Меню

Женская обитель в рабочем районе, или Станет ли Плодушка райским садом?

05.11.2015 12:47 - автор Наталья ФИРСАНОВА
На территории бывшего подворья Одигитриевского женского монастыря, ликвидированного в начале 20-х годов советской властью, возобновляется монашеская жизнь. В октябре 2015 года решением Священного Синода Русской православной церкви в Челябинске создан женский монастырь.
Женская обитель в рабочем районе, или  Станет ли Плодушка райским садом?
Фото Вячеслава Никулина

Это место в Ленинском районе хорошо знакомо челябинцам. Горожане ласково называют его Плодушка. Весной здесь зацветают редкие для нашего края плодовые деревья. Многие знают, что они были посажены трудами монахинь еще до революции. Единственное строение, сохранившееся на монастырской заимке до наших дней, в конце прошлого века вернули Православной церкви. В его стенах вновь зазвучала живая молитва: ровно 15 лет назад, 6 ноября 2000 года, был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А более года назад при храме появилась женская монашеская община, теперь она получила официальный статус монастыря.

В первом монастыре Челябинска побывали корреспонденты «Вечерки». Он расположен среди многоэтажных новостроек, современных супермаркетов. Но едва заходишь за церковную ограду – словно попадаешь в другой мир, отдаляешься от суеты большого города.

Рядом с храмом по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского не так давно было построено новое здание. В нем – монашеские кельи, трапезная, мастерские, комната для занятий воскресной школы, библиотека. Настоятельница монастыря игумения Евсевия (Лобанова) приглашает нашу репортерскую группу в дом. У дверей нас встречает ангельское пение. Нежный детский голосок звучит откуда-то сверху.

По крутым деревянным ступеням поднимаемся на второй этаж. За столом маленькая девочка вместе со старшей наставницей старательно разучивает молитвенные песнопения.

2-2-11-15-017-.jpg

– Это наша послушница София, – улыбается матушка Евсевия. – Конечно, это не значит, что девочка готовится к монашеской жизни. Свой выбор она сделает, когда повзрослеет. Пока ей нравится гостить в монастыре. Это ее решение, и родители не возражают. Девочка узнает, как мы живем, какие послушания проходим, и по мере своих сил будет нам помогать. А послушницей мы называем ее для того, чтобы ребенок чувствовал себя среди сестер как дома.

Каждый день мама приводит шестилетнюю Софию в обитель, где девочка с пользой и радостью проводит день в окружении взрослых сестер. Молитвы и богослужения, пение на клиросе и крестный ход, работа в мастерских, преподавание в воскресной школе и другие труды во славу Божию – такова каждодневная жизнь женской обители.

Визитная карточка дореволюционного Челябинска

В светлом просторном помещении знакомимся с послушницей Марией. Девушка работает с архивными документами. Насельницы по крупицам восстанавливают историю Одигитриевского женского монастыря. В планах – подготовка летописи, создание музея.

История монастыря начинается в середине XIX века, когда подвижница Анна Максимовна Полежаева (в монашестве – Агния) основала в Челябинске первую женскую монашескую общину. В 1862 году ее возвели в ранг монастыря. Он создается в центре города – там, где сейчас гостиница «Южный Урал».

– Перед вами план Челябинска 1875 года. Женский монастырь занимал целый квартал по улице Христорождественской (ныне улица Цвиллинга). А за ним – там, где сейчас здание областной администрации – находилось духовное училище. Если посмотреть карту монастыря, мы видим на его территории Вознесенский храм, Одигитриевскую церковь и много мастерских: белошвейную, золотшвейную, переплетную, иконописную и другие, свечной заводик. Изделия челябинских мастериц славились на всю страну. При монастыре открыли первую в городе церковно-приходскую школу, которая считалась одной из лучших в епархии. Была собрана большая библиотека, – вдохновенно рассказывает Мария. – А это чертеж Вознесенского храма, который сравняли с землей в конце 20-х годов. Не осталось даже фундамента…
В 1864 году Одигитриевскому женскому монастырю выделяют 50 десятин земли в четырех верстах от Челябинска (сейчас это территория Ленинского района города). Был построен храм, освященный во имя Святителя Николая. Близ церкви находился источник, рядом с ним сделали часовню святого Моисея Боговидца. На монастырских угодьях выращивались уникальные для нашего климата фруктовые деревья: яблони, абрикосы, маньчжурский орех и другие. Саженцы привозили со Святой Земли, из всех краев Российского государства. Сестры на научной основе занимались селекционной работой. Минуло больше ста лет, а деревья до сих пор плодоносят.
– Сохранилось 64 вида редких растений. У нас студенты изучают их и почву, на которой они растут. Если этот фонд уничтожат, возродить его будет невозможно, – беспокоится за судьбу Плодушки игумения Евсевия.

А угроза навсегда потерять наследие монахинь минувшего века существует.

Вспомнить всех пострадавших за веру

…Но вернемся к истории. Перед революцией монастырь насчитывал более 360 насельниц. Они вели большое хозяйство, имели скотный двор, пасеку, даже арбузы выращивали. Развитие святой обители прервалось в начале 20-х годов. Был издан указ о закрытии монастыря. Монахинь обвинили в контрреволюционном заговоре, арестовали и сослали в лагеря. Некоторых сестер и священнослужителей расстреляли во дворе Никольской церкви.

Сегодня в память об убиенных за веру Христову совершается лития.

– Мы каждый день молимся об упокоении расстрелянных сестер, чьи имена удалось найти в архивах, – говорит игумения Евсевия. – Но для нас очень важно восстановить имена всех умерших для поминовения их во время богослужений. Будем благодарны, если челябинцы помогут нам в этой работе. Возможно, у кого-то сохранились документальные свидетельства, фотографии, вещи. Мы начинаем собирать экспонаты для будущего монастырского музея. Одигитриевский женский монастырь в свое время был гордостью Челябинска и его жителей, и нам бы хотелось, чтобы город не забывал эту славную страницу своей истории.

В архивах сохранились лишь некоторые документы о дореволюционной жизни одного из крупнейших монастырей Урала. Каждый интересующийся горожанин может найти информацию в Интернете. Но в истории обители остается немало загадок. Утрачены многие документы, исчезли святыни, с землей сравняли практически все монастырские строения.

– Белых пятен очень много, – поясняет настоятельница монастыря. – Например, потерян след живоносного источника во имя Моисея Боговидца, засыпанного в советское время. Неизвестно точное место расстрела сестер. Мы не знаем, какие постройки были на территории монастырской заимки, где находился Никольский храм. Здание, которое занимает ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», судя по архитектуре, не было храмовым. Возможно, в прошлом это домовая церковь.

Вопросов много. Ответы на них предстоит искать новому поколению насельниц возрождающейся обители.

Возрождение монашеской жизни

Прошло совсем немного времени с тех пор, как на бывшем монастырском подворье вновь появились монашествующие в строгих черных облачениях. Сегодня в монастыре живет пять сестер. Все они приехали в Челябинск из других российских городов. Настоятельница, матушка Евсевия, – коренная челябинка. Но прежде жила в другом монастыре, за пределами нашей епархии. Там несла послушание, приняла монашеский постриг. По решению Священного Синода была назначена настоятельницей вновь открывшейся святой обители. Возрождение монастыря началось, как положено, с благословения правящего архиерея.

– В первую очередь мы начали восстановление богослужебного круга – это одно из главных правил монастырской жизни, – рассказывает матушка Евсевия о первых шагах монашеской общины. Службы ведутся примерно в том же режиме, что и в других храмах города: божественная литургия начинается в 8.30, вечернее богослужение – в 16.45. Но кроме того, служится девятый час, повечерие, полунощница.

– Каждый день совершаем крестный ход по территории монастыря, литию на могилах монахинь, читаем каноны. Большую часть времени сестры проводят в молитвах. Только с молитвой, с помощью Божией возможно возрождение монастыря.

У каждой сестры свое послушание. Например, инокиня Серафима занимается шитьем монашеской одежды. Облачение изготавливается строго индивидуально, по установленным законам. Это требует особого мастерства, которому сейчас учится матушка Серафима. Монахиня Макария занимается с детьми в воскресной школе. К слову, к работе с молодежью здесь относятся ответственно и серьезно. Школьники охотно идут в монастырь за информацией: дети пишут рефераты по истории обители, и насельницы стараются им помочь в подготовке исследовательской работы. Студенты ЮУрГУ с интересом приходят на лекции по древнерусскому искусству. В монастыре не просто можно послушать теорию, но и своими глазами увидеть, как создается икона. Сестры под руководством настоятельницы осваивают древнерусские традиции иконописи и с радостью делятся секретами этого искусства.

12-2-11-15-104.jpg

Урок иконописи

– Мы работаем в традиции древнерусской живописи эпохи расцвета. Этот период связан с творчеством Андрей Рублева и его последователей, – на рабочем столе инокини Марии аккуратно разложены дощечки, флакончики с ярким содержимым и… куриные яйца. – Как в древности, мы используем только натуральные материалы. Берем липовую доску, наклеиваем паволоку. Клей у нас только столярный, мездровый. Прикрепляем шпонку из дуба к доске, чтобы она не деформировалась от времени. Эта технология отрабатывалась веками. И только очень строгое ее соблюдение может дать результат.

Сестра Мария высыпает на белый лист золотистый порошок, добавляет немного воды, яичный желток и уверенно размешивает все маленькой рюмочкой (курантом). Готовит краску для иконописи.

– Используем только натуральные минералы, полудрагоценные камни – лазурит, малахит, киноварь. А у нас на Плодушке мы нашли природный пигмент – золотистую охру. И применяем ее в работе. Эти краски, в отличие от синтетических, имеют прозрачную структуру и могут светиться, – не отрываясь от работы, продолжает мастер-класс инокиня Мария. – Древние иконописцы видели красоту сотворенного мира и старались передать ее на иконах, восхваляя Господа. Ведь в иконе нет ничего случайного. Все имеет смысл.

Под рукой у сестры Марии целый комплект небольших дощечек с фрагментами икон. Это учебные пособия.

– Называются «таблетки», – охотно объясняет наша собеседница. – Эти образцы копируют в столичных музеях студенты иконописной школы Московской духовной академии. Работы выполнены на профессиональном уровне и хранятся в фондах Троице-Сергиевой лавры.

Матушка Евсевия стажируется в отделении иконописи Московской духовной академии, привозит в Челябинск пособия с фрагментами копий знаменитых икон Андрея Рублева. Таким образом сестры получают возможность учиться живописи на лучших образцах древнерусского искусства.

Вот матушка Макария старательно прорисовывает будущий образ. Совсем недавно монахиня впервые взяла в руки кисточку. Рисунок нанести непросто. Чтобы набить руку, приходится постоянно упражняться, копировать сотни образцов.

– Графика очень важна, – поясняет игумения Евсевия. – Линия импульсивная, живая. Очень важно показать это на иконе.

После того как графический рисунок готов, накладывает сусальное золото, затем – слой охры и так далее. Работа кропотливая, многоэтапная. Каждая икона – коллективный труд сестер Одигитриевской обители.

– Мы сейчас завершаем икону святого Георгия Победоносца, – рассказывает монахиня Макария. – Осталось написать лик – это делает матушка-настоятельница. Мы только ученицы и лики пока не пишем.

Икона, которую написала сама игумения Евсевия, – образ Божией Матери «Одигитрия» – станет новой святыней возрождаемой обители.

– «Одигитрия» значит «путеводительница». Само название имеет духовный смысл, – говорит настоятельница монастыря. – Вы видите, что Пресвятая Богородица указывает рукой на Сына Своего, то есть на путь ко спасению.

10-2-11-15-080-.jpg

Островки истории нужно сохранять

– Матушка Евсевия, планы на будущее уже строите?

– Нам бы хотелось здесь, на «плодущке», восстановить красивейший Вознесенский храм, бывший когда-то визитной карточкой города. В 2014 г. депутаты Законодательного собрания приняли решение внести Плодушку в реестр объектов культурного наследия. Теперь «Монастырская заимка «Плодушка» – памятник истории и культуры. Это 29 гектаров земли. Церковь можно бы было построить на подходящем пустыре, не уничтожая деревья, а затем объединить храм с парковым комплексом.

– А каким вы представляете парк?

– Это территория тихого отдыха, где жители города могут спокойно погулять, отрешиться от суеты мегаполиса. У нас есть проектное предложение по благоустройству парка и организации тематических секторов. Например, сад, гуляя по которому можно ближе познакомиться с Библией. Я имею в виду первую книгу Пятикнижия. Условно говоря, горожанин попадает в прекрасный «райский сад», где вдоль аллей развивается библейская история жизни человека в Раю. На каменных скрижалях запечатлены тексты из Ветхого Завета на русском и церковнославянском языках, повествующие о сотворении мира. Скульптурные композиции иллюстрируют поведанную историю, например «Разделение суши и воды», «Адам нарекает имена животным», «Сотворение Евы», «Древо Жизни» и т. д. А прямо из парка человек бы выходил к храму. Визуальная концепция парка сейчас разрабатывается студентами-дизайнерами из ЮУрГУ.

– Возрождать монастырский фруктовый сад будете?

– Собираемся. И только на научной основе. Мы используем материалы директора Ботанического сада ЧелГУ Веры Викторовны Меркер. Наши ученые проводили исследования на Плодушке. Опираясь на них, можно подготовить проектные предложения, в том числе по возрождению монастырского сада. В этих исследованиях просчитаны перспективы развития каждого дерева.

И в муниципалитете, и в администрации района понимают – городу нужны новые парки, тем более в Ленинском районе, где мест для отдыха очень мало. Но есть проблема – земельный вопрос. Бывшие монастырские угодья постепенно уходят под новостройки. Никто не спорит, Челябинску нужны и детские сады, и школы. Но детям нужен и свежий воздух, и места для безопасных прогулок, и достопримечательности, которыми они могли бы гордиться. Ведь история Челябинска – это не только заводы. Это памятники культуры, в том числе монастырь, который славился своей подвижнической жизнью, своими садами и мастерскими, в которых процветали ремесла и искусства. И, согласитесь, когда в Челябинск приезжают гости, их не ведут в торгово-развлекательные комплексы. Им стараются показать городские достопримечательности, сохранившиеся островки истории. Очень хочется, чтобы в Челябинске появилась новая жемчужина, которая украсит город, будет радовать жителей и гостей южноуральской столицы.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other