Меню

Владыка Никодим строит храмы и опекает социально незащищенных

06.08.2014 12:15 58 (11770)


5 августа 2014 года в пресс-центре издательского дома «ГранадаПресс» состоялась пресс-конференция, посвящённая церковной жизни Южного Урала «Владыка Никодим: первые шаги на Южном Урале». На вопросы челябинских журналистов ответил митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим. Вторым гостем пресс-конференции был секретарь Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков.

Митрополит Никодим уже два месяца возглавляет Челябинскую митрополию, поэтому пресс-конференция посвящена первым шагам правящего архиерея на Южном Урале. Размещаем ответы правящего архиерея на вопросы журналистов.

– С чего Вы начали своё служение на Южном Урале?
– Начал с совершения богослужений. Общался с народом, посещал храмы, причём не только в Челябинске, но и за его пределами. Важно было понять, что необходимо людям, что необходимо сейчас сделать и как трудиться. Епархия наша не такая уж большая, потому что сейчас территория Челябинской области разделена на три епархии (все они образуют Челябинскую митрополию). Есть возможность более плотно общаться с людьми, скорее реагировать на запросы времени.

– В области немало строящихся храмов. Есть также разрушенные храмы, которые восстанавливаются, есть действующие. Расскажите, как здесь обстоят дела.
– У нас в епархии 150 действующих храмов. Есть ещё 47 часовен и молитвенных домов, где также совершаются богослужения. Восстанавливаем 9 старинных храмов, которые находятся в Челябинске, Миньяре, Кыштыме, а также в сёлах Бродокалмак, Булзи, Куяш, Огнёвское, Багаряк, Ларино. Ещё есть 8 строящихся храмов, в том числе четыре храма в Челябинске – кафедральный собор Рождества Христова, Иоанна Воина, пророка Илии и преподобного Сергия, а также храмы в Снежинске, Миассе, Златоусте и посёлке Роза.

Думаю, число храмов со временем будет увеличиваться. Скажем, город Челябинск – это мегаполис. Немало людей жаждет духовного общения, хочет посещать храм. В некоторых храмах по большим праздникам приходится совершать по три Божественных литургии, потому что все прихожане одновременно не умещаются. Когда я приехал в епархию, встречать меня собралось такое количество народа, что большинство людей просто стояли на улице. Не смогли уместиться в храме. Но всё равно мы с ними после богослужения пообщались, потому что это было важно и для всех вместе, и для каждого отдельно взятого человека.

– Можно подробнее узнать о кафедральном соборе? Я читал, что собирались проводить широкий сбор средств на этот храм, чтобы стройка стала по-настоящему всенародной.
– Сейчас мы заканчиваем разработку строительного проекта. Ранее была представлена общая картина: как внешне будет выглядеть храм, где он будет стоять, что в нём будет размещаться. Сейчас мы направили все силы на разработку строительной документации: сколько кубов бетона, сколько кубометров кирпичной кладки, сколько металлоконструкций необходимо. Намерены обращаться к предприятиям, где всё это производится. Возможно, кто-то будет рад оказать помощь. Надеемся, что в октябре начнём забивать свайное поле. Но это пока под вопросом, потому что создать документацию такого масштабного строения непросто. Думаю, этот храм станет настоящим украшением и города Челябинска, и всей Челябинской области, так что люди, которые приезжают в наш город, будут любоваться на него и радоваться за город, у которого есть такое сооружение.

– Как складываются ваши отношения с властью, духовенством, паствой, светским обществом?
– На Южном Урале я обрёл верных помощников во всех начинаниях. Сообща мы определяем планы дальнейшего развития и вместе их воплощаем. Прекрасное духовенство, отзывчивое, радостное, готовое к исполнению своего долга перед народом Божиим. Также хорошо складываются взаимоотношения и с людьми, наделёнными властью. Мы нашли взаимопонимание. Ведь Церковь способна помочь обществу в решении многих проблем. Вообще, и город Челябинск, и Челябинская губерния – это отзывчивые люди, готовые трудиться для того, чтобы облагородить этот мир.

– Какую помощь епархия оказывает переселенцам с Украины?
– Мы сформировали совет, который занимается этим вопросом. Сюда председатели социального и миссионерского отделов епархии, руководители православных сестричеств. Этот совет координирует оказание помощи всем беженцам. Мы разослали циркулярное письмо, в котором указывалось, как духовенству следует строить свою работу в тех местах, где есть пункты приёма беженцев. За каждым пунктом мы закрепили определённые приходы. Священники этих приходов посещают людей, оказывают им помощь и духовную, и материальную, раздают им молитвословы и Евангелия. Кроме того, мы выступили с предложением, чтобы приходы по мере возможности принимали беженцев на работу. Если прихожане принимают беженцев к себе жить в свою семьи, просим их сообщать нам об этом, чтобы и мы могли чем-то помочь. Хотелось бы сказать, что это не чужие для нас люди. Это наши братья и сестры, которые вместе с нами составляют единое целое. Несмотря на политические обстоятельства, это единое целое всегда будет существовать. Это нужно понимать и оказывать помощь, не думая, как тебя за неё отблагодарят. Если человек называет себя христианином, он будет делать добро не ради своей славы, а во исполнение завета Христа об оказании помощи ближним.

– В своих первых публичных выступлениях Вы сказали, что будете строить храмы в Челябинской области и помогать самым незащищённым слоям населения.
– Действительно. Мы сейчас уже определили места, где необходимо строить храмы. Сейчас выступаем с ходатайствами перед органами власти – просим выделить нам земельные участки. Важно учитывать, что территории приходов обладают не только духовной, но и социальной значимостью. Храм – это не только здание, но и прилегающая территория, которая непременно облагораживается. На ней есть лавочки, зелёные насаждения, цветы. Это место, куда люди могут прийти и отдохнуть. К нам часто обращаются с подобными просьбами: каждому хотелось бы, чтоб храм был рядышком, чтобы не надо было куда-то ехать или далеко идти. Чтобы у каждого был свой знакомый священник, который в случае надобности выслушает и поддержит. Который действительно будет знать тебя и твои проблемы. В дореволюционной России это существовало. Вот сейчас и мы пытаемся воссоздать храмы в зоне доступа. Конечно, это работа не на пять и даже не на десять лет. Если говорить о социально незащищённых. При храмах нужно создавать бесплатные столовые, а также специальные пункты, где бездомных принимали бы на ночь, давали им возможность помыться, помогали с оформлением документов. Эта работа уже ведётся, просто мы хотим её немножечко расширить и усилить. Часто она не находит понимания. Многие на бездомных смотрят пренебрежительно, не понимая, что это люди, которые попали в тяжкие обстоятельства жизни. Если им помочь, они могут стать достойными членами нашего общества.

– Как проходят работы по воссозданию храма Александра Невского в Челябинске?
– В том, что этот храм был возвращён Русской Православной Церкви, я вижу историческую справедливость. Этот храм строился для того, чтобы там возносились молитвы. Чтобы люди получали там духовное утешение. И то, что этот храм вернули, – радость для каждого из нас. Другое дело, что при реставрации здания в советское время были допущены определённые ошибки. Кирпич был нужен одной марки – взяли намного дешевле. То же и с раствором. Неудивительно, что сейчас есть трещины в куполе и стенах. Подвальное помещение много лет страдает от подземных вод, появился грибок, стены разрушаются. Несмотря на всё это, в храме возобновлены богослужения. Они совершаются регулярно. Достаточно просто заехать в храм и посмотреть. Вы увидите, что там присутствует священник, совершаются богослужения. Приход и храм живут нормальной духовной жизнью, но попутно мы проводим реставрационные работы, составлен их график.

– Хватает ли в Челябинской епархии духовенства? Проявляет ли молодёжь желание получить духовное образование?
– Да, мне радостно, что наша молодёжь стремится поступить в духовное училище, и мы не можем даже принять всех желающих, есть определённый конкурс. Сейчас мы переходим на трёхгодичную программу обучения. В училище будут преподаваться предметы, необходимые для того, чтобы сформировать образованного пастыря. Есть небольшое затруднение: нам сейчас необходимо найти здание. Планируем, что в нём разместится не только духовное училище, но и духовно-просветительский центр. Священнослужителей не хватает. Скажем, сейчас в храмах города Челябинска 17 вакантных священнических и диаконских мест.

– Нередко приходится слышать, что Православная Церковь – единственная, где берут деньги за крещение и другие обряды. Протестанты этого, например, не делают.
– Это несколько неправда. Мы отлично понимаем, что есть разного достатка люди. Если человек попросит, можем окрестить или обвенчать за то пожертвование, которое он в силах сделать. Если совсем нет денег – то и бесплатно. Ещё ни разу не было такого, чтобы священнослужитель отказался совершить какую-либо требу, если человек говорит, что у него нет денежных средств. С другой стороны. Надо понимать, что Церковь содержится на пожертвования. Все хотят прийти в тёплый храм, который чисто убран, освещён. Но эти блага из воздуха не берутся. Мы так же платим за отопление, мы так же поддерживаем материально тех людей, которые помогают убирать храм. На что-то нужно жить духовенству, которое служит в храме, тем более, что у батюшек, как правило, большие семьи. Поэтому мы не можем взять и отменить тот порядок, который есть сейчас.

Представьте ситуацию: молодые приходят венчаться и говорят, что у них нет денег. Но стол накроют великолепный! Это разве не стыдно? Надо понимать, что некоторые вещи совершаются над человеком один раз в жизни. Например, Крещение. Это настолько важно! Получается, что на какие-то мелочи и даже излишества мы готовы потратить деньги, а на самое главное в жизни – нет. Раньше приход содержали прихожане, которые платили десятую часть дохода – десятину. Сейчас мы не можем требовать этого от людей, у которых и так невысокий достаток. Ну, а что касается новых религиозных движений, у них мощнейшая поддержка из-за границы. Мы прекрасно знаем, где находятся их центры. И будьте уверены: если сначала что-то сделают за так, то потом они сумеют наверстать и взять своё.

– Почему Вас так долго не было видно в СМИ?
– Думаю, что у Вас просто неполная информация. Я дал большие интервью газетам «Челябинский рабочий» и «МК-Урал», принял участие в передачах на СТС и портале 74.ru. Кроме того, трижды выступал с обращением на телеканале «Россия-24. Южный Урал» в рубрике «Мнение».

Может быть, это не так много, как хотелось бы. Но учтите, что в эти два месяца я изучал ситуацию в епархии, принимал участие в общественных мероприятиях, кроме того, сослужил Патриарху Кириллу в Тобольске, Москве и Троице-Сергиевой лавре, ездил на заседание Священного Синода, временным членом которого я сейчас являюсь. Я открыт для общения с журналистами, но не всегда есть время, чтобы спокойно посидеть и поговорить.