Меню

Закон успеха челябинских предпринимателей – найти дело по душе

20.11.2015 11:58 - автор Оксана ВЕЛИКАЯ
Мы начинаем новый проект «Открой дело смело», в котором будем рассказывать о том, как начать свой бизнес: какие основные этапы нужно пройти и как не допустить ошибки начинающих предпринимателей. Мы проведем для вас интервью с ведущими экспертами, круглые столы, представим интересную аналитику и расскажем реальные истории как молодых, но уже успешных, так и опытных именитых предпринимателей – словом, покажем, что открыть свое дело не так страшно, как кажется.
Закон успеха челябинских предпринимателей – найти дело по душе


Сегодня мы хотим рассказать первую историю молодого предпринимателя, открывшего свой бизнес буквально с нуля.

Татьяна Руднева – молодая, симпатичная, приветливая, на первый взгляд очень хрупкая, но очень активная девушка, которая пять лет назад решила кардинально изменить свою жизнь: уволилась с работы, где занимала хорошую руководящую должность, и, не имея практически никакого капитала, открыла собственное дело.

- В университете я училась на специальности «Управление предприятием». После окончания пошла работать в найм, потому что на тот момент у меня не было никаких других представлений, что мне нужно делать. Нужны деньги – идешь и работаешь. Спустя год работы возникло ощущение, что я зря теряю свое время. Я была начальником, мне не нравились сотрудники, которые половину времени проводили праздно, а уволить их было нельзя, потому что у нас такое законодательство и нанимала их не я. Мне все это не нравилось, и у меня было два варианта: либо менять работу, либо попробовать себя в качестве предпринимателя, - начала свой рассказ Татьяна. - Тогда мне было 23 года и я поняла: когда, если не сейчас? Потом будет страшнее, но у меня не было никакой идеи. Я взяла отпуск, поехала на Всероссийский молодежный форум «Селигер» и там ее нашла – кресла-мешки. Тогда это был тренд.

Вообще, знаете, когда посылаешь мысленный запрос, тебе жизнь подсказывает ответ, и все начинает складываться так, как нужно. Одними из первых такие мешки появились в шоу «Камеди-клаб», потом у меня подруга, которая живет вообще в другом городе, почему-то заговорила со мной о них. На Селигере я увидела их вживую, потрогала, посмотрела, из чего они состоят, что вообще это такое. На форуме была девушка, которая на тот момент уже была серьезным действующим предпринимателем, я общалась с ней, советовалась. К тому же мне нравится что-то производить, чисто купил-продал мне не интересно и скучно.

Я по натуре не коммерсант. Человеком, который может продать все, что угодно, нужно родиться. Я же больше организатор: могу нанять такого человека, который сможет продать, но сама это сделать не смогу. Вернувшись в Челябинск, стала выяснять, продаются ли у нас эти кресла-мешки, кто их делает. На тот момент их было очень мало, как тогда мне сказали, первая волна уже прошла: это были очень дорогие кресла для богатых. Второй волны, чтобы они были доступны для людей со средним достатком, еще не было. И я решила заняться этой темой. Созвонилась со службой занятости, задала им странные вопросы.

- Просто взяли и позвонили?
- Да. Нет никаких подводных камней, связей или чего-то еще. Я сидела в офисе и решила позвонить в центр занятости. Набрала номер, объяснила свою ситуацию, как есть, сказала, что есть большое желание начать свое дело. Мне ответили, что оказывают поддержку только безработным. Тогда я сказала, что уволюсь и стану безработной, но должна быть уверена, что они дадут мне денег на организацию своего дела, иначе у меня будут сложности. Мне ответили, что с одной стороны никто не может мне ничего обещать, но с другой – приходите, приносите, мы посмотрим.

- А что нужно было им представить?
- Бизнес-план по их форме. Нашла швею. Это оказалась очень талантливая девочка. Для меня она была большим подарком, потому что в бизнесе очень важно найти тех людей, которые будут идти вместе с тобой.
Мы сделали несколько вариантов, я принесла их в центр занятости, показала все. Защитила свой проект.

- А у них там проходит конкурс?
- Да, там нужно не только разработать, но и защитить свой бизнес-план.

- То есть они дают деньги на открытие своего дела не всем?
- Нет, конечно, не всем. Они дают многим, но совсем безнадежным проектам отказывают. Я официально получала статус безработного. Они мне предлагали вакансии. Но на тот момент у меня был такой опыт и такая зарплата, что они на своей базе не могли найти мне вакансию и были вынуждены признать меня безработной. Таким образом, я занялась креслами-мешками. Это было интересно, мы создавали разные модели. Через год я снова поехала на «Селигер» и там познакомилась с владельцем компании «Экспедиция». Он мне рассказал про ребят из Новосибирска, которые продают различные игрушки. У них был интересный бизнес-формат, и мне это запомнилось.

На тот момент у меня был небольшой отдел кресел-мешков в ТРК «Фокус», группа в «ВКонтакте» - в общем, все работало. Потихоньку начали появляться дилеры, я договорилась с фабрикой мебели «Линда» о продажах моих кресел-мешков по всей России. Но в какой-то момент мне захотелось чего-то еще. Много денег было в обороте, не всегда были наличные, поэтому нужно было что-то еще. Я вспомнила про ребят из Новосибирска, нашла их в «ВКонтакте», написала им. Они предложили мне открыть отдел в Челябинске.

Их сеть называлась Oktopod. Это были игрушки йо-йо, неокубы (магнитный конструктор), хендгамы (жвачка для рук, которая не липнет), а начинали они вообще с «чесалки» для головы. Это была бизнес-модель, когда на одном квадратном метре продавались пять-шесть хитов продаж. На тот момент у них было около ста отделов по всей России также через партнеров. Это не франшиза, а просто партнерство, был процент с продаж. Они мне прислали товар и оборудование без договоров, вообще без всего. У меня было четыре отдела, к нам шло очень много покупателей. Этими игрушками я занималась два года параллельно с креслами-мешками. Для последних я, кстати, сделала отдел в формате квартиры. Там было окно в Париж, продавцы ходили в нем в носках, как дома, у нас там постоянно играли дети. Это все очень привлекало покупателей. Мы постоянно разрабатывали новые модели, начали уже делать бескаркасную мебель, например, мы сделали очень интересный диван-рояль. Появились новые материалы для набивки, но по стоимости это производство было не конкурентоспособно, а чтобы оно таким стало, нужны были большие инвестиции. У меня таких денег не было.

Я ездила в Москву, общалась с инвесторами, но мне не нравились те условия, которые они предлагали и в целом такой формат работы. На мой взгляд, формат работы с инвесторами подходит для тех, кто создает какие-то высокие технологии, они обитают в какой-то своей вселенной и им нужен человек, который будет ими руководить, иначе никак. Инвестор ему поможет: он вложит в него деньги, поможет продать его продукт, технологию, сделает его известным. Я же создавала достаточно понятные модели, у меня не было инновационных разработок, и у меня есть свое понимание того, как продавать и работать.

- Получается, сотрудничество с инвестором – это та же работа в найм?
- По сути да. Тебе каждую неделю нужно предоставлять ему большие отчеты: что ты делал, какие планы. И, естественно, за это ты платишь большой процент и в итоге получаешь меньше, чем он.

- А то, что вы сотрудничали с создателями сети Oktopod, не было наймом?
- Ребята создали уникальную систему учета продаж. Каждый продавец вечером заходил в Интернет, вносил в общую таблицу результаты продаж за день, и все могли это видеть. Были конкурсы за лучшие продажи. В первый же год мы стали лучшими по России. Мы проводили всякие чемпионаты по йо-йо, различные мероприятия, акции. Конечно, я делала все это в плане маркетинга и продвижения. В итоге владельцы этой сети приехали в Челябинск познакомиться с нашей командой.

Но через какое-то время они сами закрылись, свернули розничную сеть, потому что у этих товаров очень короткий срок жизни. Это же не хлеб, который всегда будут есть. Два года у нас были очень большие продажи, мы завалили весь Челябинск этими неокубами, рынок насытился, и эти игрушки стали уже никому не нужны. Новые выставки в Китае не принесли ничего, что стало бы новым хитом продаж, трендом среди молодежи. Я, конечно, думала, что запустить вместо этих игрушек, но ничего не нашла, что могло бы работать на тех же условиях и было бы настолько же интересно. Все, что ты закупаешь самостоятельно в малых объемах в России или в ближнем зарубежье, имеет очень низкую рентабельность в сравнении с тем, что можно купить оптом на всю сеть. Прибыли не будет практически никакой. А заниматься всем этим лишь бы заниматься - я не вижу смысла.

- В итоге вы тоже закрылись?
-Да, но у меня же оставались кресла-мешки. По-прежнему работал отдел и сайт, были дилеры. Все работало, деньги были, все было в порядке, у меня был заместитель, поэтому я могла уехать куда-нибудь на месяц и приезжать только чтобы забрать деньги. Это были первые звезды, которые ты хватаешь, и тебе кажется, что жизнь удалась и ты можешь отдыхать. Но это ошибочное мнение. Даже когда все замечательно и безоблачно, все равно нужно думать о будущем, о том, что ты будешь делать дальше, через пять лет, через десять. Да, нужно дать себе расслабиться, но не насовсем. Это не предпринимательский формат. Сейчас бы я так не расслаблялась и построила свою работу по-другому.

- Почему вы так говорите? Что произошло?
- Рынок кресел-мешков тоже начал заполняться, появились новые магазины, началась борьба с конкурентами, и мы уже могли конкурировать только ценой, вопрос качества отошел на второй план, потому что этот рынок тоже насытился. У товара есть свой жизненный цикл, и он подошел к концу. Тем более существуют товары, которые со временем уходят. Например, заняться пейджерами сегодня будет смешно.

- Что же было дальше?
- Однажды мне позвонил знакомый и предложил поучаствовать в тендере на рекламную кампанию. Поскольку по образованию я рекламщик, работала в этой сфере и все о ней знаю, то подумала, почему бы и нет. Все получилось, и следующие полгода я окунулась в рекламный бизнес, начала нанимать людей.

Но тендер подходил к концу, в это же время я закрыла отдел с креслами-мешками, у меня осталось только оптовое направление работы с дилерами. Стали появляться новые клиенты в рекламе. Хотя я вообще не планировала выстраивать какой-то бизнес в этом направлении, потому что оно мне не очень нравится, особенно наш рекламный рынок. Но какое-то время я работала в этой сфере. Бывает такое, что ты начинаешь свое дело с нескольких направлений, ищешь, что тебе больше нравится. Не всегда удается сразу найти свое, заняться этим делом и делать это всегда. За пять лет я сменила несколько направлений предпринимательской деятельности. В данный момент я нахожусь на этапе стартапа с новым проектом – школой правильного питания.

- Но ведь это совсем другая сфера. Почему вы решили так резко изменить направление своей деятельности?
- Параллельно со всеми своими проектами в качестве хобби я училась нутрициологии. Для меня это была какая-то другая, параллельная жизнь. Вообще я всегда этим занималась, поначалу для себя. С детства была пухлым ребенком, поэтому знаю, что такое сидеть на диетах без результата, толстеть, набирать еще больший вес, расстраиваться, в итоге все это бросать и так далее. Приятного мало. Я поехала опять же на «Селигер», но не на смену предпринимателей, а на смену здоровья. И как раз там основным направлением была нутрициология - наука о правильном питании и продуктах; осознанное, интуитивное питание, когда человек осознает, что он ест. Я стала правильно питаться, и наконец-то после долгих поисков способов и попыток мне удалось похудеть. Ко мне стали обращаться девочки за советами. Я стала общаться с ними, рассказывала о своем опыте, пробовала им помогать. Мне это очень понравилось. Я вспомнила то чувство, которое у меня возникало, когда я училась в медицинском классе и хотела стать врачом, чтобы помогать людям стать лучше, приносить им пользу. В школьные годы я очень хотела поступать в медицинский институт, и меня всегда в эту сторону тянуло.

Но в то же время мне всегда хотелось, чтобы у меня было свое дело, потому что мой папа всю жизнь работал на себя, и эта модель жизни и работы легла мне на душу. И я поняла, что школа правильного питания - это хорошая бизнес-возможность, которая будет реально приносить окружающим пользу. Ты видишь, как с твоей помощью меняются люди и их жизнь в лучшую сторону. Я стала заниматься этой темой, искать инструменты, как правильно общаться с девочками, чтобы был результат. Пошла дальше учиться на нутрициологию и психотерапию пищевого поведения, начала учиться коучингу, получила золотой сертификат. Этой зимой у меня была первая группа в рамках школы питания. Я нашла дело, которое мне по душе.








Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other