Меню

Откуда берутся инженеры?

14.09.2015 13:49 - автор Надежда Медведкина
- Дети не любят математику, физику. А нужно, чтобы они разбирались в этих науках, хорошо сдавали экзамены, поступали в вузы и становились инженерами, - объясняет Вячеслав Халамов, директор Дома юношеского технического творчества. - Проблема общая для всех регионов. Как с ней бороться?
Откуда берутся инженеры?


Потрогать физику руками
Собственно, над одним из вариантов работают сам Вячеслав Халамов и его коллеги — ведь, как замечают специалисты, чтобы у ребенка возникло желание осваивать инженерную специальность, первые толчки нужно дать еще в дошкольном возрасте. И огромную роль в этом играет дополнительное образование.

- Мы даем детям возможность сначала потрогать все, что они изучают в школе, руками, разобрать на конкретных и интересных примерах, - рассказывает Вячеслав Халамов. - Например, во Дворце технического творчества есть курс автомеханика, в ходе которого дети работают с двигателем внутреннего сгорания. Причем этот курс прочно связан со школьной программой по физике — у нас есть договоренность с учебными заведениями. Когда изучаются соответствующие физические законы, школьник может во второй половине дня у нас во дворце заняться практической работой по той же теме.

Кроме того, учреждения дополнительного образования поддерживают связь с промышленными предприятиями. Детей ждут, например, на тракторном заводе, чтобы показать им производство. Там у ребят есть свои учебные территории. Они знакомятся с мастерами, технологами. И когда встает вопрос о выборе профессии, конкретные знания о заводе служат серьезным фактором выбора. Руководители предприятий, в свою очередь, могут обратить внимание на перспективное подрастающее поколение.
Таким образом реализуются три основных направления: увеличение количества детей, которые хотят заниматься естественно-научными дисциплинами, повышение мотивации для занятий и создание связи с производством.

Широкая панорама
- В области работает 21 многопрофильное учреждение дополнительного образования, деятельность которых включает в себя и техническое образование, еще 11 организаций специализируются на этом направлении - станции юных техников, дома технического творчества, - рассказывает Ирина Анфалова, начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся министерства образования и науки Челябинской области. - Сейчас охват детей дополнительным техническим образованием составляет 9%.

К 2017 году показатель рассчитывают довести до 13%. Однако и к данному моменту наша область — один из лидеров по охвату детей техническим допобразованием. Именно поэтому в 2012 году Челябинскую область выбрали федеральной стажировочной площадкой по развитию техносферы дошкольных учреждений.

Статус федеральной площадки дает Челябинску большие возможности. Это станет очевидно уже 25 сентября: в этот день в городе принимают II Всероссийский технический форум «От технического творчества к профессиональному самоопределению». Форум пройдет с большим размахом, на двух площадках. Демонстрационная часть разместится в ТРК «Гагарин-парк», там появится выставка технического творчества. Участники — от дошкольных учреждений до высшей школы и промышленных мероприятий. Эта площадка начнет работать в 10 часов. Вторая часть, пленарная, начнется на час позже, в 11, в резиденции губернатора Челябинской области. После пленарной части работа вернется в «Гагарин-парк». Там пройдут мастер-классы для детей и педагогов, посвященные применению техники на уроках физики, химии, естествознания. Большие круглые столы соберут родителей и специалистов органов образования, чтобы обсудить вопросы финансового обеспечения. Большой круглый стол будет посвящен образовательному проекту «ТЕМП». Но самое главное — на выставке появятся интерактивные площадки, которые помогут детям узнать новое: познакомиться с работой сварочного станка или проверить, как готовят пилотов. Тренажеры-имитаторы наверняка понравятся не только детям, но и родителям. Они, кстати, заодно смогут посмотреть, какие профессии открывает детям дополнительное техническое образование.

На всероссийском мероприятии, конечно, ожидают гостей соответствующего уровня: обещает приехать Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки, который как раз курирует направление технического образования и робототехники у детей и молодежи. Посетят Челябинск и представители субъектов, руководители образовательных организаций.

Международные профессионалы
Всероссийский форум не единственное событие, которым будет отмечен сентябрь для любителей технического творчества. Как раз в эти дни, с 13 по 16 сентября, в Челябинске проходит третий региональный чемпионат по стандартам World Skills.
- Не все привыкли произносить сочетания «World Skills» и «WorldSkills Russia». Мы сами учились больше года, - улыбается Максим Малкин, заместитель руководителя регионального координационного центра движения. - Между тем это уникальное движение. В мире оно существует больше 60 лет. Его главная цель — развитие профессиональных стандартов, их внедрение в образование, а также профориентация. Суть движения в том, чтобы предоставить молодым людям возможность выполнять задания международного стандарта. Госы в сравнении с этим уровнем — задачки на тройку. В обычном учебном процессе ребята такого опыта не получают.

Россия вступила в движение World Skills в 2012 году. Челябинская область очень оперативно откликнулась на появление новых возможностей.
- Уже в 2013-м у нас был проведен первый региональный чемпионат по пяти компетенциям (в общих чертах компетенциями мы называем направления, профессии, но понятие «компетенция» существенно уже), - рассказывает Максим Малкин. - И это тогда, когда еще непонятно было, что и как делать.

Теперь Челябинская область на седьмом месте в рейтинге регионов РФ, которые вовлечены в проект World Skills (а их более 60). Мы единственный регион, в копилке которого имеются две международные награды, они завоеваны в октябре 2014-го в Париже и в августе 2015-го в Сан-Паулу. На чемпионате этого года пройдет соревнование уже по 22 компетенциям.
Кроме этого, запланирована презентация проекта Junior Skills - подструктуры, придуманной уже в России. Она уже была презентована в Бразилии и нашла там горячее одобрение.

В общей сложности в чемпионате по стандартам World Skills примут участие больше трех тысяч школьников. Наверное, не все они превратят свое занятие в профессию. И все же свою положительную роль состязание сыграет, не может не сыграть. Дети присматриваются к новым хобби, пробуют на ощупь и на зуб, начинают увлекаться всерьез... Разве не так появляются инженеры?

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other