обратиться в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.

Если вы обращаетесь в управляющую организацию письменно, она обязана в течение трех рабочих дней дать письменный ответ, будет удовлетворено ваше обращение или нет, и в последнем случае объяснить причины отказа.

На практике, если обнаруживаются ошибки в начислениях, компании почти всегда стремятся максимально быстро решить вопрос. Если же компания проигнорирует требование перерасчета, смело обращайтесь в жилищную инспекцию, благо, все подтверждающие документы будут у вас на руках.
 
Не чаще раза в год
Проверить тарифы на коммунальные услуги можно на сайте областного комитета по ценам и тарифам. Тариф на содержание и ремонт должны устанавливать сами собственники на общем собрании, в противном случае его размер определяется органами местного самоуправления.

Не мешает также проверить количество проживающих жильцов и метраж квартиры, указанные в вашей платежке. Если данные расходятся с реалиями, для корректировки предоставьте в организацию, которая делает начисления, выписку из домовой книги и свидетельство о собственности.

Пересмотр тарифов на коммунальные услуги возможен не чаще одного раза в год (за исключением случаев, когда выносятся предписания надзорных органов или судебные решения). Если дом эксплуатирует управляющая компания, размер платы за содержание и ремонт устанавливается с учетом предложений УК на срок не менее чем один год. Если в доме ТСЖ или ЖСК, размер этой платы определяется органами управления в соответствии с уставом. Если плата возрастает неоднократно в течение года — это тревожный звонок и повод разобраться в ситуации.

Оказание дополнительных услуг — работа консьержа, охрана подъездов или коллективных стоянок, использование домофона и размер платы за них — это «епархия» общего собрания собственников. Без его решения дополнительные строчки не могут появляться или меняться. После решения общего собрания заключается договор. Если вы не согласны с решением собрания — вправе обратиться в суд.
 
Если счетчики есть
Если приборы учета установлены и введены в эксплуатацию, вы платите только за реальное потребление (в том числе — на общедомовые нужды). Необходимо своевременно снимать и передавать показания квартирных счетчиков. Способы для этого есть разные: на сайтах управляющей компании или ресурсоснабжающей организации, с использованием специальных бланков для передачи показаний, через платежный терминал, клиентский офис и т. д. Еще надо сверять данные с вашей квитанцией: точно ли указаны цифры и не идет ли расчет по нормативу.

Одна из самых распространенных ошибок в начислениях — расчет платы за отопление по нормативу, без учета показаний общедомовых приборов учета. Помните, в первый год после установки коллективного счетчика плата продолжает начисляться по нормативу, затем она рассчитывается исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета. При этом раз в год должна производиться корректировка платы исходя из реального объема потребления ресурса.
 
Если счетчиков нет
В этом случае расчеты идут по нормативам. Они выше реального расхода, поэтому и платить приходится больше. А с 1 января 2015 года вступят в силу новые, увеличенные нормативы потребления коммунальных услуг для всех жителей без счетчиков. Правительство России намерено стимулировать граждан устанавливать приборы учета, поэтапно повышая нормативы до 1,6 раза (к 2017 году). Вывод один: приборы учета на свет, газ, горячую и холодную воду надо устанавливать до конца 2014 года.

Обязательно проконтролируйте наличие общедомовых приборов учета. По федеральному закону об энергосбережении их установка обязательна. Поскольку эти счетчики войдут в состав общего имущества, оплата работ и оборудования делится на всех собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об установке счетчиков и сборе необходимой суммы принимается на общем собрании собственников. Оснастить дома приборами учета должны ресурсоснабжающие организации.

Со своей котельной
В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за тепло взимается по общим правилам, однако меняется порядок оплаты за горячую воду. Если в платежках жильцов домов с централизованным тепло- и водоснабжением есть строчка «Горячее водоснабжение», то в домах с собственной котельной ее нет. Вместо этого плата за горячую воду состоит из двух позиций: холодное водоснабжение для горячего водоснабжения (ХВС для ГВС) и подогрев воды.

На счете дома моего
Нередки случаи завышения объемов электроэнергии, горячей и холодной воды, предоставленных на общедомовые нужды. Кроме того, управляющая компания не имеет права выставлять счета за отопление на общедомовые нужды (это изначально не предусмотрено) и водоотведение на общедомовые нужды (плата отменена правительством РФ с июня 2013 года).

Если дома никого
Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, то при отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение (канализование), газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.

Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и день окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете прилагаются документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Это могут быть, например, билеты, гостиничные счета, справка из санатория, командировочное удостоверение и т.д. Подробнее об этом мы расскажем в следующем номере.
 
Если воду отключили
Плата за коммунальные услуги уменьшается вплоть до полного освобождения от нее, если вы получаете услуги ненадлежащего качества (температура горячей воды или воздуха в помещении ниже нормы и т. д.) или услуги оказываются с перерывами больше установленного периода.

Требования к качеству коммунальных услуг и допустимая продолжительность перерывов содержатся в Приложении 1 к постановлению правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
Например, перерасчет оплаты холодного и горячего водоснабжения производится в случае отсутствия услуг более 4 часов. Перерасчет также производится в случае отклонения температуры горячей воды от норматива (60 — 75 градусов) более чем на 3 градуса днем и 5 градусов ночью.

Обязательно знать: факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.

Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, гражданин вправе обратиться с жалобой в жилинспекцию.
 
Если приходят две платежки
Такая ситуация может возникнуть, если граждане выбрали новую управляющую компанию или создали ТСЖ, а прежняя организация не желает уступать дом. Или граждане переизбрали УК, но с нарушением процедуры, при этом новая компания начинает выставлять счета, хотя это должна делать прежняя. Возможны и откровенно мошеннические схемы.

При этом не платить никому — не выход. За неоплату коммунальных услуг в течение длительного времени дом просто могут отключить.
 
Что же делать?
Первый шаг: обратиться за разъяснениями в местную администрацию. Второе: чтобы выставлять вам счета за коммунальные услуги, управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. И конечно, ресурсоснабжающая организация имеет право заключить договор на обслуживание конкретного дома только с одной управляющей организацией. Поэтому звонок ресурсникам даст ответ на вопрос, кому платить.

Одновременно вы вправе написать обращение, можно и в электронной форме, в жилинспекцию и прокуратуру. Они всегда смогут проверить легитимность управляющих организаций и оценить, какая действует законно.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»